Preview

Техник транспорта: образование и практика

Расширенный поиск

Развитие среднего профессионального образования в современной России

https://doi.org/10.46684/2687-1033.2020.4.269-277

Аннотация

Будущее среднего профессионального образования (СПО) не определено. В рамках развития региональных систем подготовки кадров просматриваются модели, в которых подготовка рабочих кадров осуществляется на предприятиях, а подготовка специалистов среднего звена в вузах. В этих условиях особенно важна интеграция современных колледжей в производственную экосистему региона, развитие базы профессионального обучения взрослых.
Проанализированы научно-педагогические и методические работы, на основе анализа проведены обобщение и систематизация результатов, периодизация информации.
Представлены основные этапы развития СПО. Каждый этап имеет свою периодизацию. Временные рамки этапов зависят от изменений, происходящих в социально-экономической и политической сферах, что отражается на системе образования. Этапы охарактеризованы и описаны: выявлены причины; определены новые элементы, объекты и субъекты образовательных отношений; приведены новые понятия. Характеристика этапов дает возможность проследить тенденции и выявить динамику в развитии СПО. Дифференциация среднего образования — наиболее вероятный сценарий развития СПО на ближайшее десятилетие.
Выявлено, что стратегически важная задача ближайшего десятилетия — обеспечение системы СПО управленческими механизмами, позволяющими своевременно и адекватно реагировать на изменения внешних условий как на рынке труда, так и в сфере технологий.

Об авторах

В. И. Блинов
Научно-исследовательский центр профессионального образования и систем квалификаций Федерального института развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Научно-исследовательский центр профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС)
Россия

Владимир Игоревич Блинов — доктор педагогических наук, профессор, директор

125319, г. Москва, ул. Черняховского, д. 9, стр. 1



Л. Н. Крутеева
Научно-исследовательский центр профессионального образования и систем квалификаций Федерального института развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Научно-исследовательский центр профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС)
Россия

Лариса Надировна Куртеева — кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник

125319, г. Москва, ул. Черняховского, д. 9, стр. 1



Список литературы

1. Болдов О.Н., Иванов В.Н., Широкова Т.К., Суворов А.В. Динамика и структура сферы образования в России в 90-е годы // Проблемы прогнозирования. 2002. № 4. С. 122–133.

2. Горина И.И. Среднее профессиональное образование России в условиях системных реформ (1990-е гг.): дис. ... канд. ист. наук. М., 2004. 197 c.

3. Горина И.И., Линченко С.Н. История становления среднего профессионального образования России в условиях системных реформ 1990-х гг. // Успехи современного естествознания. 2004. № 7. С. 52–53.

4. Никифорова Т.Г. Факторы развития среднего профессионального образования // Казанский педагогический журнал. 2013. № 3 (98). С. 106–109.

5. Попов В.П. Система среднего специального образования в СССР и Российской Федерации в 1917–2000 гг.: дис. ... канд. ист. наук. М., 2000. 25 с.

6. Анисимов П.Ф., Демин В.М., Зуев В.М. и др. История среднего профессионального образования в России. М.: Новь, 2000. 700 с.

7. Егоршин А.П. Перспективы развития образования России в XXI в. // Университетское управление: практика и анализ. 2000. № 4. С. 50–64.

8. Абанкина И.В., Дудырев Ф.Ф., Фрумин И.Д., Шабалин А.И. Эволюция финансирования системы СПО: на пути к частно-государственному партнерству. М.: НИУ ВШЭ, 2017. 28 с.

9. Олейникова О.Н. Основные тенденции развития и современное состояние профессионального образования в странах Европейского Союза: дис. … д-ра пед. наук. М., 2003. 374 с.

10. Олейникова О.Н., Муравьева А.А., Аксенова Н.М. Обучение в течение всей жизни как инструмент реализации Лиссабонской стратегии. М.: РИО ТК им. Коняева, 2009. 131 с.

11. Олейникова О.Н., Муравьева А.А., Аксенова Н.М. Национальная система квалификаций: концептуальные и методические основы в контексте нерешенных проблем // Образование и наука. 2018. Т. 20. № 6. С. 70–89. DOI: 10.17853/1994-5639-2018-6-70-89

12. Агранович М.Л. Экономика российского образования через призму международных сравнений // Экономика образования. 2014. № 3. С. 15–17.

13. Агранович М.Л. Наше место. Российское образование в контексте международных индикаторов // Образовательная политика. 2020. C. 68–75.

14. Агранович М.Л. Что сегодня хотят знать страны про образование (новые направления статистических исследований ОЭСР) // Тенденции развития образования. Качество образовательных результатов и образовательные реформы: материалы XV ежегодной Международной научно-практической конференции. 2019. С. 77–87.

15. Агранович М.Л. Ресурсы в образовании: насыщение или пресыщение? // Вопросы образования. 2019. № 4. C. 254–275. DOI: 10.17323/1814-9545-2019-4-254-275

16. Сатдыков А.И. Сравнительный анализ систем опережающей подготовки кадров в России и за рубежом // Труд и социальные отношения. 2020. № 1. C. 67–83. DOI: 10.20410/2073-7815-2020-31-1-67-83

17. Satdykov A.I. Comparative Analysis of Enterprise’s Participation in the Process of Labor Training in USA, Great Britain and Russia // Contemporary problems of social work. 2019. Vol. 5. Issue 2. Pp. 21–29. DOI: 10.17922/2412-5466-2019-5-2-21-29

18. Агранович М.Л. Оценка шансов на занятость работников пенсионного и предпенсионного возрастов // Экономическая политика. 2019. Т. 14. № 2. C. 99–109. DOI: 10.18288/1994-5124-2019-2-90-109

19. Факторович А.А. Национальная система квалификаций как инструмент диалога системы образования и сферы труда // Актуальные задачи и пути их решения в области кадрового обеспечения электро- и теплоэнергетики: сборник трудов II Всероссийской научно-практической конференции. 2018. С. 80–83.

20. Есенина Е.Ю. Развитие и формирование современной понятийно-терминологической системы профессионального образования России: дис. ... д-ра пед. наук. М., 2013. 41 с.

21. Blinov V.I., Kurteeva L.N., Sazonov B.A. Lists of vocational education programmes: status and possible ways of modernization // Образование и наука. 2018. Т. 20. № 10. С. 31–49. DOI: 10.17853/1994-5639-2018-10-31-49

22. Блинов В.И., Есенина Е.Ю., Сергеев И.С., Куртеева Л.Н. О методических рекомендациях по модернизации программ развития профессионального образования субъектов РФ в соответствии со стратегическими задачами социально-экономического развития // Платформа-навигатор: развитие карьеры. 2019. № 1. С. 12–22.

23. Блинов В.И., Куртеева Л.Н. Новая методология стандартизации в среднем профессиональном образовании // Среднее профессиональное образование. 2019. № 12. С. 6–13.

24. Сазонов Б.А. Организация образовательного процесса: возможности индивидуализации обучения // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 6. С. 35–50. DOI: 10.31992/0869-3617-2019-29-6-35-50

25. Блинов В.И., Сазонов Б.А., Куртеева Л.Н. Новая нормативно-правовая модель реализации программ профессионального обучения // Профессиональное образование и рынок труда. 2020. № 1. С. 4–13. DOI: 10.24411/2307-4264-2020-10101

26. Новиков А.М. Методология образования. 2-е изд. М.: Эгвес, 2006. 488 с.

27. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология. М.: СИНТЕГ, 2007. 668 с.

28. Блинов В.И., Сергеев И.С., Факторович А.А. Профессиональный стандарт как основа конструктивного диалога системы образования и сферы труда // Профессиональное образование. Столица. 2017. № 10. C. 11–14.

29. Блинов В.И., Есенина Е.Ю., Клинк О.Ф., Сергеев И.С., Факторович А.А. Подготовка кадров для системы СПО на основе профессионального стандарта преподавателя // Профессиональное образование. Столица. 2017. № 3. C. 9–14.

30. Блинов В.И., Есенина Е.Ю., Клинк О.Ф., Сергеев И.С., Факторович А.А. Learning guidance for TVET teachers of the future // Science and Education: materials of the XIII international research and practice conference – Munich (Germany). 2016. Pp. 228–230.

31. Блинов В.И., Есенина Е.Ю., Клинк О.Ф., Куртеева Л.Н., Рыкова Е.А., Сергеев И.С. и др. Научно-методическое обеспечение массового внедрения моделей подготовки специалистов в рамках практико-ориентированного обучения // Среднее профессиональное образование. 2016. № 11. C. 25–29.

32. Сергеев И.С., Блинов В.И., Есенина Е.Ю., Лопатина С.Д., Маренин Д.А., Махотин Д.А. и др. Ключевые идеи концепции профессионального самоопределения в условиях постиндустриальной эпохи // Интерактивное образование. 2019. № 4–5. С. 2–7.

33. Блинов В.И., Есенина Е.Ю., Родичев Н.Ф., Сергеев И.С. Самоопределение личности в условиях неопределенности // Профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение обучающихся: вызовы времени: материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти академика РАО, доктора педагогических наук, профессора С.Н. Чистяковой. 24 апреля 2020 г. Саранск: МГПИ им. М.Е. Евсевьева, 2020.

34. Сергеев И.С. Новая образовательная профориентация. Петербургская модель // Профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение обучающихся: вызовы времени: материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти академика РАО, доктора педагогических наук, профессора С.Н. Чистяковой. 24 апреля 2020 г. Саранск: МГПИ им. М.Е. Евсевьева, 2020.

35. Блинов В.И., Сергеев И.С. Веер возможностей: профессиональное образование 2020–2035 // Образовательная политика. 2020. № 1 (81). С. 76–86. DOI: 10.22394/2078-838X-2020-1-76-86

36. Сергеев И.С., Блинов В.И., Есенина Е.Ю., Лопатина С.Д., Маренин Д.А., Махотин Д.А. и др. Ключевые тезисы концепции профессионального самоопределения в условиях постиндустриальной эпохи. М.: Перо, 2019. 20 с.

37. Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф. Технологические и практические подходы к формированию профессионального самоопределения школьников в условиях непрерывного образования // Современные проблемы профессионального и высшего образования: состояние и оценка. 2019. C. 137–147.

38. Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф. Анализ «лучших практик» профессиональной ориентации как важнейшая составляющая научно-методического обеспечения подготовки профориентологов // Воспитание детей – инвестиции в будущее: сборник статей III Всероссийского форума. 2018. С. 22–27.

39. Блинов В.И., Есенина Е.Ю., Сергеев И.С., Куртеева Л.Н., Дулаева З.К. Формирование региональных систем профессиональной ориентации школьников в Российской Федерации: опыт системного анализа // Профессиональное образование. Столица. 2018. № 8. C. 13–23.

40. Сергеев И.С., Родичев Н.Ф., Сикорская-Деканова М.А. Профессиональное самоопределение и его сопровождение в постиндустриальном мире: попытка прогноза // Профессиональное образование и рынок труда. 2018. № 4. С. 39–50.


Рецензия

Для цитирования:


Блинов В.И., Крутеева Л.Н. Развитие среднего профессионального образования в современной России. Техник транспорта: образование и практика. 2020;1(4):269-277. https://doi.org/10.46684/2687-1033.2020.4.269-277

For citation:


Blinov V.I., Kurteeva L.N. Development of secondary vocational education in modern Russia. Transport Technician: Education and Practice. 2020;1(4):269-277. (In Russ.) https://doi.org/10.46684/2687-1033.2020.4.269-277

Просмотров: 2219


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2687-1025 (Print)
ISSN 2687-1033 (Online)