Дидактические проблемы цифровой трансформации среднего профессионального образования на фоне борьбы с пандемией
https://doi.org/10.46684/2687-1033.1.01
Аннотация
Цифровая трансформация образования — один из федеральных приоритетов Российской Федерации, реализация которого в системе профессионального образования призвана обеспечить эффективную подготовку кадров для цифровой экономики. Исследование процесса цифровизации среднего профессионального образования (СПО), выявление организационно-педагогических условий его эффективности осуществляется на базе межрегиональной сети экспериментальных площадок — профессиональных образовательных организаций, на протяжении нескольких лет реализующих программы онлайн-обучения.
Рассмотрены проблемы и ограничения, связанные с введением онлайн в систему СПО, а также возможные решения. Показано, что технология дистанционного обучения может быть использована при реализации программ СПО только в форс-мажорных обстоятельствах (вынужденная самоизоляция в условиях борьбы с пандемией) с существенной потерей качества образования и его практикоориентированности. Вынужденная самоизоляция выявила главную проблему цифровой трансформации профессионального образования — дефицит общих компетенций педагога, студента, родителя. Оптимальной формой введения онлайн-курсов в образовательный процесс СПО является технология смешанного обучения, сочетающая работу в онлайн с контактными формами обучения. Ключевым условием, обеспечивающим результативность цифровой трансформации образовательного процесса, выступает освоение педагогами комплекса общих компетенций, в числе которых самоорганизация, удаленное управление мотивацией, работа с гранулированным учебным содержанием.
Об авторе
И. С. СергеевРоссия
Игорь Станиславович Сергеев - доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского центра профессионального образования и систем квалификаций
125319, г. Москва, ул. Черняховского, д. 9, стр. 1
Список литературы
1. Роберт И.В. Дидактика эпохи цифровых информационных технологий // Профессиональное образование. Столица. 2019. № 3. С. 16–26.
2. Данилюк А.Я., Факторович А.А. Цифровое общее образование. М.: Авторская мастерская, 2019. 229 с.
3. Носкова Т.Н., Павлова Т.Б., Яковлева О.В. Инструменты педагогической деятельности в электронной среде // Высшее образование в России. 2017. № 8–9. С. 121–130.
4. Андрюхина Л.М., Ломовцева Н.В., Садовникова Н.О. Концепты цифровой дидактики как основания проектирования опережающего образования педагогов профессионального обучения // Профессиональное образование и рынок труда. 2020. № 1. С. 30–43. DOI: 10.24411/2307-4264-2020-10103
5. Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения / науч. ред. В.И. Блинов. М.: Перо, 2019. 98 с.
6. Эрдынеева К Г., Васильев А.А. Формирование цифровой культуры обучающихся колледжа: субъектно-деятельностный подход // Ученые записки ЗабГУ. 2020. Т. 15. № 1. С. 22–31. DOI: 10.21209/2658-7114-2020-15-1-22-31
7. Образование для сложного общества. Доклад Global Education Futures / под ред. П. Лукши, П. Рабиновича, А. Асмолова. М., 2018. 211 с.
8. Киселева Н. Подвиг учителя в дистанте // Педсовет: Персональный помощник педагога [сайт]. 30.03.2020. URL: https://pedsovet.org/beta/article/podvig-ucitela-v-distante
9. Управление коммуникацией команд онлайн // Кружковое движение [сайт]. URL: https://kruzhok.org/mentors/onti
10. Чупшева С. Мы оказались не готовы к переходу на обучение онлайн // Мел: Тексты [сайт]. URL: https://mel.fm/ problemy-obrazovaniya/324578-online_education_problem
11. Пашкова Е. 5 ошибок перехода на дистанционное обучение в России и как их избежать // Pedsovet.su [сайт]. 31.03.2020. URL: https://pedsovet.su/metodika/7070_oshibki_ distancionnogo_obucheniya
Рецензия
Для цитирования:
Сергеев И.С. Дидактические проблемы цифровой трансформации среднего профессионального образования на фоне борьбы с пандемией. Техник транспорта: образование и практика. 2020;1(1-2):14-20. https://doi.org/10.46684/2687-1033.1.01
For citation:
Sergeev I.S. Didactic problems of digital transformation of vocational secondary education against the background of fighting the pandemic. Transport Technician: Education and Practice. 2020;1(1-2):14-20. (In Russ.) https://doi.org/10.46684/2687-1033.1.01