ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ 
Исследование посвящено современной стратегической инициативе по развитию среднего профессионального образования (СПО) «Профессионалитет». Данный проект заявлен как новый уровень образования в колледжах, и содержит подходы и принципы к обновлению содержания профессионального образования, интенсификации развития профессиональных образовательных организаций и сокращению сроков обучения.
Проанализированы научно-педагогические и методические работы, на основе анализа проведены обобщение и систематизация результатов. Использование социально-экономического, социокультурного, ценностно-смыслового и поисково-эмпирического подходов позволило выявить ближайшие стратегические перспективы развития СПО в РФ.
Ретроспективный анализ истории СПО показал его предрасположенность к отказу и смене в смысловых коннотациях уровней профессионального образования в разные исторические периоды. Процесс развития часто представляется как борьба возникающих новых сущностей со старыми смыслами, которые неизбежно продолжают функционировать в сознании людей. Историческое ретроспективное знание дает возможность оптимизировать взгляды на неизбежное новое и отживающее старое.
Приведена характеристика проекта «Профессионалитет». Проведенный анализ социально-экономических причин создания профессионалитета позволяет говорить о его объективной необходимости, а представленная структура нового уровня образования дает ответ на вопрос — за счет чего будет сокращен срок обучения. Особое внимание уделено рискам и проблемам, с которыми придется столкнуться при внедрении проекта «Профессионалитет».
Рассматриваются актуальные проблемы, возникающие при осуществлении учебного процесса в учреждениях среднего профессионального образования (СПО): самоопределение абитуриентов, их заинтересованность в получении конкретной специальности; квалифицированность педагогических кадров, их профессионализм и самоотдача; материально-техническое оснащение аудиторий, лабораторий и мастерских. Эти показатели отражаются на качестве предоставления образовательных услуг, квалификации выпускаемых специалистов, рейтинге учебного заведения.
Цель исследования, основанного на многолетнем педагогическом опыте работы со студентами и в учебно-методическом отделе СПО, — привлечение внимания к накопившимся вопросам в системе СПО, которые во многом обусловлены не только финансовыми трудностями, но и несогласованностью действий внутри педагогического коллектива.
Анализируя тенденцию понижения качества образования, определены возможные пути изменения ситуации, требующие профессионального подхода.
Эффективное функционирование психолого-педагогической службы учебных заведений; мотивация абитуриентов на получение специальности; грамотная работа кураторов с родителями студентов; наставническая деятельность опытных педагогов с молодыми преподавателями; внимательное отношение к организации урока — как основной деятельности педагога; правильный анализ нормативных документов; грамотная разработка учебной документации; современное оснащение аудиторий, лабораторий, мастерских — вот только частичное решение многих проблем.
Результаты исследования могут быть полезны педагогическим коллективам учреждений СПО при организации системы подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ТРАНСПОРТА 
В настоящее время в основные нормативные документы в области образования вносятся изменения, которые потребовали пересмотра структуры и содержания федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Кроме того, рынок труда диктует синхронизацию содержания с требованиями конкретных производств. Все это привело к пересмотру макета стандарта среднего профессионального образования (СПО). Сейчас находятся в разработке 100 образовательных стандартов.
Проведен анализ действующих ФГОС и изменений с момента их внедрения в системе СПО. Рассмотрены последние изменения в нормативно-правовой базе СПО. На основе метода анализа выделены основные преобразования в структуре и содержании ФГОС. С помощью метода моделирования определены направления поправок в примерные основные образовательные программы.
Выявленные в ходе исследования исправления дадут возможность образовательным организациям более успешно применять данные стандарты при разработке основных образовательных программ.
Изменения в системе профессионального образования, связанные с апробацией нового макета, позволят системе образования реагировать на динамически меняющиеся запросы рынка труда и обеспечат подготовку работников, отвечающих современным требованиям экономики. Поправки в макете ФГОС предполагают проведение разъяснительной работы среди представителей образовательных организаций, реализующих программы СПО.
В 2020 г. в ОАО «РЖД» утверждена Программа развития человеческого капитала компании, составной частью которой является совершенствование и развитие системы профессионального обучения и профессионального развития рабочих и служащих для ОАО «РЖД». Данная категория работников — самая многочисленная в кадровой структуре компании. Уровень профессиональной подготовки рабочих и служащих оказывает непосредственное влияние на безопасность и бесперебойность перевозочного процесса. Поэтому подготовке и развитию рабочих и служащих уделяется большое внимание.
Рассмотрено современное состояние рабочих профессий на железнодорожном транспорте и их трансформация с учетом происходящей цифровизации основных производственных процессов.
Выполнено прогнозирование дальнейших процессов профессионального обучения с учетом поставленных задач Долгосрочной программы развития ОАО «РЖД» до 2025 года.
Показаны предпосылки создания и основные разделы программы совершенствования корпоративной системы развития и обучения рабочих и служащих в ОАО «РЖД».
Содержание образовательного процесса в учебных центрах ориентировано на особенности работы на железнодорожном транспорте. Этот фактор является значимым, поскольку обучение в учебных центрах обеспечивает соответствие подготовленности рабочих и служащих потребностям компании в отношении не только изучаемого оборудования и технологий, но и освоения корпоративной культуры работы в отрасли.
Рассмотрены вопросы участия обучающихся профессиональных образовательных организаций в чемпионатах WorldSkills Russia через призму показателей качества подготовки специалистов.
Проведен системный анализ теоретических источников информации, посвященных вопросам интеграции движения «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) в систему профессионального образования, проблемам формирования компетенций у обучающихся в процессе внедрения стандартов WorldSkills Russia.
Использованы метод прямого наблюдения, с помощью которого был собран эмпирический материал об опыте участия Волгоградского техникума железнодорожного транспорта — филиала Ростовского государственного университета путей сообщения в разработке новых компетенций WorldSkills Russia; опросы педагогов; сравнение; обобщение.
Показаны ключевые проблемы практико-ориентированной деятельности обучающихся, обобщен опыт участия студентов и преподавателей филиала в чемпионатном движении WorldSkills Russia.
Проанализирована результативность участия обучающихся в чемпионатах WorldSkills Russia за период 2017-2021 гг.
Определены положительные эффекты от участия в чемпионатном движении: повышение квалификации педагогов, укрепление материальной базы образовательной организации в соответствии с требованиями инфраструктурных листов компетенций. Вовлечение обучающихся в чемпионатное движение WorldSkills Russia дает возможность популяризации и повышения престижа профессии, мотивирует их к профессиональной образованности и повышению уровня квалификации.
ОБРАЗОВАНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ: ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ 
Рассматриваются особенности подготовки обучающихся и преподавателей к участию и проведению научно-практической конференции. Участие в научно-практической конференции — итог большой работы обучающегося и его научного руководителя, которой предшествует сложная исследовательская деятельность. Важно дать студентам не только определенный набор знаний, обучить их основным способам и алгоритмам деятельности, но и научить ориентироваться в потоке информации, умению ставить своевременные и актуальные вопросы и самостоятельно получать на них обоснованные ответы.
Показываются условия для осуществления успешной научно-исследовательской деятельности в колледже, описывается организационная и методическая работа в этом направлении, ее этапы, цели, задачи и результаты. Опросы работодателей свидетельствуют о том, что повышаются требования к уровню профессиональной подготовки и личностным качествам выпускников колледжа. Научно-исследовательская деятельность обучающихся, как одно из направлений работы, позволяет подготовить современных специалистов, способных постоянно совершенствовать свои профессиональные знания и успешно применять их на практике. Приобретение умений готовить доклады, статьи о проведенных исследованиях, навыков публичного представления полученных результатов и их обоснования на конференциях способствует формированию рефлексивной культуры, укрепляет педагогическое сотрудничество преподавателей и обучающихся.
Образовательная деятельность в форме практической подготовки предусматривает демонстрацию практических навыков, выполнение, моделирование обучающимися определенных видов работ для решения практических задач, связанных с будущей профессиональной деятельностью в условиях, приближенных к реальным производственным.
Практическое обучение при подготовке к профессиональной деятельности стала неотъемлемой частью образовательного процесса и весомый вклад в данную концепцию вносит использование тренажерной подготовки, учитывая тот факт, что по условиям транспортной безопасности не всегда есть возможность доступа обучающихся к реальным производственным объектам. Информационные технологии вносят дополнительные возможности в образовательный процесс при освоении профессиональных компетенций. Применение тренажерных комплексов получает широкое распространение в железнодорожной отрасли при освоении образовательных программ среднего профессионального образования и подготовке квалифицированных кадров.
В соответствии с решениями «Программы взаимодействия ОАО «РЖД» с университетскими комплексами железнодорожного транспорта до 2025 года» подготовка квалифицированных специалистов ОАО «РЖД» в перспективах программы развития структурных подразделений и развития материально-технической базы вузов в Елецком техникуме железнодорожного транспорта — филиале РГУПС оборудована учебная лаборатория по специальности 23.02.01 «Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)», представляющая собой программно-аппаратный комплекс «Поездной участковый диспетчер/дежурный по железнодорожной станции». Цель внедрения тренажера-симулятора — совершенствование умения обучающихся квалифицированно применять профессиональные компетенции в поездной работе, уметь грамотно использовать полученные знания в аварийных и нестандартных ситуациях, принимать оптимальные решения в оперативной работе, реализовывать систему мероприятий по предупреждению возникновения браков в производственном процессе.
Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте (УМЦ ЖДТ) принял участие в IX Международной промышленной выставке EXPO-RUSSIA KAZAKHSTAN и VII Алматинском бизнесфоруме, которые прошли 23-25 июня 2021 года в г. Алматы, Республика Казахстан.
УМЦ ЖДТ представило на мероприятиях новые издания по основным специальностям железнодорожного транспорта. Подписан ряд соглашений о сотрудничестве с образовательными учреждениями.
ЛОГИСТИКА. ЭКОНОМИКА ТРАНСПОРТА. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССАМИ ПЕРЕВОЗОК 
В пассажирском сегменте транспортных услуг имеется тенденция планирования поездки «от двери до двери». Это направление, актуальное в мировой практике пассажирских перевозок, при правильно предложенном подходе, можно использовать и в городах Российской Федерации.
Применение мультимодального способа перевозки пассажиров совместно с MaaS-технологиями в случае максимальной вовлеченности операторов-перевозчиков позволит пассажирам существенно сократить время в поездке и найти способ сокращения затрат на поездку.
Продуманная логистика маршрутов следования пригородного железнодорожного транспорта по всем временным периодам привлечет дополнительный пассажиропоток, повысив рентабельность пассажирских перевозок.
Проведенное исследование на примере транспортно-пересадочного комплекса города Н показало возможность организации поездки пассажира «от двери до двери» с минимальными для него затратами и максимальным комфортом. Пассажирская железнодорожная компания получает от данного сервиса непосредственную прибыль, позволяющую окупить проект на небольшом сроке. Сделаны выводы о зависимости рентабельности автобусного парка от числа посадочных мест, дальности и популярности маршрутного направления. Организация дополнительных услуг на территории, максимально приближенной к местам посадки-высадки пассажиров, повысит привлекательность транспортно-пересадочного комплекса для пассажиропотока г. Н.
ЦИФРОВИЗАЦИЯ, ИННОВАЦИИ И МОДЕЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ 
Рассмотрены общие итоги работы автомобильного транспорта в мире в период первой волны пандемии COVID-19 в 2020 г., подведенные по результатам работы специальной группы по COVID-19 Всемирной дорожной ассоциации, в основу которых положены материалы почти трех десятков вебинаров с участием представителей многих стран мира. Подчеркивается, что автомобильный транспорт в указанный период смог сохранить работоспособность и обеспечить перевозки пассажиров и важнейших грузов для сохранения жизнеспособности национальных экономик. Раскрыты особенности работы автомобильного транспорта во время пандемии и сопровождающих ее локдаунов, в том числе влияние падения перевозок на финансовое состояние автомобильной отрасли. На основе обобщения и оценки мирового опыта сформулированы рекомендации по организации пассажирских и грузовых перевозок, текущему обслуживанию и ремонту дорог, дорожному строительству, управлению дорожной отраслью с широкой организацией удаленной работы офисного персонала и интенсивным применением информационно-компьютерных технологий во время пандемий. Даны предложения по дальнейшей организации работы автомобильной отрасли исходя из прогноза волнового развития пандемии COVID-19 и возможных аналогичных мировых катастроф.
ИНФРАСТРУКТУРА ТРАНСПОРТА: СОЗДАНИЕ, ЭКСПЛУАТАЦИЯ И РАЗВИТИЕ 
Рассматривается сложившаяся ситуация на территории российских транспортных парков, где отдается предпочтение модернизации существующего подвижного состава перед закупкой нового транспорта. Произведен анализ модернизации, показаны основные этапы и преимущества усовершенствования трамвайных вагонов на примере трамвайных хозяйств г. Санкт-Петербург и г. Ижевск. Отмечен ряд трендов, сложившихся в современных рыночных условиях. Использование одного из старейших видов транспорта — трамвая — доказало его рентабельность, высокую провозную способность, возможность достижения больших скоростей, а внедрение новейших технологий для снижения шума и вибрации увеличивает не только эстетическую привлекательность для жителей городов, но и снижает воздействие на экологические системы.
Установлено, что капитально-восстановительный ремонт с полной модернизацией позволяет продлить срок службы трамвая до 15 лет.
«Запуск» на концессионных началах трамвайной линии в небольшом городе может стать эффективным антикризисным инструментом при соответствующем технико-экономическом обосновании и решении организационных вопросов.
Трамвай в качестве общественного транспорта выгоднее городу, так как рациональнее используется выделенная под него полоса, потому что трамвай в 2-3-вагонной сцепке перевозит больше людей, чем троллейбус. Обновление трамвайного парка путем модернизации — актуальный тренд.
Цель исследования — характеристика лабораторного оборудования нового поколения, отвечающего требованиям, которые предъявляются сегодня к подготовке специалистов по подвижному составу железных дорог.
Установлено, что ввод нового подвижного состава с увеличенной грузоподъемностью является основной тенденцией современного вагоностроения и должен сопровождаться соответствующей подготовкой высококвалифицированных специалистов, способных к дальнейшему развитию грузовых вагонов нового поколения. Отмечено, что проведение учебно-исследовательских занятий предусматривает изучение не только проблем прочности, но и получение навыков работы с цифровыми технологиями сбора и передачи данных. Дана развернутая характеристика разработанного на кафедре «Вагоны и вагонное хозяйство» ПГУПС специализированного стенда для изучения свойств динамики и прочности грузовых вагонов лабораторного стенда. В частности, показано устройство базовой тележки модели 18-9855, описана технология работы стенда, даны иллюстрационные материалы по устройству и принципу действия запроектированного стенда. Для практических лабораторных занятий предложен типовой вариант лабораторной работы с применением данного стенда. Показано, что вовлечение студентов в выполнение практических экспериментов и прикладных стендовых исследований повышает интерес к будущей профессии и позволяет сформировать прочные навыки по практической диагностике текущего состояния грузового вагона.
Железные дороги, являясь основой транспортной системы страны, обеспечивают своевременное и качественное удовлетворение потребностей грузоотправителей и грузополучателей в перевозках. Один из наиболее эффективных способов доставки грузов — контейнерные перевозки.
Для перевозки контейнеров используется специализированный подвижной состав — вагоны-платформы, оборудованные специальными узлами крепления контейнеров — фитинговыми упорами. Конструкция упоров для фитингов контейнеров ограничивает самопроизвольное смещение контейнеров, предотвращает их опрокидывание. Разнообразные конструкции фитинговых упоров применяются на практике и представлены в виде патентов и технической документации. В результате проведения сравнительного и статистического анализа определены сходства и различия в конструкции, общие признаки. Рассмотрены конструкции упоров и устройств для крепления контейнеров на платформах, используемые в Казахстане и США. В основу приведенной классификации фитинговых упоров положены результаты анализа конструкций фитинговых упоров, установленных на специализированных вагонах-платформах, эксплуатируемых в Российской Федерации. Фитинговые упоры специализированных вагонов-платформ для перевозки контейнеров классифицированы по трем направлениям.
Полученная классификация позволяет выявить единообразие используемых конструкций фитинговых упоров вагонов-платформ для перевозки контейнеров и открывает возможность нахождения пути для усовершенствования тех или иных конструкций, объединенных по общим признакам.
ИСТОРИЯ ТРАНСПОРТА 
Одному из старейших транспортных вузов страны — Российскому университету транспорта (РУТ (МИИТ)) — 125 лет. История вуза и в целом транспортного образования отражена в экспозициях музея университета.
Отмечены основные исторические периоды развития музея, начиная с 1896 г.: царской России, советский до Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., военные и послевоенные годы, постсоветский период.
Музей РУТ (МИИТ), являясь ровесником вуза, сегодня — один из старейших музеев Москвы. Коллекции предметов, собранные в его фондах, поражают своим разнообразием и уникальностью. Фонды музея насчитывают более 12 000 тыс. предметов, 7000 из которых выставлены в составе постоянных экспозиций для посетителей. Все объекты культурного наследия неразрывно связаны с богатой историей университета и историей России. Большая часть коллекции музея традиционно собрана благодаря помощи и поддержке сотрудников университета, а также его выпускников разных лет, которые чтят традиции Alma mater и бережно хранят историю вуза для потомков.
Учитывая специфику музея, очевидно, что число и тематика его экспозиций со временем будут только расширяться, а значит, он еще очень долго не потеряет своей актуальности и будет интересен гостям всех возрастов и профессий.
Стратегией социально-экономического развития Оренбургской области до 2020 и на период до 2030 года предусмотрен ряд преобразований в регионе на основе природно-ресурсного потенциала, полицентричной системы расселения, выгодного геополитического положения, транзитного потенциала Оренбуржья. Особый акцент в Стратегии сделан на развитие железнодорожного транспорта, сухопутных евроазиатских международных транспортных коридоров. Уникальное геополитическое положение Оренбургской области обусловило необходимость наличия в этом регионе развитой сети железнодорожного транспорта и соответственно подготовки кадров.
Рассмотрена история одного из старейших учебных заведений Оренбуржья — Оренбургского техникума железнодорожного транспорта (ОТЖТ).
Использованы архивные материалы, опубликованные источники (периодические издания, интернетресурсы), личные воспоминания преподавателей, сотрудников и обучающихся ОТЖТ. Применены методы историзма, системности, анализа.
Показаны создание ОТЖТ, положение техникума в тяжелые 1920 годы, во время Великой Отечественной войны и послевоенное время, расширение учебного заведения и смена его местоположения, современное состояние техникума и его потенциал.
Сегодня с полной уверенностью можно утверждать, что ОТЖТ является своеобразным «локомотивом», обеспечивающим высококвалифицированными кадрами стратегически важный регион России и развитие железнодорожного транспорта области.
ОБЗОР НАУЧНОЙ ПРЕССЫ. НОВИНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 
ISSN 2687-1033 (Online)