Preview

Техник транспорта: образование и практика

Расширенный поиск

Среднее профессиональное образование: сценарии возможного будущего и перспективы развития

https://doi.org/10.46684/2687-1033.1.02

Полный текст:

Аннотация

Долгосрочный социально-экономический прогноз развития Российской Федерации на период до 2030 г. определяет, что основные барьеры при реализации инновационного и форсированного сценариев вызваны дефицитом конкурентоспособных по мировым критериям профессиональных кадров, как на уровне корпораций, так и государственного управления, неэффективностью механизмов координации усилий. Данное исследование направлено на изучение готовности и возможностей системы профессионального образования и обучения Российской Федерации ответить на поставленные внешние вызовы с учетом сценариев долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2035 г. Исследование направлено также на создание научных, организационных и методических условий для позитивной модернизации системы профессионального образования и обучения Российской Федерации на основе стратегий регионального развития, что позволит реализовать меры по развитию инфраструктуры, кадрового потенциала, созданию современных условий для реализации профессиональных образовательных программ. Представлены прогнозные сценарии развития среднего профессионального образования, дана их характеристика, выявлены риски и преимущества. Рассмотренные сценарии позволяют уже сегодня определить социально-экономический потенциал профессионального образования, цели и задачи его развития.

Об авторах

В. И. Блинов
Научно-исследовательский центр профессионального образования и систем квалификаций Федерального института развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Научно-исследовательский центр профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС)
Россия
Владимир Игоревич Блинов — доктор педагогических наук, профессор, директор 125319, г. Москва, ул. Черняховского, д. 9, стр. 1


Л. Н. Куртеева
Научно-исследовательский центр профессионального образования и систем квалификаций Федерального института развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Научно-исследовательский центр профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС)
Россия

Лариса Надировна Куртеева — кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник

125319, г. Москва, ул. Черняховского, д. 9, стр. 1



Список литературы

1. Бондаренко Н.В., Гохберг Л.М., Ковалева Н.В. и др. Образование в цифрах: 2019: краткий статистический сборник. М.: НИУ ВШЭ, 2019. 96 с.

2. Вишневская Т.Н., Куликова О. Формирование заработной платы в России: роль отраслевых тарифных соглашений // Вопросы экономики. 2009. № 4. С. 91–103. DOI: 10.32609/0042-8736-2009-4-91-103

3. Вишневская Н.Т. Модели первичной профессиональной подготовки в современных экономиках // Вопросы образования. 2010. № 4. С. 5–29.

4. Гимпельсон В.Е. Нужны ли нашей промышленности квалифицированные работники? История последнего десятилетия. М.: Изд. дом Гос. ун-та — Высшей школы экономики, 2010. 67 с.

5. Гимпельсон В., Капелюшников Р., Лукьянова А. Спрос на труд и квалификацию в промышленности: между дефицитом и избытком. М.: ГУ ВШЭ, 2007. 57 с.

6. Агранович М.Л., Ермачкова Ю.В., Селиверстова И.В. Российское образование в контексте международных индикаторов, 2019. М.: ФИРО РАНХиГС, 2019. 96 с.

7. Болотов В.А. Прошлое, настоящее и возможное будущее российской системы оценки качества образования // Вопросы образования. 2018. № 3. С. 287–297.

8. Дудырев Ф.Ф., Козлов В.А., Кузеванова Ю.В., Шабалин А.И. Система среднего профессионального образования Российской Федерации в 2005–2030 гг.: влияние демографических факторов. М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2017. 24 с.

9. Геворкян Е.Н., Мотова Г.Н. Болонский процесс и сотрудничество в области обеспечения качества образования: опыт Российской Федерации // Вопросы образования. 2004. № 4. С. 150–165.

10. Геворкян Е.Н. Качество высшего образования: плановые и внеплановые проверки // Вопросы образования. 2005. № 1. С. 226–234.

11. Звонников В.И. Подход к оценке результативности и эффективности деятельности организации в модели EFQM // Менеджмент сегодня. 2015. № 5. С. 288–298.

12. Сафонов А.А., Звонников В.И., Нефедов В.А. Методы и технологии разработки и совершенствования систем менеджмента организаций // Менеджмент сегодня. 2015. № 1. С. 2–13.

13. Факторович А.А., Смирнова Ю.В., Клинк О.Ф., Сергеев И.С., Селиверстова И.В., Ливинец М.А. и др. Система подготовки кадров: точки роста: сборник методических и информационных материалов. Вып. 2 / под общ. ред. А.Н. Лейбовича. М.: АНО «Национальное агентство развития квалификаций»; «Полиграф сервис», 2018. 166 с.

14. Лейбович А.Н. Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций: взаимодействие бизнеса и образования при решении задачи кадрового обеспечения развития экономики России // Профессиональное образование. Столица. 2013. № 12. С. 15–21.

15. Лейбович А.Н., Блинов В.И., Батрова О.Ф., Есенина Е.Ю. Профессиональные стандарты как инструменты сопряжения деятельности системы профессионального образования с требованиями рынка труда // Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования. 2013. № 7. 72 с.

16. Факторович А.А. Национальная система квалификаций как инструмент диалога системы образования и сферы труда // Актуальные задачи и пути их решения в области кадрового обеспечения электро- и теплоэнергетики: II Всероссийская научно-практическая конференция. 2018. С. 80–83.

17. Байденко В.И. Болонский процесс: в преддверии третьего десятилетия // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 11. С. 136–148. DOI: 10.31992/0869-3617-2018-27-11-136-148

18. Блинов В.И., Есенина Е.Ю. Развитие среднего профессионального образования: сценарий и прогнозы // Профессиональное образование. Столица. 2015. № 3. С. 5–7.

19. Блинов В.И. и др. Компетентностный подход в профессиональном образовании. М.: Изд-во Мэйлер, 2010. 227 с.

20. Биленко П.Н., Блинов В.И., Дулинов М.В., Есенина Е.Ю., Кондаков А.М., Сергеев И.С. Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения. М.: Издательство «Перо», 2019. 98 с.

21. Блинов В.И., Коган Е.Я., Глазунов А.Т., Есенина Е.Ю., Осадчева С.А. Модернизация региональных программ развития профессионального образования // Среднее профессиональное образование. 2018. № 10. С. 16–21.

22. Глазунов А.Т., Блинов В.И., Сергеев И.С., Есенина Е.Ю., Осадчева С.А. Регионы России: подготовка кадров для передовых технологий (по результатам аналитического исследования) // Среднее профессиональное образование. 2018. № 9. С. 17–21.

23. Блинов В.И., Глазунов А.Т. Учебно-методические объединения СПО: новая структура, новые задачи // Профессиональное образование. Столица. 2017. № 2. С. 21–24.

24. Новиков А.М. Методология образования. Изд. второе. М.: «Эгвес», 2006. 488 с.

25. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология. М.: СИНТЕГ, 2007. 668 с.

26. Никитин М.В. Становление сетевого профессионального образования: ресурсы организаций и сообществ. М.: Компания КноРус, 2018. 260 с.

27. Новиков А.М., Новиков Д.А., Ломакина Т.Ю., Никитин М.В., Щеголев В.А. Регионализация профессионального образования: управление региональной системой профессионального образования: руководство для работников региональных органов управления образованием / под общ. ред. Т.Ю. Ломакиной. М.: Университетская книга; Логос, 2006. 176 с.

28. Олейникова О.Н., Муравьева А.А. Сертификация квалификаций: основные принципы и процедуры. М.: АНО Центр ИРПО, 2011. 68 с.

29. Олейникова О.Н., Муравьева А.А., Аксенова Н.М. Обучение в течение всей жизни как инструмент реализации Лиссабонской стратегии. М.: РИО ТК им. Коняева, 2009. 132 с.

30. Дудырев Ф.Ф., Романова О.А., Шабалин А.И., Абанкина И.В. Молодые профессионалы для новой экономики: среднее профессиональное образование в России / под ред. Ф.Ф. Дудырева, И.Д. Фрумина. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. 271 с.

31. Бутенко В., Полунин К., Котов И., Сычева Е., Степаненко А. и др. Россия 2025: от кадров к талантам. The Boston Consulting Group; Сбербанк, 2017. 69 с.


Для цитирования:


Блинов В.И., Куртеева Л.Н. Среднее профессиональное образование: сценарии возможного будущего и перспективы развития. Техник транспорта: образование и практика. 2020;1(1-2):21-27. https://doi.org/10.46684/2687-1033.1.02

For citation:


Blinov V.I., Kurteeva L.N. Secondary vocational education: possible future scenarios and development prospects. Transport Technician: Education and Practice. 2020;1(1-2):21-27. (In Russ.) https://doi.org/10.46684/2687-1033.1.02

Просмотров: 186


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2687-1025 (Print)
ISSN 2687-1033 (Online)