Научно-практический рецензируемый журнал "Техник транспорта: образование и практика".
Основан в 2019 г. Периодичность: 4 раза в год. Первый номер вышел в июне 2020 г.
Свидетельство о регистрации печатной версии: ПИ № ФС 77–77970 от 03.03.2020. Свидетельство о регистрации электронной версии: ЭЛ № ФС 77–77968 от 03.03.2020.
Включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК по следующим научным специальностям:
2.9.1. Транспортные и транспортно-технологические системы страны, ее регионов и городов, организация производства на транспорте (технические науки)
2.9.2. Железнодорожный путь, изыскание и проектирование железных дорог (технические науки)
2.9.3. Подвижной состав железных дорог, тяга поездов и электрификация (технические науки)
2.9.4. Управление процессами перевозок (технические науки)
2.9.8. Интеллектуальные транспортные системы (технические науки)
2.9.9. Логистические транспортные системы (технические системы)
Тематическая направленность предусматривает широкий спектр вопросов, возникающих на стыке организации непрерывного профессионального образования и подготовки квалифицированных кадров среднего звена и инженерно-технических работников железнодорожного и автомобильного транспорта.
Публикуются результаты научных исследований, методические разработки, актуальный аналитический материал преподавателей и специалистов высших и средних учебных заведений наземного транспорта, а также смежных отраслей, академических и прикладных институтов.
Текущий выпуск
Представлен комплексный анализ деятельности Уральского территориального управления Федерального агентства железнодорожного транспорта (Росжелдор) за 20 лет работы. Рассмотрены основные функции управления, включающие оказание государственных услуг владельцам инфраструктуры, перевозчикам и пользователям услуг железнодорожного транспорта на полигонах Свердловской (эксплуатационная длина — 7,2 тыс. км, развернутая длина — 9,7 тыс. км, 415 раздельных пунктов) и Южно-Уральской (эксплуатационная длина — 4,4 тыс. км, развернутая длина — 7,5 тыс. км, 247 раздельных пунктов) железных дорог, АО «ЯЖДК» (эксплуатационная длина — 188 км, 13 железнодорожных станций)
Освещены ключевые направления работы двух профильных отделов: инфраструктуры и транспортной безопасности. Приведены статистические данные по оказанным услугам, включая пономерной учет более 648 тыс. единиц подвижного состава, ввод в эксплуатацию свыше 170 км путей общего пользования и более 550 км путей необщего пользования, а также обследование свыше 500 железнодорожных станций.
Раскрыты результаты взаимодействия с крупными предприятиями региона (ООО «ЗапСибНефтехим», ПАО «Метафракс», ООО «Уральские локомотивы», ООО «Цемикс»). Описаны текущие инфраструктурные проекты, в том числе Северный железнодорожный обход Перми и Северный широтный ход (707 км). Отдельное внимание уделено сотрудничеству с образовательными организациями, в частности с Уральским государственным университетом путей сообщения.
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Рассмотрена история появления железнодорожного образования в России. Определены этапы его эволюции в зависимости от развития железных дорог. Изучены документы стратегического планирования, в которых нашли отражение вопросы развития железнодорожного образования в стране. Рассмотрены основные цели и задачи системы подготовки специалистов транспортной отрасли, переподготовки управленческих команд.
Проанализированы исторические источники, а также современные законодательные акты, связанные с вопросами развития образования и подготовки кадров. При определении этапов выявлена прямая связь с этапами развития железных дорог. Каждый новый этап сопровождался началом функционирования новых учебных учреждений и совершенствованием образовательного процесса. Прослежен путь от Института Корпуса водяных и сухопутных сообщений до институтов железнодорожного транспорта.
Современный этап развития предусматривает внедрение цифровых технологий, возможностей искусственного интеллекта, использование новых материалов и конструкций. В настоящее время система железнодорожного образования в России представлена девятью университетскими комплексами, включая филиалы.
Процесс развития образования находит отражение в важных государственных документах. Основные цели, задачи и направления его определены в Транспортной стратегии. Задав вектор развития транспортного образования, Транспортная стратегия оставила вне поля своего внимания ее отраслевые сферы. Для восполнения данного пробела предлагается уточнение специфических вопросов отраслевого образования в самой Транспортной стратегии либо в иных документах стратегического планирования развития отраслей транспорта.
ОБРАЗОВАНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ: ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
Актуальность статьи обусловлена вниманием современного общества к проблемам инклюзивного образования. Образовательная инклюзия утверждает равное отношение ко всем людям, создает необходимые условия для лиц, имеющих особые образовательные потребности, рассматривается как важнейший механизм инклюзии социальной и признается мировой общественностью составляющей гуманизма.
Одна из задач регионального образования — развитие инклюзивного профессионального образования для молодых людей и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью. Региональная система образования внедряет технологии инклюзии и создает организационно-педагогические условия для получения среднего профессионального образования детьми с ОВЗ и молодыми инвалидами в Новосибирской области.
Основные методы исследования: сбор и анализ статистических данных, эксперимент, педагогическое наблюдение.
Результаты организации образовательной инклюзии в регионе через призму деятельности базовой профессиональной образовательной организации Новосибирской области (БПОО) позволяют определить эффективные механизмы формирования доступной образовательной среды, а также векторы развития инклюзии социальной. Реализация модели профессионального наставничества для молодых специалистов, работающих с семьями, воспитывающими детей с инвалидностью и ОВЗ, и лицами с инвалидностью и ОВЗ, разработанной сотрудниками БПОО Новосибирской области, позволит обеспечить не только организационно-методическое сопровождение инклюзивного образования, но и решение вопроса сохранности кадров, работающих с детьми с инвалидностью и ОВЗ и их родителями, развития их профессиональных компетенций и психологической готовности к инклюзии.
Приведен обзор теоретического обоснования геймификации обучения литературе с привлечением зарубежного опыта из монографии М.В. Кларина «Инновационные модели обучения: Исследования мирового опыта» и работ отечественных педагогов. Рассмотрены вопросы игровых технологий обучения в колледжах Федерального агентства железнодорожного транспорта (Росжелдора) как возможности повышения мотивации обучающихся к изучению литературы. Рассмотрено привнесение профессионального компонента через геймификацию в обучение по требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования на примерах практики преподавания литературы в Ожерельевском железнодорожном колледже — филиале Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I в г. Кашира. Такие занятия, как деловые игры, организационно-деятельностные игры (ОДИ), социоигровая деятельность на нестандартных уроках, квесты и дискуссии. В названных формах работы на уроках литературы используют произведения отечественных авторов, где есть хронотоп железной дороги или иные отсылки в тексте к железнодорожной тематике. Это служит хорошей базой для профориентации студентов колледжа. Особо стоит выделить театральную деятельность.
ЛОГИСТИКА. ЭКОНОМИКА ТРАНСПОРТА. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССАМИ ПЕРЕВОЗОК
Исследуются проблемы и перспективы развития железнодорожного транспорта в условиях стремительного экономического роста. Особое внимание уделено вопросам повышения эффективности организации транспортных потоков и модернизации инфраструктуры. Проанализирована текущая ситуация, включая снижение объемов грузовых перевозок и перегруженность железнодорожных путей.
Рассмотрена возможность разделения движения грузовых и пассажирских поездов как перспективное решение, которое позволит увеличить пропускную способность, ускорить перевозки и повысить безопасность. На основе анализа зарубежного опыта, в частности Китая, и статистических данных по России за период с 2018 по 2024 г., обоснована необходимость внедрения высокоскоростных магистралей для пассажирских поездов. Приведены примеры успешных проектов и их влияние на экономику. Особое внимание уделено программе развития скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения в России до 2030 г. Изучена текущая ситуация на линии Москва – Санкт-Петербург, где грузовые поезда вынуждены уходить на кружные маршруты из-за высокой интенсивности пассажиропотока.
Предложено строительство специализированных высокоскоростных путей для пассажирских поездов отдельно от грузовых, что позволит значительно сократить сроки доставки и снизить тарифы. В заключении подчеркнуто, что успешная реализация проекта разделения движения грузовых и пассажирских поездов может стать важным шагом в развитии железнодорожного транспорта России, повысив его конкурентоспособность и эффективность.
Подробно описаны перспективы развития Северного морского пути в условиях западных санкций, обоснована необходимость перенаправления грузопотоков с железнодорожного на морской транспорт, а также продемонстрированы возможности экономического развития Камчатского края вследствие открытия движения по Северному морскому пути. Исследование носит обзорный характер. Целью является поиск возможностей развития Северного морского пути в условиях западных санкций, а также привлечение внимания к проблемам экономики Камчатского края и изучение роли этого маршрута в решении указанных проблем. Проанализированы объемы грузопотоков магистральными видами транспорта и преимущества Северного морского пути, выполнена оценка грузооборота по этому маршруту, анализ грузооборота крупнейших портов Российской Федерации, оценка потенциала Камчатского края. Данное исследование обращает внимание на необходимость развития Северного морского пути, дальнейшего изучения его аспектов, привлечения внимания к экономическому потенциалу Камчатского края и возможностям его развития при условии открытия движения по Северному морскому пути. Для этого использовались обзор научных статей и статистических данных, анализ количественных и качественных характеристик маршрутов.
Исследованы динамика изменений экспорта на рынке термочувствительных грузов в период с 2019 по 2023 гг., влияние организации их перевозки на развитие агропромышленного комплекса в современных условиях.
Применялись материалы открытых источников сети Интернет, методы системного анализа и статистики.
На основании анализа статистических и отчетных данных экспорта продукции агропромышленного комплекса выделены основные позиции поставляемой продукции, страны — импортеры российского продовольствия и используемые в цепях поставок виды подвижного состава железнодорожного транспорта.
Предложены пути повышения объемов перевозок за счет применения передовых технологий. Авторы приходят к выводу, что основными видами экспортной продукции агропромышленного комплекса являются злаки, рыба и морепродукты, жиры и масла животного или растительного происхождения, алкогольные и безалкогольные напитки, мясо и пищевые мясные субпродукты. Основными странами — импортерами российских термочувствительных грузов из Российской Федерации в рассматриваемый период с 2019 по 2023 гг. стали Китай, Турция, Казахстан, страны Ближнего Востока и Африки. Для обеспечения качества поставляемых термочувствительных грузов, их пищевой ценности, необходимо использовать специализированный подвижной состав, сохраняющий или поддерживающий температурный режим перевозки на всем пути следования.
ЦИФРОВИЗАЦИЯ, ИННОВАЦИИ И МОДЕЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ
Рассмотрены перспективные направления развития тормозных устройств для высокоскоростных поездов с применением вихретокового торможения. Актуальность исследования обусловлена ростом скоростей железнодорожного транспорта и необходимостью повышения безопасности, энергоэффективности и надежности тормозных систем. Вихретоковое торможение, основанное на использовании электромагнитной индукции, — перспективная альтернатива традиционным фрикционным и реостатным системам, поскольку позволяет снизить износ механических компонентов и улучшить плавность торможения.
Методы исследования основаны на литературном обзоре современных экспериментальных исследований применения различных видов тормозных систем высокоскоростного транспорта. Особое внимание уделено комбинированным системам, сочетающим вихретоковое торможение с другими технологиями.
Результаты работы демонстрируют необходимость модернизации существующих тормозных систем в соответствии с современными требованиями к безопасности и энергосбережению. Определены ключевые направления развития, включая оптимизацию конструкции индукционных тормозов, интеграцию систем рекуперации энергии и применение новых материалов для повышения эффективности.
Практическая значимость исследования заключается в предложении конкретных решений для внедрения вихретоковых тормозов на высокоскоростном подвижном составе. Реализация этих разработок позволит повысить надежность подвижного состава, снизить эксплуатационные затраты и обеспечить соответствие международным стандартам безопасности. Результаты могут быть использованы при проектировании новых моделей железнодорожного транспорта.
В условиях возрастающей интенсивности железнодорожных перевозок и необходимости повышения эффективности эксплуатации инфраструктуры особенно актуальной становится задача обеспечения качественного и равномерного уплотнения балластного слоя при выполнении планово-предупредительной выправки пути. Анализ существующих технических решений показал, что используемые в настоящее время выправочно-подбивочные машины циклического и непрерывно-циклического действия обладают рядом существенных ограничений, связанных с разрушением шпал, неоднородным распределением плотности балласта и низкой скоростью выполнения операций. В этой связи возрастает интерес к применению машин первичной выправки пути (МПВ), отличающихся иной конструкцией вибрационного рабочего органа, и в частности — возможностью реализации непрерывного горизонтального уплотнения щебня со стороны торцов шпал. Настоящая работа направлена на повышение технологической эффективности машин МПВ за счет модернизации конструкции основной виброплиты. Целью исследования являлось проектирование и обоснование конструкции виброплиты с улучшенными геометрическими характеристиками и адаптивной системой управления углом поворота рассекателя балласта, обеспечивающей стабильное качество уплотнения в различных условиях работы. Для достижения поставленной цели применялись методы графоаналитического моделирования в системе автоматизированного проектирования SolidWorks, численный расчет прочностных характеристик элементов конструкции, а также аналитическое моделирование параметров уплотнения балластного слоя с использованием специально разработанного программного комплекса в среде Delphi-7. На основе полученных расчетов была создана цифровая 3D-модель виброплиты с новой кинематической схемой подвески и управляемыми гидравлическими элементами. Результаты графоаналитического анализа показали, что модернизированная конструкция обеспечивает достижение заданной относительной осадки балласта в диапазоне 0,15–0,2, при этом коэффициент запаса прочности по пределу текучести составляет 2,18, что свидетельствует о высокой надежности конструкции. Практическое значение работы заключается в возможности внедрения разработанных решений в конструкцию серийных МПВ, что позволит существенно повысить равномерность уплотнения балластного слоя, минимизировать разрушение шпал и увеличить производительность операций по выправке пути на объектах инфраструктуры ОАО «РЖД». Новизна исследования состоит в системной интеграции результатов аналитических, численных и CAD-расчетов, направленных на создание адаптивного вибрационного рабочего органа для непрерывного уплотнения балласта при плановопредупредительной выправке пути.
ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕВОЗОК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ НА ТРАНСПОРТЕ
Рассмотрена важность ближнего межрегионального пассажирского железнодорожного сообщения как ключевого элемента взаимодействия между регионами, позволяющего быстро и удобно перемещаться жителям для работы и туризма. На примере направлений Санкт-Петербург – Псков и Санкт-Петербург – Великий Новгород подчеркивается значимость этих маршрутов для указанных целей. Санкт-Петербург выступает в роли экономического центра, что способствует привлечению населения из соседних регионов.
Цель — исследовать возможности оптимизации ближнего межрегионального пассажирского железнодорожного сообщения на маршрутах Санкт-Петербург – Псков и Санкт-Петербург – Великий Новгород для повышения качества перевозок и учета потребностей жителей и туристов. Использованы статистические данные о пассажирских перевозках, выполнен анализ эксплуатационных издержек, маршрутов с участием пассажиров и местных властей. Включены методы сравнительного анализа для выявления сильных и слабых сторон существующей системы. Результаты исследования: определены ключевые эксплуатационные издержки и предложены рекомендации по их оптимизации. Выявлены пути повышения частоты и комфортности поездок, а также возможности для улучшения интеграции межрегиональных перевозок с другими видами транспорта. Ожидается, что предложенные меры улучшат качество обслуживания пассажиров и увеличат спрос на маршруты.
Анализ организации пассажирского сообщения на линиях Санкт-Петербург – Псков и Санкт-Петербург – Великий Новгород выявил наличие длительных непроизводительных простоев подвижного состава, а статистическое исследование пассажиропотока поездов «Ласточка» Новгородского направления позволило определить уровень их заполняемости как достаточно низкий. Для оптимизации организации пассажирского сообщения и пассажиропотока рассмотренных направлений предложено: 1) организация объединенного челночного маршрута на линиях Санкт-Петербург – Псков и Санкт-Петербург – Великий Новгород; 2) удлинение направления Санкт-Петербург – Псков для стыковочной стоянки в Великом Новгороде.
ИСТОРИЯ ТРАНСПОРТА
На примере Хабаровского технического железнодорожного училища раскрыто содержание учебного процесса в этом виде учебных заведений царской России. Обращено внимание на высокий престиж преподавателя в училище, который приравнивался к классному чиновнику, находящемуся на государственной службе. Приведена информация о предметах, изучавшихся в училище, и их объеме. Система преподавания способствовала решению проблемы низкого исходного уровня поступающих. Отмечен низкий уровень отсева учащихся из учебного заведения, и найдено внятное объяснение этому. Подчеркнута практическая направленность подготовки, позволяющая выпускникам реализовать полученные знания и навыки в дальнейшей трудовой деятельности.
ОБЗОР НАУЧНОЙ ПРЕССЫ. НОВИНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: СОБЫТИЯ, МНЕНИЯ, СООБЩЕНИЯ
Рязанский филиал ПГУПС празднует 105 лет со дня своего образования. Приведены основные достижения и направления работы, перечислены имена педагогов, внесших вклад в развитие филиала, и обучающихся — победителей различных олимпиад, конкурсов. Отмечена важность социального партнерства. Взаимодействие с партнерами способствует созданию качественной образовательной среды, развитию новых программ и инициатив, а также интеграции студентов в профессиональную сферу. Акцентируется внимание на положительном влиянии социального партнерства на образовательный процесс и будущие успехи выпускников, а также на важности дальнейшего сотрудничества для устойчивого развития Рязанского филиала. Подчеркнута значимость юбилея как момента для укрепления традиций Рязанского филиала и вдохновения новых поколений на достижение высоких результатов в обучении и профессии.
Публикация посвящена 95-летнему юбилею Петрозаводского филиала ПГУПС. Прослежен путь от основания в 1930 г. как Лодейнопольского техникума железнодорожного транспорта до современного статуса одного из ведущих образовательных учреждений Республики Карелия. Детально описаны ключевые этапы развития учебного заведения, включая работу в годы Великой Отечественной войны, переезд в Петрозаводск в 1959 г., последовавшие преобразования и достижения. Особое внимание уделено современному состоянию филиала: его миссии, материально-технической базе, высококвалифицированному преподавательскому составу и успехам в рейтингах отраслевых образовательных учреждений. Подчеркнут вклад филиала в подготовку более 20 тыс. специалистов для железнодорожной отрасли, многие из которых стали выдающимися руководителями и профессионалами. Освещена образовательная и воспитательная деятельность, направленная на сохранение традиций и формирование сплоченного коллектива. Сделаны выводы о том, что сочетание верности историческим традициям и активного внедрения инновационных технологий обеспечивают устойчивое лидерство филиала в системе среднего профессионального образования России.
В 2025 г. Иркутский государственный университет путей сообщения празднует 50-летний юбилей. ИрГУПС сегодня — это крупный научно-образовательный центр с сетью филиалов в четырех субъектах Российской Федерации, а также за рубежом.
За годы становления удалось существенно расширить сферы подготовки специалистов так, что на сегодняшний день университет готовит квалифицированные кадры практически для всех отраслей экономики. Научные разработки вуза широко используются на предприятиях реального сектора экономики, внедряются в крупных проектах регионального и федерального масштаба.
На горизонте ближайшего десятилетия перед университетом стоит ряд важных стратегических задач. В их числе — наращивание статуса и признания в глобальном научно-образовательном процессе, а также обеспечение лидерства в формировании фронтирных технологий цифровых двойников для объектов наземной транспортной инфраструктуры.
ISSN 2687-1033 (Online)








