ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ 
Рассматривается вопрос трансформации транспортного образования в РФ, обоснована необходимость ввода образовательных треков для формирования молодого специалиста; набор его профессиональных навыков должен опережать уровень сегодняшних технологий, применяемых на производстве.
Проанализированы стратегические документы транспортной отрасли, выявлены запросы, особенности работы в условиях цифровой экономики, цифровой железной дороги.
Показаны перспективные направления в области цифровой экономики. Выделена и исследована технология цифровых двойников для использования в процессе мониторинга зданий и сооружений, моделирования и оптимизации бизнес и технологических процессов. В настоящий момент большинство университетов пришли к выводу, что наиболее эффективная модель образования — это смешанная модель офлайн- и онлайн-форматов подготовки студентов по технологии инженерных команд с использованием виртуальной проектной среды.
Трансформация образовательной политики в рамках инженерных команд не представляется возможной без применения «ядерных программ» с различным уровнем сложности и новых принципов работы с талантливыми студентами, разным сроком подготовки обучающихся и пулом потенциальных заказчиков целевого обучения.
Проанализирована подготовка выпускников среднего профессионального образования (СПО) для ОАО «РЖД» по целевому обучению в филиале РГУПС в г. Воронеж.
Приведены основные результаты исследования, отмечены особенности организации целевого обучения, исходя из многолетнего опыта. Дана оценка необходимости отбора претендентов на целевое обучение структурными подразделениями ОАО «РЖД». Показана эффективность целевой подготовки по итогам выпуска отделения СПО филиала РГУПС в г. Воронеж за последние три года. Из общего количества выпускников, имеющих целевое направление, 100 % трудоустроены на работу в подразделения ОАО «РЖД». Выпускники, обучавшиеся по целевым договорам, закрепляются на местах работы на 100 %.
Большое значение придается в филиале профориентационной работе со школьниками. Филиал РГУПС в г. Воронеж стал участником эксперимента по разработке, апробации и внедрению новой образовательной технологии конструирования образовательных программ СПО в рамках федерального проекта «Профессионалитет». Сейчас ведется активная работа по подготовке к реализации филиалом данного направления деятельности с участием отраслевых предприятий.
Рассмотрены факторы взаимодействия образовательного учреждения СПО, подведомственного Росжелдору, и работодателя по совершенствованию целевой подготовки выпускников СПО.
Рассматриваются актуальные вопросы преподавания математики в учреждениях среднего профессионального образования (СПО). Проанализированы некоторые проблемы и методы их решения. Различный уровень базы математических знаний студентов предполагает применение дифференциации обучения. Дифференцированный подход необходим не только для повышения успеваемости слабых студентов, но и для развития способностей сильных.
Требуется связь обучения с практикой, поскольку мотивированный интерес и желание достигать каких-либо успехов возникает у студентов тогда, когда они видят возможность практического применения изучаемого материала. Одним из принципов развивающего обучения является развитие самостоятельного мышления студента, способности к самообразованию и саморазвитию. Современному специалисту, кроме профессиональных навыков и компетенций, важно иметь такие качества, как ответственное отношение к своим поступкам, способность действовать сознательно в любых условиях, принимать нетрадиционные решения.
Дифференцированный подход, обучение практическому применению математических знаний при решении прикладных задач, самостоятельная работа студентов, дистанционное обучение — лишь некоторые формы, используемые в образовательном процессе. Любые методы и подходы в обучении математике должны иметь конкретную цель, систему действий, средства и приемы.
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: СОБЫТИЯ, МНЕНИЯ, СООБЩЕНИЯ 
Реформа современной системы образования предполагает изменение парадигмы образования, где на первый план ставятся вопросы, связанные с развитием творческих способностей личности. Особое внимание уделяется поиску индивидуального самоопределения студента, созданию условий для полноценного развития и самореализации обучающихся, а также организации процесса обучения в соответствии с их потребностями и возможностями. В этом контексте образовательной организации необходимо изменить организацию учебного процесса, а также внедрить инновационные личностно-ориентированные технологии и инструменты управления образовательным процессом.
Целью данной статьи является рассмотрение подходов к управлению персонализацией образовательного процесса путем разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий. В работе представлены аргументы в пользу необходимости персонализации образовательного процесса, а также раскрыты его суть и характеристики. Авторы относят персонализацию к способу проектирования образовательной среды, которая отвечает интересам, ценностям, мотивам и потребностям каждого обучающегося и основана на его личностных ресурсах и индивидуальных особенностях, а также обеспечивает оптимальный выбор форм и методов обучения.
Приведены способы индивидуализации образовательной траектории выпускника среднего профессионального образования, выявлен и описан комплекс организационно-содержательных мер, направленных на управление персонализацией образовательного процесса через создание индивидуальных образовательных траекторий в смешанных группах.
Из представленной информации можно сделать вывод, что управление персонализацией образовательного процесса является последовательным процессом, в результате которого происходит изменение личности учащегося. Персонализация способствует эффективности образовательной деятельности и требует специальных комплексных и систематических действий со стороны образовательной организации и всех участников образовательных отношений.
В настоящее время организация образовательного процесса предполагает создание условий, соответствующих индивидуальным особенностям обучающихся; развитие индивидуальности, самостоятельности и творческого потенциала личности. Предоставляется свобода выбора элементов образовательного процесса. Основная цель этого органически соединить систему высшего образования с подготовкой высококвалифицированных кадров среднего звена.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ТРАНСПОРТА 
Интересы участников образовательных отношений все чаще совпадают в вопросах подготовки по образовательным программам среднего профессионального образования (СПО) не только в части востребованности на рынке труда, но и в наборе компетенций, обеспечивающих выпускникам высокую конкурентоспособность. Рассмотрен алгоритм формирования набора различных компетенций по железнодорожным специальностям СПО в зависимости от потребностей основного работодателя — ОАО «РЖД». Обоснована важность применения гибких, «бесшовных» технологий при разработке методик образовательной деятельности, позволяющих в условиях цифровой трансформации максимально учитывать индивидуальные запросы обучающихся. Предложена «веерная» модель подготовки специалистов среднего звена, позволяющая моделировать образовательную деятельность, применяя функции конструктора. Практика применения «веерной» модели на примере СПбТЖТ — структурного подразделения ПГУПС подтвердила ее эффективность, обеспечивая мультискиллинг, профессионализм и качество подготовки выпускников.
В национальном проекте «Образование» значительное место занимает федеральный проект «Социальные лифты для каждого», цель которого — создание возможностей для профессионального и карьерного роста граждан через формирование системы профессиональных конкурсов и их развитие. Важную роль в развитии творческого потенциала студентов и педагогов образовательных организаций под управлением Федерального агентства железнодорожного транспорта играют олимпиады и конкурсы, организуемые учредителем.
В Самарском государственном университете путей сообщения сформировался механизм и традиции проведения олимпиад и конкурсов, позволяющий мотивировать всех участников указанных мероприятий, стимулировать систематизацию и совершенствование учебно-методического обеспечения образовательного процесса, способствовать профессиональному и личностному росту обучающихся и педагогов. Ключевой элемент этого механизма — участие в составе конкурсных комиссий работников высшей школы и наиболее авторитетных представителей сферы среднего профессионального образования, что позволяет сделать процесс оценки конкурсных работ максимально открытым и объективным. Мобильность и оперативность работы членов комиссии на всех этапах дает возможность обеспечить онлайнрежим ее работы.
В самореализации и студентов, и педагогов — участников конкурсов не может быть проигравших. Поэтому при проведении региональных этапов смотров-конкурсов дипломами призеров регионального этапа и благодарственными письмами ректора отмечаются практически все участники.
ОБРАЗОВАНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ: ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ 
Современные социально-экономические условия, рынок труда, жесткая конкуренция между образовательными учреждениями среднего профессионального образования (СПО) за абитуриентов требуют проведения эффективной профориентационной работы в регионе и за его пределами. Профориентация среди молодежи является важным направлением процесса обучения и воспитания. В Рязанском филиале ПГУПС разработана комплексная программа профориентации «Создай будущее РЖД». В программе поставлены задачи: сформировать положительный имидж Рязанского филиала ПГУПС; повысить уровень осведомленности общественности об учебном заведении в регионе и конкурентоспособность филиала на рынке образовательных услуг; создать условия для осознанного профессионального самоопределения и раскрытия способностей личности; укрепить отношения с работодателями, социальными партнерами в вопросах профориентации. Профориентационная деятельность в образовательном учреждении СПО организуется по трем направлениям: работа среди учащихся школ города и области; среди обучающихся с целью сохранения контингента и выпускников для обеспечения трудоустройства.
Для успешной профориентационной работы необходимо использовать как традиционные методы и формы, так и информационные технологии. Проанализированы данные приемной кампании с 2018 по 2021 гг. Анализ показал эффективность комплексной профориентационной работы среди абитуриентов.
Цель исследования заключается в том, чтобы изучить влияние локуса контроля на поведение студентов железнодорожных техникумов и возможную посредническую роль самоуважения и самооценки учащихся. В общей сложности 220 студентов первого года обучения и 210 студентов четвертого года обучения заполнили личностный опросник уровня субъективного контроля (УСК), шкалу самоуважения (самооценки) Розенберга, опросник «копинг-поведение в стрессовых ситуациях».
Анализ показал, что внешний локус контроля, сниженная самооценка и самоуважение предполагают бурную эмоциональную реакцию на ситуации. В то же время у обучающихся с внутренним локусом контроля и адекватной самооценкой выражена стратегия поведения, направленная на рациональное решение задач, не отвлекаясь на эмоции. Эти результаты показывают, что необходимо обращать более пристальное внимание на формирование интернального локуса контроля у студентов железнодорожных техникумов, так как это напрямую связано с их будущей профессиональной деятельностью.
Обобщен опыт воспитательной работы, организованной в общежитии Курского железнодорожного техникума, которая является составной частью системы воспитания данного профессионального учебного заведения. Представленный материал позволяет сделать вывод об устойчивой и налаженной системе воспитательных мероприятий, в которые вовлекаются проживающие в общежитии, а также о комплексном подходе к воспитанию, так как задействованы все основные направления воспитательной работы в общежитии: духовно-нравственное, гражданско-правовое, патриотическое, профессионально-ориентирующее, спортивное и здоровьесберегающее, экологическое, культурно-творческое и бизнес-ориентирующее.
Приведены примеры мероприятий по указанным направлениям. Особое внимание уделяется так называемому хозяйственному воспитанию, домоводству.
Отмечена нацеленность воспитателей общежития на применение уровневого подхода в работе с обучающимися — первичная и вторичная профилактика девиантного поведения.
Ориентация на студенческий актив позволяет обучающимся выступать не только в роли объекта, но и в качестве субъекта воспитательного процесса. Значительная роль в этом отводится главному органу студенческого самоуправления — Совету обучающихся общежития.
ЛОГИСТИКА. ЭКОНОМИКА ТРАНСПОРТА. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССАМИ ПЕРЕВОЗОК 
Представлены результаты анкетного обследования населения на примере г. Иркутска. Изучена целевая структура передвижения. Передвижения осуществляются в конкретной последовательности с учетом целей передвижений, суточного времени, места расположения объектов для посещения.
Общая и транспортная подвижность населения конкретного города должна определяться по материалам специальных опросных (анкетных) обследований.
Обследования проводятся с целью получения данных о величине, направленности и характере передвижений и поездок населения в городском пространстве, которые служат для анализа современного состояния, установления закономерностей и их использования для прогнозирования нагрузки и формирования транспортных систем.
В рамках исследования для изучения целевой структуры транспортной подвижности населения выполнено анкетное обследование среди жителей г. Иркутска, а также близлежащих городов Шелехов и Ангарск.
Анкета представлена в двух видах: печатном (более сжатый вариант опросника) и онлайн-анкета.
Обработка печатных вариантов анкет осуществлялась путем внесения данных в специальную электронную форму с последующей конвертацией в табличный формат MS Excel.
Из анализа взаимосвязи целевой структуры и количества передвижений следует, что с увеличением количества передвижений разнообразность целей возрастает. Этот вывод можно обосновать тем, что у людей возникает большое количество целей и при наличии свободного времени каждый пытается их реализовать, посещая различные места.
При любом количестве передвижений более ценными являются поездки на работу и домой, а по культурно-бытовым целям самые распространенные — покупки и отдых.
В исследовании была выдвинута гипотеза: различаются ли цели при разном количестве передвижений. В результате сравнения зависимых выборок — целевой структуры и числа передвижений можно прийти к выводу: при трех и четырех передвижениях статистически значимых различий в целевой структуре не наблюдается.
ЦИФРОВИЗАЦИЯ, ИННОВАЦИИ И МОДЕЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ 
Цель исследования - изучить процесс профотбора кандидатов и последующее развитие профессиональных компетенций. Определить влияние навыков и умений на управленческие решения.
Рассматривается процесс отбора и обучения персонала ведущей транспортной компании России - ОАО "РЖД". Описываются основные этапы профотбора и его цели, а также приводятся конкретные примеры методов и инструментов, используемых в процессе. Особое внимание уделяется обучению и развитию персонала, в том числе описываются программы повышения квалификации и профессионального роста, которые позволяют сотрудникам развивать свои навыки и компетенции. Рассматривается влияние уровня владения навыками и знаниями на принятие оперативных решений.
В целом, статья позволяет ознакомиться с особенностями процесса профотбора и обучения в компании, а также дает представление о том, как ОАО «РЖД» обеспечивает качественную подготовку своих сотрудников для успешной работы в железнодорожной отрасли. Обсуждаются особенности работы в железнодорожной отрасли, в том числе требования к квалификации и профессиональным навыкам сотрудников. В заключение подчеркивается важность профотбора и обучения для развития кадрового потенциала компании и повышения качества предоставляемых услуг.
ИНФРАСТРУКТУРА ТРАНСПОРТА: СОЗДАНИЕ, ЭКСПЛУАТАЦИЯ И РАЗВИТИЕ 
В процессе эксплуатации тоннельного пересечения (ТП) для поддержания требуемого технического состояния выполняют профилактические и ремонтные работы, за исключением путевых работ, силами и средствами дистанции пути.
При обслуживании ТП должно обеспечиваться соблюдение техники безопасности для людей, а также установленный режим движения поездов.
С целью выполнения необходимых условий эксплуатации и ремонта технологического оборудования в пересечениях устраивают технологические обслуживающие площадки, антресоли, лестницы с несъемными перилами. При использовании несъемных или громоздких ограждений при обслуживании и ремонтных работах в ТП на транспортных магистралях безопасное перемещение транспорта и людей достаточно проблематично.
В стесненных тоннельных условиях предлагается вместо ограждений, имеющих сварную конструкцию, использовать съемную конструкцию перил, которая не будет препятствовать движению железнодорожного транспорта и обеспечит безопасность рабочих процессов. Устройство съемных перил включает: пластину крепления, скобу крепления, в которую устанавливается пластина ограждения.
Определены основные параметры съемных перил. Описана последовательность установки сменного ограждения.
Применение съемных перил в ограждающих конструкциях позволит обеспечить проезд транспорта с учетом требований к безопасности выполнения рабочих процессов в ТП без нарушения режима движения поездов.
ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕВОЗОК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ НА ТРАНСПОРТЕ 
В результате техногенных катастроф на железнодорожном транспорте могут появиться загрязнения водных объектов, вследствие чего происходит нарушение целостности экологических систем и гибель живых организмов. На производственные нужды используется большое количество воды, соответственно образуются бытовые сточные воды, загрязненные нефтепродуктами.
Для очистки воды в современных условиях используют нефтеловушки или нефтеулавливатели. Они предназначены для очистки грунтовых, талых, дождевых вод, воды от обмывки подвижного состава, промывки узлов и деталей перед ремонтом в гальванических цехах или участках; применяются при промывке и заправке аккумуляторов, регенерации фильтров, при продувке и промывке паровых котлов, мытье смотровых канав и стирке спецодежды.
С целью ликвидации последствий загрязнения водных объектов ОАО «РЖД» использует механические, химические и биологические методы очистки воды. Дополнительно целесообразно применять современные виды сорбентов. Выбор способа очистки водоемов зависит от многих факторов, важнейшими из которых являются объемы и масштабы загрязнения.
В России создан ряд бактериальных препаратов, успешно применяемых для очистки водных объектов и береговой линии от нефтяных загрязнений.
В Воронежском государственном университете при сотрудничестве с ООО «ВЕГА-эко» разработан биопрепарат рода Acinetobacter (B-2838, B-5064 и B-3780), который способен перерабатывать нефть.
Препарат «Деворойл» используется для очистки загрязненных нефтью участков на железнодорожных предприятиях. В его состав входит ассоциация клеток углеводородокисляющих микроорганизмов и добавки, активизирующие процесс биодеструкции нефти. Время работы препарата «Деворойл» 2–3 месяца.
Сегодня известно 25 видов бактерий и грибов, разлагающих углеводороды. Эти организмы работают в комплексе и участвуют в биохимическом круговороте углерода в природе, являясь мощными инструментами в области экологической микробиологии.
В результате развития научно-технического прогресса появляется возможность создания новых технологий в борьбе с техногенными катастрофами.
ИСТОРИЯ ТРАНСПОРТА 
В 2023 г. государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению Республики Дагестан «Железнодорожный колледж» (г. Дербент) исполнилось 120 лет.
В условиях интенсивно работающей сети железных дорог особое значение приобретают профессиональные качества и уровень подготовки специалистов-железнодорожников. Развитие и совершенствование сложного комплекса железных дорог непосредственно связано и зависит от уровня подготовки кадров.
История создания и долгий путь Дербентского колледжа представляет интерес и в наши дни. Важно знать свое прошлое, помнить о пути, который прошли наши железные дороги, делать все, чтобы система подготовки кадров транспорта всегда соответствовала уровню решаемых транспортом задач.
НОВОСТИ. АНОНСЫ 
ISSN 2687-1033 (Online)