Preview

Техник транспорта: образование и практика

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков
Том 1, № 3 (2020)
Скачать выпуск PDF
https://doi.org/10.46684/2687-1033.2020.3.

ТЕНДЕНЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТРАЕКТОРИИ ПЕДАГОГА

152-156 45
Аннотация

Рассмотрены проблемы системы среднего специального профессионального образования (СПО) в России. Показано, что в информационную эпоху изменения во всех сферах общества касаются также образования, которое должно соответствовать времени. Серьезной проблемой, с которой столкнулся мир, стала пандемия COVID-19. Образование в ситуации самоизоляции меняет свой формат на дистанционный. В связи с этим появляется проблема: как организовать образовательный процесс, чтобы не потерять взаимодействие «лицом к лицу», которое являлось индикатором высокого качества образования? Проведен сравнительный анализ работ педагогического, философского и социологического характера, посвященных проблемам развития современного общества в целом, актуальным вопросам СПО и дистанционного образования, в частности. Отмечено, что основной задачей в период самоизоляции становится качественная организация дистанционного образования. Для СПО это важно по следующим причинам: возрастные особенности обучающихся в системе СПО предполагают сложности с организацией самообразования; профессиональное образование, помимо теоретических знаний, предусматривает развитие практических навыков, осуществление которых в удаленном формате вызывает ряд трудностей. В сложившейся кризисной ситуации мастерам производственного обучения и преподавателям специальных дисциплин необходимо продолжать процесс образования, не снижая его качество. Для достижения этой цели предложены разработка виртуальных курсов, тренажеров, а также модели сетевого взаимодействия «техникум — производство». Выявлено, что сориентировать себя на самообразование обучающимся поможет преподаватель-тьютор, использующий эффективные приемы обучения, которые предоставляют информационные технологии. Обозначено, что СПО столкнулось с вызовами, на которые должно дать адекватный ответ: переход на дистанционное обучение без потери качества образования; подготовка молодежи к самостоятельному реагированию на возникающие вызовы современности, а преподавателей (особенно профессиональных дисциплин) — к специфике работы в удаленных условиях.

157-164 50
Аннотация
Стремительное развитие транспортной отрасли требует эксплуатации технически сложных систем и высокотехнологичного оборудования. Это характерно для всех видов транспорта. Рассмотрены публикации ряда экспертов, по мнению которых отраслевым транспортным вузам Российской Федерации отведена ведущая роль в инновационном развитии транспорта. Проанализированы особенности отраслевого транспортного образования, зарубежные модели кадрового обеспечения транспортной отрасли. Представлена авторская карта распределения основных транспортных университетов в мире и университетов, имеющих в своем составе транспортные факультеты. Транспортной отрасли для успешного развития необходимо опережающее кадровое обеспечение. Стремительный прогресс науки, техники и технологий требует эксплуатации технически сложных систем и высокотехнологичного оборудования. Анализ экспертных мнений, тенденций и особенностей позволил выделить тренды в развитии профессионального транспортного образования: размывание границ между транспортными образовательными программами (ОП); рост роли дополнительных ОП; повышенный спрос на индивидуальные ОП, реализуемые с использованием средств электронных информационных образовательных систем; развитие форм кооперации и коллаборации вузов, реализующих ОП; появление новых профессий; увеличение спроса на новые компетенции, необходимые для решения нерутинных аналитических и межличностных задач. Ключевым фактором влияния образования на технологическое развитие и экономический рост является качество обучения. При разработке ОП необходимо учитывать следующие тренды и технологии: ускорение цифровизации; развитие виртуальной и дополненной реальности; автоматизацию всего жизненного цикла; новые материалы; появление новых транспортных систем и логистических цепочек; развитие низкоуглеродных и безуглеродных энергетических систем.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕРЕПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ ТРАНСПОРТА

165-172 46
Аннотация

Рассмотрен опыт работы федеральных учебно-методических объединений в системе среднего профессионального образования (ФУМО СПО) по укрупненным группам профессий, специальностей, созданных в2015 г. Министерством образования и науки Российской Федерации. Основными объектами их деятельности являются федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), примерные программы, обеспечение качества и развития содержания СПО, профессионального совершенствования деятельности научно-педагогических работников. Показано формирование команды нового проекта. Собрать все железнодорожные специальности в одну группу важно для обеспечения единства подходов к разработке содержания ФГОС СПО, примерных образовательных программ и к экспертизе их содержания, а также улучшения качества содержания образования и преемственности с высшим образованием. Соответствующие специальности высшего образования входят в одну группу УГСН 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта» ФУМО ВО. ФУМО СПО оказывает экспертные услуги в сфере своей деятельности. Для этого создан Экспертный совет. Состав его формируется из числа преподавателей образовательных организаций СПО. Всего за время работы Экспертного совета проведено более 130 экспертиз учебных изданий по автомобильному и железнодорожному транспорту.

ТРАНСПОРТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ: ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ

173-178 32
Аннотация

Рассматриваются предпосылки, процесс становления и структура Национальной системы квалификаций современной России, ее значение для устранения дисбаланса спроса и предложения на рынке труда, формирования качественного кадрового заказа и опережающей подготовки кадров. Приведено понимание квалификации как определенного трудового потенциала человека, который работодатель использует, а работник предлагает для того, чтобы поддерживать необходимый бизнес-процесс. Показана роль, основные этапы деятельности и перспективные задачи Национального агентства развития квалификаций как оператора и методического хаба новой системы квалификаций, координатора взаимодействия бизнеса и образования. Представлены ключевые проекты, которые реализует Национальное агентство: мониторинг рынка труда в разрезе квалификаций, поддержка советов по профессиональным квалификациям в формировании отраслевых квалификационных структур, построении системы независимой оценки квалификации. С 2017 г. в соответствии с Распоряжением Правительства РФ Национальное агентство выполняет функции базового центра подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров. Эта функция сегодня особенно востребована, поскольку продвижение новых профессиональных стандартов, новых квалификационных требований, новой системы признания квалификаций в сферу профессионального обучения, среднего профессионального и высшего образования — это гарантия качества подготовки кадров.

179-184 34
Аннотация

Рассмотрены значение и роль некоммерческой организации «Ассоциация колледжей и техникумов транспорта» (АСКИТТ), ставшей коллегиальным органом, представляющим и отстаивающим интересы единого образовательного сообщества железнодорожных колледжей и техникумов, работающих в интересах стратегической отрасли страны. Сегодня АСКИТТ объединяет более 50 образовательных организаций в системе транспортного среднего профессионального образования (СПО). Определена главная миссия АСКИТТ — координация и организация деятельности образовательных организаций, удовлетворение возрастающих требований отрасли к качеству подготовки квалифицированных специалистов СПО, продвижение интересов транспортного образования, в том числе в вопросах нормативно-правового регулирования реализации задач в области подготовки специалистов среднего звена. Приведены факторы, обеспечивающие востребованность и жизнеспособность системы СПО транспортного образования. Отмечены  перспективы  системы  отраслевого СПО:  способность  быстро  и  дисциплинированно перестраиваться, эффективно отвечать на вызовы времени; сплоченность системы СПО, проявленная в работе АСКИТТ — координатора и ведущего центра железнодорожных колледжей и техникумов. Показано отдельное направление в работе отраслевого образования — участие в движении WorldSkills в условиях ассоциированного партнерства вузов с союзом «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров „Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)“». Указана возрастающая роль отраслевого образования в движении WorldSkills Russia, которое сегодня становится локомотивом для профессионального образования.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ТРАНСПОРТЕ. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

185-193 37
Аннотация
В настоящее время уделяется большое внимание развитию Арктической зоны Российской Федерации. В первую очередь речь идет об освоении месторождений полезных ископаемых. Особенностью указанных территорий является очень низкий показатель плотности населения, менее одного человека на один квадратный километр. Условия жизни для человека там не самые лучшие. Без должного транспортного обеспечения освоение месторождений невозможно. В этой связи на первый план выходит возможность использования «безлюдных» технологий во всех сферах жизнедеятельности человека. Сегодня в мире активно развиваются технологии Big Data, которые позволяют обработать большие массивы данных. В качестве транспортного обеспечения Арктической зоны наиболее выигрышно выглядит железнодорожный транспорт. Основные системы железнодорожного транспорта — железнодорожный путь и подвижной состав с интегрированными в них системами, обеспечивающими безопасность перевозочного процесса. Функционирование этих систем должно соответствовать суровости климата региона. При выполнении данных условий возможна успешная реализация проекта строительства Трансполярной магистрали. 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК И УПРАВЛЕНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ

194-200 35
Аннотация

Предмет исследования — изучение структуры грузопотоков с прогнозированием потенциальных объемов перевозок и учетом состава потенциальных отправителей груза по расписанию для обеспечения грузопотоков поезда рыночной категории. Актуальность работы связана с глобализацией мирового бизнеса и стремительным развитием международных связей, в частности. В ОАО «РЖД» реализуется услуга по ускоренной доставке грузов — «Грузовой экспресс». Данная услуга успешно зарекомендовала себя на многих направлениях. Необходимо рассмотреть возможность ее формирования на направлении «Москва – Владивосток». Использованы аналитические исследования размеров предъявления груза потенциальных отправителей, при прогнозировании применяли метод экспоненциального сглаживания. Даны определение сервиса «Грузовой экспресс», варианты формирования грузовых экспрессов. Рассмотрены Ключевые пункты при следовании поезда на направлении «Москва – Владивосток», приведена характеристика структуры предполагаемого грузопотока в ключевых пунктах, выполнен прогноз предполагаемых объемов предъявления груза по годам до 2030 г. Анализ структуры и размеров грузопотоков позволит: оценить периодичность курсирования поезда рыночной категории; установить порядок его формирования; определить количество и тип вагонов; требуемых для каждого пункта проследования; осуществлять точное планирование перевозок по жестким ниткам графика; обеспечить дополнительное привлечение как ключевых, так и мелких и средних клиентов на железнодорожный транспорт. Основой грузового каркаса на исследуемом направлении должно стать развитие терминально-логистических комплексов.

ЭКОНОМИКА ИННОВАЦИЙ, ЛОГИСТИКА И ИНТЕГРАЦИЯ НА ТРАНСПОРТЕ

201-209 35
Аннотация

Рассмотрены вопросы реализации проекта «Северный широтный ход», включая его приоритеты и драйверы. Актуальность данной темы связана с реализацией Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года по транспортно-логистическому развитию районов Крайнего Севера и выходу к побережью Северного Ледовитого океана. Использованы аналитический, маркетинговый, проектный методы, материалы общего доступа и официальных сайтов, собственные исследования. Обозначены первоочередные научно-практические задачи, приоритеты реализации проекта, драйверы, «узкие места», варианты дальнейшего развития. На примере развития и модернизации железнодорожной и портовой инфраструктуры транспортной системы районов Крайнего Севера России изучены проблемы и перспективы проекта «Северный широтный ход». Реализация проекта позволит не только удвоить существующие пропускные способности транспортной инфраструктуры макрорегиона, но и вовлечь в хозяйственный оборот обширный спектр полезных ископаемых, обеспечить устойчивое присутствие России в западном и центральном секторах Арктики. Северный широтный ход — важнейшая составная часть формирования мультимодальной транспортной инфраструктуры Арктической зоны России по направлению «Северный морской путь – Северный широтный ход – Транссиб». Развитие рассмотренных приоритетов работы ОАО «РЖД» по проекту «Северный широтный ход» обеспечит максимально эффективную эксплуатацию заполярной железнодорожной магистрали. 

СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ, ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА

210-215 35
Аннотация

Разработка стенда по техническому обслуживанию и ремонту узлов железнодорожной техники включает теоретические и практические исследования. Теоретические исследования представляют собой основу для получения практических результатов. Особое внимание уделяется расчетам ответственных узлов и деталей. Посредством стенда можно приводить в работоспособное состояние вагоны, тепловозы, электровозы и другой подвижной состав. Цель исследования — разработка стенда по техническому обслуживанию и ремонту узлов железнодорожной техники. Объект исследования — технологический процесс работы стенда по техническому обслуживанию и ремонту узлов железнодорожной техники. Научную новизну работы составляют: теоретическое обоснование параметров конструкции стенда; конструктивнотехнологическая схема стенда; оптимальные конструктивные и режимные параметры стенда; оценочные показатели качества работы стенда. Практическая значимость заключается в применении стенда на ремонтных участках железной дороги, уменьшении трудоемкости выполняемых работ, простоте обслуживания, наименьшей стоимости при изготовлении. Теоретические методы основывались на принципах классической механики, математического анализа, синтеза, моделирования и др. Обработка экспериментальных данных выполнена с использованием прикладных программ «Компас3D», Statistica 6.0, MathCAD. Проведены расчеты металлоконструкции на прочность при изгибе, сварного соединения, зажимов ложемента; металлоконструкции на прочность при изгибе и выявлены максимальные напряжения. Они находятся в пределах допустимых норм. Условие прочности сварного соединения выполнено. Расчет зажимов ложемента показал, что условие износостойкости выполняется.

216-220 29
Аннотация
В железнодорожных тоннелях арматура несущих конструкций, внутренние металлические конструкции и оборудование в наибольшей степени подвержены электрокоррозии, в отличие от других подобных конструкций, расположенных за пределами тоннеля. Это связано прежде всего с большим количеством влаги, накопленным в верхнем строении пути. По результатам анализа можно сделать вывод, что в среднем сроки службы конструкций внутри тоннелей ниже (в среднем на 40–50 %), чем за его пределами

ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ

221-236 34
Аннотация
Проведено комплексное исследование системы обращения с отходами производства и потребления с акцентом на актуальные проблемы в данной сфере в транспортном и строительном комплексах. Сформирована концепция обеспечения экологической безопасности системы «Человек-природная среда». Определены источники экологической опасности в процессе обращения с отходами в сфере транспорта  и строительства. Для системного изучения экологически безопасного обращения с отходами и максимизации повторного применения ресурсной составляющей (вторичных ресурсов) в целях вовлечения в хозяйственный оборот впервые применены современные научно-исследовательские методы: SWOT-анализ и «Предварительного анализа опасности» (Process Hazards and Analysis - PHA). Осуществлено научное обоснование методов, критериев, уровней и системы требований обеспечения экологической безопасности в изучаемых сферах экономической деятельности на всех этапах обращения с отходами и вторичными ресурсами в целях минимизации образования отходов и максимального вовлечения их ресурсной составляющей в хозяйственный оборот. Проведен системный анализ экологической допустимости, технической возможности использования ресурсного потенциала отходов в качестве вторичных ресурсов в рассматриваемых сферах деятельности для их повторного применения при производстве продукции, работ, энергии. По результатам исследования предложены практические меры по совершенствованию системы требований экологически безопасного обращения с отходами, сформированы уровни экологической безопасности населенных пунктов в отношении воздействия опасных отходов.

ИСТОРИЯ ТРАНСПОРТА

237-248 38
Аннотация
В канун приближающегося 200-летнего юбилея железнодорожного транспорта рассмотрены роль и значение железных дорог в истории человечества. Приведен краткий обзор идей и реализованных технологий, в хронологическом порядке прослежен путь, который прошли железные дороги от тихоходных машин до современных суперэкспрессов, соперничающих с авиалайнерами. В условиях интенсивно работающей сети железных дорог особое значение приобретают профессиональные качества и уровень подготовки специалистов-железнодорожников. Развитие и совершенствование сложного комплекса железных дорог непосредственно связано и зависит от уровня подготовки кадров. Сегодня специалист должен в совершенстве знать и понимать суть процессов, происходящих в транспортной системе, закономерности и правила технического обслуживания и ремонта средств транспорта, обеспечивать безопасность движения поездов и безопасность труда. Крайне важно знать свое прошлое, помнить о пути, который прошли наши железные дороги. Современная эпоха совершенствования транспортной системы показывает, что у железных дорог прекрасные перспективы. Изучение истории железнодорожного транспорта демонстрирует, сколь велик вклад и сколь велико значение в мировой практике достижений отечественных железных дорог.

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ СПЕЦИАЛИСТОВ

249-255 34
Аннотация

Эпидемиологическая ситуация, связанная с коронавирусом, повлияла на все сферы жизнедеятельности россиян, в том числе на образование. Серьезные изменения коснулись всех без исключения образовательных организаций (ОО). Реализация программ профессионального образования (ПО), профессионального обучения и дополнительного профессионального образования (ДПО), а также деятельность профессиональных образовательных организаций (ПОО) претерпели кардинальные изменения и столкнулись с рядом трудностей. Поэтому методическое и правовое сопровождение образовательной деятельности в период пандемии – актуальная задача. Рассмотрены нормативно-правовые документы и рекомендации, регламентирующие деятельность ОО, реализующих программы СПО, в условиях сложной эпидемиологической ситуации. Указаны основные нормативные акты, на которые следует опираться для правильной интерпретации методических и разъясняющих документов. Приведены нормативно-правовые документы и методические рекомендации, касающиеся вопросов: реализации программ с применением электронного обучения (ЭО) и дистанционных образовательных технологий (ДОТ); формы получения образования; автономии образовательной организации при разработке образовательных программ, принятии локальных актов; права обучающегося на индивидуальный учебный план, академический отпуск, в период пандемии. Опыт гибкой реализации образовательных программ будет способствовать росту компетентности и квалификации управленческих и педагогических команд профессиональных образовательных организаций. 

КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ

 
256-258 38
Аннотация

Лекции, семинары, практические занятия, сессии – неизменные атрибуты образовательного процесса в средних профессиональных образовательных (СПО) учреждениях. Однако современное образование сопровождается исследовательской деятельностью, культурно-нравственным воспитанием, спортивно-оздоровительными мероприятиями.

Как живут студенты за пределами учебных аудиторий? Предлагаем обзор, подготовленный по материалам филиалов Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I (ПГУПС). 

НОВИНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



ISSN 2687-1025 (Print)
ISSN 2687-1033 (Online)