ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Исследуются результаты реализации основных треков программы развития Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I (ПГУПС) в рамках участия в программе стратегического академического лидерства «Приоритет–2030». На примере образовательной политики показана трансформация научно-образовательной экосистемы вуза как университета третьего поколения в современном образовательном пространстве.
Цель исследования заключается в формулировании ключевых результатов, достигнутых коллективом ПГУПС по итогам участия в программе «Приоритет–2030».
«Приоритет–2030» является масштабной государственной программой по поддержке деятельности российских университетов и реализуется в рамках национального проекта «Наука и университеты». Программа «Приоритет–2030» направлена на повышение конкурентоспособности России в области образования, науки и технологий. Стартовала 24 июня 2021 г., срок ее реализации предполагает 10 лет.
Использованы методы системного анализа, теории синергетики, управления проектами и инновациями.
Представлены ключевые результаты реализации образовательной политики ПГУПС, направленные на достижение стратегического академического лидерства в рамках «Приоритет–2030».
Цель исследования — описать проведение и результаты эксперимента по подтверждению педагогической интеграции в условиях университетского комплекса.
Предмет исследования — совместная деятельность педагогических работников образовательных организаций университетского комплекса. Актуальность обусловлена интегративной направленностью современного образования.
Научная новизна заключается в получении нового знания, сформированного в результате применения разработанных методов организации образовательной деятельности в университетском комплексе, обеспечивающих педагогическую интеграцию.
Практическая значимость (общественная и научная) направлена на обеспечение совместной интегративной деятельности педагогических и научно-педагогических работников организаций среднего профессионального (СПО) и высшего образования (ВО) в структуре университетского комплекса.
Использовались научно-педагогические труды, социально-педагогические и квалиметрические методы исследования.
Проведенный эксперимент показал достигнутый положительный долгосрочный результат исследования, который позволяет систематизировать работу педагогических коллективов организаций, индивидуализировать образовательные траектории обучающихся, устранить дублирование содержания профессиональных образовательных программ, сократить срок обучения по образовательным программам СПО и ВО.
Педагогическая интеграция способствует успешной реализации образовательных программ благодаря результативному использованию педагогических технологий.
Рассматривается процесс полипрофессионализации студентов технических вузов. Анализ научно-педагогических исследований этой проблемы и образовательной практики выявил различные подходы к подготовке специалистов широкого профиля. Массовое полипрофессиональное образование осуществляется через организационные структуры управления сетевым взаимодействием, конвергенцией и интеграцией учебных заведений.
Индивидуализация полипрофессиональной подготовки связана с умением самостоятельно осваивать новые области научно-технический знаний. Дидактические предпосылки формирования полипрофессионализма в ходе самообразовательной деятельности состоят в поэтапном расширении образовательного массива, горизонтальных и вертикальных полипрофессиональных связях, профилизации учебно-познавательной деятельности студентов и профессиональной мобильности выпускников вуза. Этапы приобретения мультиквалификаций включают модернизационные изменения и обновление системы приобретенных ранее знаний, накопление фактического материала и поиск системообразующих связей, интеграцию смежных объектов и видов профессиональной деятельности, экспансивный выход за пределы изучаемой специальности в область избранной профессии, приобщение к профессиональным ценностям и множественности коммуникаций для решения технических задач методами и средствами разных профессий. Реализация полипрофессиональных связей возможна как в границах одного уровня, так и на различных уровнях квалификации в восходящем и нисходящем направлениях.
Профилизация учебно-познавательной деятельности студентов включает внесение в учебно-методическую документацию примеров решения реальных научно-технических проблем разной степени сложности, а профессиональная мобильность непосредственно связана с формированием образовательной мобильности, означающей способность самостоятельно выбирать образовательную траекторию.
При совершенствовании полипрофессионального образования в техническом университете в любой форме и на каждом этапе необходимо опираться и развивать его ценностную, ориентационную, содержательную и методическую составляющие.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ТРАНСПОРТА
Управление высшим образованием (ВО) сопряжено с решением ряда трудноформализуемых задач. К таким задачам относится обеспечение согласованности логико-временной последовательности обучения в реальных условиях постоянного совершенствования документов, регламентирующих образовательный процесс (федеральные государственные образовательные стандарты, профессиональные стандарты, примерные основные образовательные программы, учебные планы, основные профессиональные образовательные программы, рабочие программы дисциплин, индикаторы достижения компетенций и т.п.).
Повышение эффективности управления ВО связывается с внедрением в учебный процесс вуза специализированных информационных систем, предназначенных для автоматизации основных процессов и задач.
На круг задач, решаемых системой управления ВО, влияет и реально складывающаяся общественнополитическая обстановка. В современных условиях представляется актуальным разрешение вопроса разработки учебных планов сокращенного обучения или планов в особый (исполнительный) период в определенных областях профессиональной деятельности.
Опубликованы работы, в которых разработаны формализованные методы обеспечения согласованности логико-временной последовательности обучения в системе ВО. Указанные методы создают благоприятные предпосылки для их дальнейшего совершенствования и применения в решении смежных задач.
Показана применимость методов теории графов для формализованного решения задачи разработки учебных планов и программ в особый (исполнительный) период.
ОБРАЗОВАНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ: ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
Выход экономики РФ на новые рубежи открывает возможности для качественного образования, трудоустройства и профессионального роста специалистов среднего звена. Общая направленность обучения — профессиональная; процесс строится на принципах опережающего образования, определяя в качестве главного результата достижение социальной и профессиональной компетентности выпускника, адекватной требованиям общества и экономики.
Современная система среднего профессионального образования (СПО) должна отвечать требованиям практико-ориентированности, учитывать требования работодателей, необходимо формировать знания, умения и практические навыки конкурентоспособного специалиста. Увеличить конкурентоспособность можно только повышением качества образования. Проблема качественной подготовки специалистов обусловлена недостаточной эффективностью взаимодействия образовательных организаций с работодателями.
В условиях реализации компетентностного подхода качество СПО определяется способностью молодого специалиста легко адаптироваться в рыночных условиях развития экономики региона, выявлять связи между знаниями и реальными ситуациями; применять усвоенные знания адекватно решаемым профессиональным проблемам, а также овладением профессиональных компетенций и элементами трудовых функций.
Актуализируется необходимость и рассматривается возможность реализации элементов дуального обучения в рамках образовательного процесса филиала Сибирского государственного университета путей сообщения в г. Новоалтайске. Обобщен опыт проведения практических занятий на базе организации работодателя.
В ОАО «РЖД» ведется комплексная работа по снижению травматизма до нулевых показателей, в том числе за счет повышения уровня профессиональной подготовки работников. Культура безопасности как производная международного движения Vision Zero (нулевой травматизм) стала важной частью системы управления охраной труда в РЖД и кардинально изменила подход к вопросам выявления и предупреждения случаев травматизма на железнодорожном транспорте. Студенты транспортных техникумов и вузов должны вступать в международное движение Vision Zero еще на этапе получения образования, т.е. намного раньше фактического начала трудовой деятельности. Для этого предлагается в образовательных учреждениях проводить ежегодные месячники по охране труда, которые станут основой формирования культуры безопасности. Такие месячники дадут студенту возможность несколько лет подряд принимать в них участие, в начале обучения в большей степени как слушатель и зритель, а на старших курсах выступать в роли лектора, организатора и участвовать в более значимых мероприятиях.
Постоянная работа по формированию правильного понимания важности выполнения норм и правил безопасности будущих железнодорожников станет основой искоренения травматизма из-за недобросовестного выполнения требований инструкций по охране труда.
ЛОГИСТИКА. ЭКОНОМИКА ТРАНСПОРТА. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССАМИ ПЕРЕВОЗОК
В современном мире железнодорожный транспорт играет огромную роль в обеспечении экономической и социальной стабильности государства. Благодаря своей надежности, доступности и безопасности, железнодорожный транспорт способен удовлетворить потребности самых различных групп населения и отраслей экономики. Одним из важных аспектов его функционирования является способность обеспечить эффективное и качественное обслуживание грузоперевозок.
Цель исследования — выявление взаимосвязи между спросом на грузовые перевозки и уровнем обслуживания в контексте железнодорожной инфраструктуры. Исследование основано на методе неценовой эластичности, чтобы более точно определить, как изменения в качестве обслуживания могут влиять на спрос на грузовые железнодорожные перевозки.
Для достижения данной цели проанализирован ряд задач, таких как текущее состояние железнодорожного транспорта, изучение возможностей его роста и развития, определение актуальных потребностей рынка и оценка соответствия предоставляемых услуг этим потребностям. Рассмотрена система прогнозирования спроса на железнодорожные грузоперевозки, основанная на анализе финансово-экономических и количественных показателей. Первые выявляют капитальные затраты на модернизацию текущего состояния инфраструктуры, ориентированную на ремонт и обновление основных фондов. Вторые устанавливают объемные величины грузооборота и среднего веса поезда. Также разработана поэтапная методика определения коэффициента неценовой эластичности, проиллюстрирована зависимость спроса на перевозки от уровня качества транспортного обслуживания.
Все это позволило выяснить, насколько эффективна и целесообразна существующая система обслуживания грузоперевозок.
Выбор темы обусловлен возрастающей потребностью в повышении устойчивости и надежности работы железнодорожного транспорта, увеличении его доступности и безопасности, а также улучшении качества предоставляемых услуг. Выявление взаимосвязи между спросом на железнодорожные грузоперевозки и их качеством на основе методики неценовой эластичности способствует оптимизации работы железнодорожного транспорта, улучшению его конкурентоспособности, стимулирует экономический рост страны.
Рассмотрены меры по повышению перерабатывающей способности пассажирских и пассажирских технический станций посредством использования потенциала существующих систем железнодорожной автоматики и телемеханики, которыми оборудованы железнодорожные станции, а также путем пересмотра ряда требований нормативно-правовых актов Министерства транспорта РФ и ОАО «Российские железные дороги».
Применялись материалы открытых источников сети интернет, теория систем, нормативно-правовые акты Министерства транспорта РФ, ОАО «РЖД», сравнение «как есть» и «как будет».
По итогам проведенного исследования предложены конкретные мероприятия по повышению перерабатывающей способности пассажирских и пассажирских технических станций за счет ускорения процессов перестановки составов пассажирских поездов при производстве маневровой работы.
ЦИФРОВИЗАЦИЯ, ИННОВАЦИИ И МОДЕЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ
Современный этап научно-технического прогресса, ознаменованный, прежде всего, информатизацией и цифровизацией всех технико-технологических процессов в направлении Индустрии 4.0, характеризуется трендом на цифровую трансформацию мировой экономики и влечет за собой формулировку и реализацию национальных приоритетов цифрового развития всей экосистемы страны, цифровизацию транспортной отрасли, транспортно-логистической инфраструктуры, структур управления предприятиями на базе новейших подходов в менеджменте.
Виртуальная организация — новейшая форма бизнес-организаций, одной из форм которой являются распределенные компании, имеющие собственные производственные мощности и транспортно-логистические ресурсы, либо пользующиеся услугами центров производства и логистики, расположенных на разных континентах и в разных странах, формирующих проектные/матричные структуры управления, привлекая специалистов из разных стран.
Рассмотрены достоинства и риски управления распределенными организациями на базе цифровых технологий. Приведены характеристика сфер деятельности распределенных компаний и оценка потенциала их расширения. Тренд на цифровизацию управленческих процессов предопределяет логику трансформации модели структуры организации от традиционной иерархической к открытой, гибкой. Показано, что критически важными в обеспечении деятельности распределенных организаций являются функции транспортировки и логистики, в рамках которых реализуется трансфер сырья, материалов, незавершенного производства, готовой продукции, товаров между центрами производства, реализации, посредниками разного рода, клиентами и конечными потребителями.
Использованы методы исследования: научный обзор, мониторинг, ситуационный, ретроспективный и перспективный анализ, критическая оценка и формулировка авторских суждений и выводов на научной базе ведущих ученых и специалистов в области экономики, менеджмента, логистики, управления эксплуатационной работой.
Рассматриваются основные результаты комплексного исследования процесса трансформации бизнес-систем и технологий международной логистики под влиянием трендов цифровизации, прежде всего, искусственного интеллекта в условиях повсеместного внедрения концептуальных подходов Индустрии 4.0 в экономические и производственно-распределительные циклы.
В контексте глобализации экономики и быстрого развития технологий анализируются ключевые изменения в процессах управления интегрированными цепями поставок под воздействием цифровых технологий и интеллектуальных систем. Аспекты, начиная от цифровых инструментов в управлении складскими операциями и заканчивая использованием блокчейна и искусственного интеллекта в международной логистике, подчеркивают важность инноваций в этой области. Современные технологии, такие как системы управления складом, роботизированные технологии, блокчейн и искусственный интеллект демонстрируют потенциал для повышения эффективности логистических процессов и оптимизации затрат.
Научная значимость данного исследования заключается в осмыслении этих технологических изменений и их воздействия на структуры международной логистики. Акцент сделан на выявлении основных трендов, влияющих на эффективность и устойчивость логистических систем в условиях цифровизации на современном этапе научно-технологического прогресса и информатизации общества. В условиях постоянной конкуренции своевременное внедрение новых технологий является одним из критических факторов для успешного позиционирования компании на рынке.
ИНФРАСТРУКТУРА ТРАНСПОРТА: СОЗДАНИЕ, ЭКСПЛУАТАЦИЯ И РАЗВИТИЕ
В условиях развития международной торговли и экономической интеграции открытие новых международных транспортных коридоров (МТК) становится актуальным вопросом обеспечения оптимизации логистических процессов, сокращения временных затрат и повышения качества обслуживания.
Представлен комплексный подход к совершенствованию МТК, включая использование различных инструментов качества и стратегического планирования. Каждый из этих инструментов имеет свои особенности и цели, однако общая задача заключается в улучшении процессов, устранении препятствий и повышении эффективности работы МТК.
Некоторые из рассмотренных инструментов качества включают: методы оптимизации маршрутов, управление ресурсами и инфраструктурой, а также применение информационных технологий для мониторинга и управления процессами внутри МТК.
Также применение инструментов качества позволит наладить сотрудничество и координацию между различными участниками МТК, такими как государство, транспортные компании, экспедиторы и логистические службы, что в конечном счете будет способствовать развитию международной торговли и обеспечению более устойчивой и эффективной логистической инфраструктуры.
ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕВОЗОК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ НА ТРАНСПОРТЕ
Созданная ситуативная информационно-обучающая модель даст возможность оперативно-управленческому персоналу до минимума сократить время на поиск нужного маршрута, его приготовление, снизит или исключит задержки поездов у входных сигналов, повысит безопасность движения поездов.
Цель исследования — разработать алгоритм мероприятий, позволяющий выработать конкретные практические решения по совершенствованию технологии работы железнодорожных станций при отказе существующих систем железнодорожной автоматики и телемеханики.
Использование ситуативной информационно-обучающей модели «Управление стрелками в маршруте» совместно с разработанными «Таблицами маршрутов», адаптированными для различных внеклассных железнодорожных станций, будет способствовать исключению ошибок дежурных по станции при приготовлении маршрутов и сокращению затрат времени на эти операции.
Указана необходимость совершенствования технологии работы железнодорожных станций путем создания универсального программного комплекса, позволяющего проводить обучение оперативно-управленческого персонала на станциях, контролирующего дежурного по станции при приготовлении маршрутов при отказе существующих систем железнодорожной автоматики и телемеханики.
Практическая значимость — сокращение браков в работе в условиях неисправной работы устройств сигнализации, централизации и блокировки, повышение безопасности движения поездов.
ИСТОРИЯ ТРАНСПОРТА
Объектом исследования является железнодорожный вокзал ст. Хабаровск-1 г. Хабаровска. Особое внимание уделяется реконструкции здания железнодорожного вокзала, привокзальной площади с архитектурными памятниками. При анализе литературных и фотографических источников прослеживается история создания вокзала на различных исторических этапах.
Новизна исследования состоит в объединении сведений об этапах изменения привокзальной площади, здания вокзала от начала создания и по настоящее время, с именами архитекторов и скульпторов.
НОВОСТИ. АНОНСЫ
ISSN 2687-1033 (Online)