Preview

Техник транспорта: образование и практика

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Профессионалитет - новая сущность и старые смыслы

https://doi.org/10.46684/2687-1033.2021.3.248-255

Полный текст:

Аннотация

Исследование посвящено современной стратегической инициативе по развитию среднего профессионального образования (СПО) «Профессионалитет». Данный проект заявлен как новый уровень образования в колледжах, и содержит подходы и принципы к обновлению содержания профессионального образования, интенсификации развития профессиональных образовательных организаций и сокращению сроков обучения.

Проанализированы научно-педагогические и методические работы, на основе анализа проведены обобщение и систематизация результатов. Использование социально-экономического, социокультурного, ценностно-смыслового и поисково-эмпирического подходов позволило выявить ближайшие стратегические перспективы развития СПО в РФ.

Ретроспективный анализ истории СПО показал его предрасположенность к отказу и смене в смысловых коннотациях уровней профессионального образования в разные исторические периоды. Процесс развития часто представляется как борьба возникающих новых сущностей со старыми смыслами, которые неизбежно продолжают функционировать в сознании людей. Историческое ретроспективное знание дает возможность оптимизировать взгляды на неизбежное новое и отживающее старое.

Приведена характеристика проекта «Профессионалитет». Проведенный анализ социально-экономических причин создания профессионалитета позволяет говорить о его объективной необходимости, а представленная структура нового уровня образования дает ответ на вопрос — за счет чего будет сокращен срок обучения. Особое внимание уделено рискам и проблемам, с которыми придется столкнуться при внедрении проекта «Профессионалитет».

Об авторах

В. И. Блинов
Научно-исследовательский центр профессионального образования и систем квалификаций Федерального института развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Научноисследовательский центр профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС)
Россия

Владимир Игоревич Блинов — доктор педагогических наук, профессор, директор; Научно-исследовательский центр профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС.

125319, Москва, ул. Черняховского, д. 9, стр. 1; РИНЦ ID: 275669, SPIN-код: 1171-4510, Scopus: 57195362638



Л. Н. Куртеева
Научно-исследовательский центр профессионального образования и систем квалификаций Федерального института развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Научноисследовательский центр профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС)
Россия

Лариса Надировна Куртеева — кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник; Научно-исследовательский центр профессионального образования и систем квалификаций.

125319, Москва, ул. Черняховского, д. 9, стр. 1; Scopus: 57207949818



Список литературы

1. Лейбович А.Н. Стратегия // Национальная система квалификаций России. 2021. № 1 (1). С. 3-14.

2. Факторович А.А. Национальная система квалификаций как инструмент диалога системы образования и сферы труда // Актуальные задачи и пути их решения в области кадрового обеспечения электро- и теплоэнергетики: сборник трудов II Всероссийской научно-практической конференции (Москва, 17-19 октября 2018 г.). 2018. С. 80-83.

3. Клинк О.Ф., Факторович А.А. Образование и бизнес: практики взаимодействия // Национальная система квалификаций России. 2021. № 1 (1). С. 60-72.

4. Олейникова О.Н., Муравьева А.А., Аксенова Н.М. Национальная система квалификаций: концептуальные и методические основы в контексте нерешенных проблем // Образование и наука. 2018. Т. 20. № 6. С. 70-89. DOI: 10.17853/1994-5639-2018-6-70-89

5. Олейникова О.Н. Социальное партнерство в сфере профессионального образования. М.: Центр изучения проблем проф. образования, 2001.85 с.

6. Сергеев И.С. Условия цифровой трансформации среднего профессионального образования на основе модели смешанного обучения // Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. 2021. № 4 (52). C. 27-35.

7. Блинов В.И., Есенина Е.Ю., Сергеев И.С. Модели смешанного обучения: организационно-дидактическая типология // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 5. C. 44-64. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-5-44-64

8. Блинов В.И., Сергеев И.С. Веер возможностей: профессиональное образование 2020-2035 // Образовательная политика. 2020. № 1 (81). C. 76-86. DOI: 10.22394/2078-838X-2020-1-76-86

9. Блинов В.И., Сергеев И.С., Есенина Е.Ю. Эффективное планирование в среднем профессиональном образовании // Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. 2020. № S1 (49). C. 36-40.

10. Блинов В.И., Биленко П.Н., Дулинов М.В., Есенина Е.Ю., Кондаков А.М., Сергеев И.С. Педагогическая концепция цифрового профессионального образования и обучения. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2020. 112 с.

11. Блинов В.И., Сатдыков А.И., Сергеев И.С., Родичев Н.Ф. Методы разработки сценариев развития среднего профессионального образования в субъектах Российской Федерации // Образование и наука. 2021. Т. 23. № 2. С. 11-38. DOI: 10.17853/1994-5639-2021-2-11-38

12. Блинов В., Сатдыков А., Осадчева С., Красовский Н. Опережающая профподготовка: формирование системообразующих компонентов // Образовательная политика. 2020. № 4 (84). С. 84-95. DOI: 10.22394/2078-838X-2020-4-84-93

13. Сатдыков А.И., Сазонов Б.А. Признание квалификаций, полученных в результате неформального и информаль-ного обучения: зарубежный опыт и перспективы российской практики // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 11. C. 98-111. DOI: 10.31992/0869-3617-2020-29-П-98-111

14. Нисимов С.У, Маланкина О.С., Прудникова В.А. Трамплин для инноваций. Дополнительное профессиональное образование для развития бизнеса // Образовательная политика. 2020. № S5. С. 112-123.

15. Алашеев С.Ю., Кутейницына Т.Г, Посталюк Н.Ю., Прудникова В.А. Технология и результаты исследования систем среднего профессионального образования в контексте социально-экономического развития регионов // Перспективы науки и образования. 2020. № 6 (48). С. 474-490. DOI: 10.32744/pse.2020.6.36

16. Прудникова В.А., Алашеев С.Ю., Кутейницына Т.Г, Посталюк Н.Ю. Сравнительная оценка систем СПО субъектов РФ по критериям регионально-ориентированного развития // Инструменты эффективного развития образования в современном обществе: междисциплинарные аспекты: материалы IV Международной научно-практической конференции. 2020. C. 35-40.

17. Посталюк Н.Ю., Прудникова В.А. Профессионально важные качества специалиста: методологические подходы, модели, российские практики развития // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2020. № 3 (39). С. 86-94.

18. Посталюк Н.Ю., Прудникова В.А. Критерии ориентации региональных систем профессионального образования на потребности экономики и социальной сферы // Экономическое развитие России. 2020. Т. 27. № 4. C. 45-55.

19. Организация ресурсов профессионального образования для регионального развития: методические рекомендации / под общ. ред. проф. Н.Ю. Посталюк. Самара: ООО «Офорт», 2019. 102 с.

20. Дудырев Ф.Ф., Шабалин А.И. Российское профессиональное образование: новая конфигурация студенческих потоков // Университетское управление: практика и анализ. 2015. № 3 (97). С. 6-20.

21. Dudyrev F., Romanova O., Travkin P Employment of vocational graduates: still a slough or already a ford? // Educational Studies. Moscow. 2019. No. 1. Pp. 109-136. DOI: 10.17323/1814-9545-2019-1-109-136

22. Клячко Т.Л. Образование: внедрение новых моделей // Экономическая политика России. Турбулентное десятилетие 2008-2018. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2020. Гл. 23. С. 581-602.

23. Батанов А. Международное образование. С места события экспорт российского образования: мягкая сила vs жесткие барьеры // Аккредитация в образовании. 2020. № 2 (118). С. 14-21.

24. Клячко Т.Л., Токарева Г Прогнозирование потребности в бюджетных средствах при реализации реформ в системе образования // Вопросы культурологии. 2019. № 3. С. 71-79.

25. Клячко Т.Л. Образование в России и мире. Основные тенденции // Образовательная политика. 2020. № 1 (81). С. 26-40. DOI: 10.22394/2078-838X-2020-1-26-40

26. Клячко Т.Л., Семионова Е. Трудоустройство выпускников системы среднего профессионального образования // Экономическая политика. 2018. Т. 13. № 2. С. 100-125. DOI: 10.18288/1994-5124-2018-2-06

27. Общество и пандемия: опыт и уроки борьбы с COVID-19 в России: монография / отв. ред.: В.А. Мау, Г.И. Идрисов, Я.И. Кузьминов, А.Д. Радыгин, В.А. Садовничий, С.Г Си-нельников-Мурылев. М.: Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации, 2020. 744 с.

28. Глушко Д.Е., Демин В.М., Уразов РН. Из 2020 в 2030: новая стратегия развития СПО // Аккредитация в образовании. 2020. № 6 (122). С. 63-67.


Дополнительные файлы

Для цитирования:


Блинов В.И., Куртеева Л.Н. Профессионалитет - новая сущность и старые смыслы. Техник транспорта: образование и практика. 2021;2(3):248-255. https://doi.org/10.46684/2687-1033.2021.3.248-255

For citation:


Blinov V.I., Kurteeva L.N. Professionalitet — new essence and old meanings. Transport Technician: Education and Practice. 2021;2(3):248-255. (In Russ.) https://doi.org/10.46684/2687-1033.2021.3.248-255

Просмотров: 59


ISSN 2687-1025 (Print)
ISSN 2687-1033 (Online)