ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ 
Цифровая трансформация образования — один из федеральных приоритетов Российской Федерации, реализация которого в системе профессионального образования призвана обеспечить эффективную подготовку кадров для цифровой экономики. Исследование процесса цифровизации среднего профессионального образования (СПО), выявление организационно-педагогических условий его эффективности осуществляется на базе межрегиональной сети экспериментальных площадок — профессиональных образовательных организаций, на протяжении нескольких лет реализующих программы онлайн-обучения.
Рассмотрены проблемы и ограничения, связанные с введением онлайн в систему СПО, а также возможные решения. Показано, что технология дистанционного обучения может быть использована при реализации программ СПО только в форс-мажорных обстоятельствах (вынужденная самоизоляция в условиях борьбы с пандемией) с существенной потерей качества образования и его практикоориентированности. Вынужденная самоизоляция выявила главную проблему цифровой трансформации профессионального образования — дефицит общих компетенций педагога, студента, родителя. Оптимальной формой введения онлайн-курсов в образовательный процесс СПО является технология смешанного обучения, сочетающая работу в онлайн с контактными формами обучения. Ключевым условием, обеспечивающим результативность цифровой трансформации образовательного процесса, выступает освоение педагогами комплекса общих компетенций, в числе которых самоорганизация, удаленное управление мотивацией, работа с гранулированным учебным содержанием.
Обеспечение железнодорожного транспорта квалифицированным персоналом традиционно находится в сфере пристального внимания. Современные реалии диктуют необходимость поиска и внедрения эффективных инструментов взаимодействия системы образования и работодателей, позволяющих влиять на подготовку кадров.
Благодаря развитию национальной системы квалификаций (НСК) в России работодатели и система образования получили эффективные инструменты взаимодействия в виде профессионально-общественной аккредитации (ПОА) и независимой оценки квалификаций, которые позволяют уже на стадии разработки учебных программ учитывать требования работодателей, современные тенденции и технологии организации производства, а по итогам обучения оценивать готовность обучающихся к выполнению конкретных трудовых функций в соответствии с утвержденными профессиональными стандартами.
Железнодорожный транспорт активно включился в работу по внедрению элементов НСК, в том числе ПОА и независимой оценки квалификаций. Реализация этих мер должна стать важным механизмом в повышении профессионального уровня железнодорожников и выстраивании эффективного барьера для лиц, не готовых к ответственной работе в данной сфере.
Рассмотренные инструменты НСК способствуют формированию ответственного взаимодействия всех заинтересованных сторон в качественных результатах обучения.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ТРАНСПОРТА 
Представлены теоретические и методические подходы к вопросу внедрения инновационных подходов и педагогических методов обучения при формировании общих компетенций у обучающихся по программам среднего профессионального образования (СПО). Описан формат работы образовательной организации (ОО) в рамках реализации инновационного образовательного проекта «Внедрение инновационных подходов и педагогических методов в практику подготовки специалистов для ОАО „РЖД“». Актуальность проекта обусловлена необходимостью обновления педагогической деятельности и поиска универсальной обучающей технологии, не имеющей профильной закрепленности или специализации, простой и результативной.
Приведен пример разработки обучающей технологии — модели «РИТМ образования» 5Т+П. Предложенные в модели инновационные подходы разработаны на основе Модели корпоративных компетенций компании ОАО «РЖД» и способствуют качественной подготовке специалиста железнодорожного транспорта.
Представлена примерная матрица формирования общих компетенций в разрезе используемых педагогом форм и методов обучения по специальности 27.02.03 Автоматика и телемеханика на транспорте (железнодорожном транспорте). Проанализированы внешние и внутренние эффекты от внедрения проекта, перспективы его дальнейшей реализации. Выявлено, что основным элементом оценки подготовленности выпускника становится компетентность — способность самостоятельно применять полученные знания, умения и навыки для самостоятельного решения профессиональных задач. От того, насколько эффективно сформированы общие знания, умения и владения, зависит способность обучающихся к саморазвитию и самоорганизации, а впоследствии, к профессиональному саморазвитию и самообразованию.
Среднее профессиональное образование (СПО) — часть государственной системы профессионального образования Российской Федерации, обеспечивающая подготовку квалифицированных рабочих и служащих, специалистов среднего звена. Именно эти кадры, наряду с инженерами, в настоящее время наиболее необходимы как для развития и повышения конкурентоспособности транспортной отрасли, так и для российской экономики в целом.
Рассмотрены процессы реструктуризации образовательного пространства СПО в рамках реализации стратегических целей развития транспортной системы Российской Федерации. Определены роль и место СПО в системе транспортного образования на основе анализа проблем и вызовов системы СПО. Проанализированы возможности движения WorldSkills (WS) для инновационного развития СПО; преимущества и противоречия участия образовательных организаций (ОО) в национальных проектах. Показана активная роль в развитии движения WS Некоммерческой организации «Ассоциация колледжей и техникумов транспорта» (НО «АСКИТТ») — самой широкой сети ОО СПО в составе университетских комплексов Федерального агентства железнодорожного транспорта (Росжелдор), включающей 54 подразделения СПО. Некоммерческая организация «АСКИТТ» — координатор разработки новых отраслевых компетенций WS, прежде всего для тех специальностей, спрос на которые будет расти, и при этом их нет в перечне компетенций чемпионата на мировом уровне. В 2019 г. Росжелдор поддержал инициативу по осуществлению координации согласованных действий подведомственных ОО СПО с НО «АСКИТТ» в вопросах разработки новых отраслевых компетенций по стандартам WS.
Приведен авторский взгляд на возможные пути решения определенных в ходе исследования задач. Выявлено, что государственная поддержка транспортного образования, а также активное участие предприятий отрасли в функционировании и развитии отраслевого образования являются ключевыми условиями формирования эффективной современной системы СПО.
Предмет исследования — активизация участия студентов и молодых ученых профильных вузов в молодежном конкурсе ОАО «РЖД» «Новое звено». Актуальность связана с практической необходимостью сбалансировать поддержку его участников конкурса — авторов проектов на всех этапах прохождения конкурса.
Новизна и уникальность предложения «институтский наставник» заключается в режиме «одного окна» для студентов из профильных вузов. Университет Федерального агентства железнодорожного транспорта (Росжелдор) выступает как инкубатор новых бизнес-идей, а институтский наставник — как тьютор, бизнес-тренер по поддержке на начальном этапе проектов. Он — важное и связующее звено между железнодорожной прикладной наукой и отраслевым железнодорожным образованием.
Использованы аналитический, маркетинговый, проектный методы, материалы общего доступа к конкурсной документации.
Предложено на начальном этапе подготовки проекта взамен самостоятельной работы над идеей прикрепить к студентам — участникам конкурса институтского наставника. Наибольшей эффективности можно достичь, если команда будет сформирована из студента, молодого ученого и молодого специалиста. Комплексный проект будет формироваться на первом этапе, а команды получат инструменты эффективной подготовки работы. Тем самым будет достигнут баланс — помощь не только со стороны организатора — наставника от ОАО «РЖД», но и куратора со стороны вуза — институтского наставника.
При реализации предложения компания ОАО «РЖД» получит более сильные заявки, эффективные идеи для успешного развития отрасли. Качественными эффектами от осуществления такого предложения может стать реализация приоритетов технической политики и укрепления бренда ОАО «РЖД» среди молодежи, оптимизация проекта «Новое звено», подключение к нему молодых ученых-наставников от профильных вузов.
ОБРАЗОВАНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ: ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ 
Рассмотрены международное сотрудничество и выставочная деятельность Учебно-методического центра по образованию на железнодорожном транспорте (УМЦ ЖДТ). Международные выставки предоставляют возможность ознакомиться с зарубежным опытом и тенденциями развития профессионального образования. В рамках деловой программы международных выставок УМЦ ЖДТ организует круглые столы «Транспортная книга России», на которых презентует издания по транспортной тематике, популяризирующие историю российских железных дорог, историю организации и управления железнодорожным транспортом России; словари железнодорожных терминов; учебную литературу по обеспечению транспортной безопасности и защите окружающей среды. Отмечено, что презентации проводятся с целью реализации основных направлений Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России до 2030 года» и Федеральной целевой программы «Развитие культуры и туризма» на 2013–2020 годы, представления положительного имиджа России как объекта путешествий и вложения инвестиционного капитала.
Показана работа УМЦ ЖДТ по взаимовыгодному сотрудничеству с образовательными учреждениями и предприятиями железнодорожного транспорта стран ближнего и дальнего зарубежья. Подписаны соглашения и меморандумы «О сотрудничестве и совместной деятельности» между УМЦ ЖДТ и образовательными учреждениями и транспортными структурами Казахстана, Киргизии, Узбекистана и КНДР.
ЦИФРОВИЗАЦИЯ, ИННОВАЦИИ И МОДЕЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ 
Представлена разработка трехмерной модели функционирования железнодорожной станции, способной адекватно воспроизвести реальные процессы с причинно-следственными связями, обусловленными физикой взаимного влияния объектов и технологическими требованиями технической системы. Формирование компьютерной модели станции связывается с алгоритмом реализации анимационной структуры, которая в условиях цифровизации управленческой деятельности рассматривается как среда моделирования и прогнозирования краткосрочных и среднесрочных перспектив оперативной обстановки на железнодорожной станции. Эффективность такой среды зависит от интерфейса взаимодействия с управленческим персоналом, который должен визуально воспринимать компьютерную реставрацию как полноценный аналог реальной станции.
Корректность визуализации модельных операций 3D-среды зависит от степени детальности соответствующих перемещений вагонов и локомотивов по парковым путям и горловинам, учитывающих враждебности маршрутов, ограничения по ресурсам и др.
Цель исследования ориентирована на разработку структуры технологических операций, моделирование которых обеспечит достаточный уровень технологичности визуального отображения динамики станционных операций, закрепляющий доверительное отношение диспетчера к наблюдаемым модельным процессам, приводящим к результатам, сопоставимым с реальными. Предлагаемое в статье сопряжение задач алгоритмизации технологических операций с конкретными запросами положения вагонов и локомотивов в среде объектов окружения (средств механизации, складских помещений) определит в дальнейшем высокую эффективность разрабатываемой среды для целей практического использования.
Полученные результаты по структурам целесообразной визуализации элементных составляющих технологических операций в модели станции дадут возможность в дальнейшем формировать целостный мотивационно адаптированный образ прототипируемой системы объектов инфраструктуры и подвижного состава железнодорожной станции.
Рассмотрели вопросы автоматизации принятия решений по обоснованию типа разгрузочного участка терминала для тарно-штучных грузов — внешний или внутренний ввод железнодорожного пути рационален по критерию минимальных суммарных затрат. Актуальность темы исследования связана с широким распространением решения такого типа бизнесзадач в сегодняшних условиях транспортно-складского рынка. В грузовых терминалах стыкуются виды транспорта, преобразуются грузопотоки, что определяет как ключевое положение грузовых терминалов в современных цепях поставок, так и сложность решаемых при их проектировании задач. Для оперативного управления транспортно-логистическими процессами необходимо быстрое принятие бизнес-решений, что возможно обеспечить программной реализацией ряда расчетных процедур.
Использовали методы динамического и линейного программирования, синтаксис и инструментарий языка программирования Pascal ABC, аналитический, маркетинговый, проектный методы; материалы общего доступа и официальных сайтов, собственные исследования.
Охарактеризовали программный продукт по автоматизации расчета технико-эксплуатационных параметров железнодорожного грузового терминала. Программа позволяет рассчитать комплекс технических и экономических параметров работы грузового терминала, в частности, размер годового вагонопотока, потребную длину железнодорожного разгрузочного участка, а также годовые эксплуатационные (производственные) расходы и капитальные затраты на сооружение участка разгрузки вагонов по вариантам.
Программный продукт может быть полезен как в учебном процессе среднего и высшего образования, так и в практическом бизнесе при принятии бизнес-решений по планированию работы грузового терминала.
ЛОГИСТИКА. ЭКОНОМИКА ТРАНСПОРТА. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССАМИ ПЕРЕВОЗОК 
Рассмотрено устройство флекситанков, а также технико-технологические особенности перевозок грузов с их использованием. Актуальность темы связана с тем, что в настоящее время в мире почти 80 % международного транзита проходит именно в контейнерах, на внутренних рынках крупнейших стран мира товаропотоки также идут преимущественно в контейнерах. Флекситанки изучаются как инновационные инструменты организации цепей доставки грузов и товаров в контейнерах, имеющие все необходимое оборудование для перевозки разного рода грузов.
Применены аналитический и маркетинговый методы с учетом принципов теории логистики, логики, а также материалы общего доступа.
Представлено сравнение данного вида тары с другими транспортировочными средствами. Выявлено, что флекситара более ориентирована на неопасные жидкие грузы по своим характеристикам. Применение флекситанков позволяет сократить расходы на перевозку, снизить трудовые, временные и транспортные издержки, а также осуществить мультимодальную перевозку с использованием различных видов транспорта.
Установлено, что флекситанки могут выступать полноценной и многофункциональной альтернативой цистернам, танкконтейнерам и другой таре для транспортировки наливных материалов, являющихся неопасными грузами. Применение технологии перевозок грузов во флекситанках будет способствовать дальнейшему инновационному развитию грузовых мультимодальных перевозок и росту контейнеризации товарообмена в целом.
Программа развития сортировочных станций до 2025 г. предполагает концентрацию переработки вагонопотоков на крупных, технически хорошо оснащенных сортировочных станциях. Мероприятия по сокращению простоя транзитного вагона с переработкой на сортировочной станции А, направленные на выявление и снижение расходов при вождении грузовых поездов повышенной массы и длины на участке А–И1, — актуальные с практической точки зрения.
Одним из способов уменьшения расходов на вождение грузовых поездов повышенной массы и длины является отказ от формирования поездов 9000 т. Станция А формирует поезда повышенной массы и длины, размером 8000 и 9000 т. Данная технология предполагает положительный эффект — увеличение среднего веса поезда на 25,5 т, сокращение потребности в локомотивах и локомотивных бригадах, повышение провозной способности участка, разгрузка путей приемо-отправочного парка Б. Также эта технология вызывает ряд трудностей в работе, таких как предъявление определенных требований к оборудованию локомотивов и использование для поездов массой 9000 т только трехсекционных локомотивов. Отсюда появляется вопрос о целесообразности вождения поездов массой 9000 т.
Предмет исследования — разработка рекомендаций по совершенствованию планирования и организации грузовых перевозок, эксплуатационной работы в рамках управления товаропотоками и эффективного взаимодействия участников рынка перевозок в цепочке создания стоимости. На научное обеспечение поставленных задач должны быть направлены усилия ученых и разработчиков. Актуальность данной темы связана с реализацией приоритетов долгосрочной программы развития ОАО «Российские железные дороги» до 2025 года.
Использовали аналитический, маркетинговый, проектный методы; материалы общего доступа и официальных сайтов, собственные исследования.
Рассмотрели первоочередные задачи, требующие научно-практического решения: построение комплаенс-системы; совершенствование системы планирования и расчета цены комплексной транспортной услуги; актуализация концепции нормирования эксплуатационной работы железных дорог; распределение квот между компаниями-операторами на перевозки грузов; рейтинговая оценка компаний-операторов; критерии оценки логистической деятельности и системы сбалансированных показателей.
При реализации данного предложения компания ОАО «РЖД» сформирует инструментарий по совершенствованию планирования и организации грузовых перевозок и эксплуатационной работы в рамках управления товаропотоками и эффективного взаимодействия участников рынка перевозок в цепочке создания стоимости.
ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕВОЗОК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ НА ТРАНСПОРТЕ 
Перерабатывающая способность сортировочной горки зависит от сортировочного парка, где происходит накопление вагонов. Изменение продольного профиля пути сортировочного парка приводит к увеличению количества осаживаний и отцепки вагонов из-за коммерческих неисправностей, что увеличивает горочный интервал. Одним из методов расчета влияния изменения продольного профиля пути на качество работы сортировочной системы является имитационное моделирование. Несмотря на высокую точность данного метода, его реализация достаточно сложна. Рассмотрена возможность использования коэффициента вогнутости продольного профиля пути сортировочного парка для анализа качества его заполнения.
Применена разработанная имитационная модель заполнения путей сортировочного парка «СортПарк 2», учитывающая трогания отцепа с места после остановки; погрешность работы устройств контроля и задания скорости выпуска отцепов с парковой тормозной позиции на путь; движение вагонов при соударении с ними следующего отцепа. Исследования показали, что коэффициент вогнутости может применяться как числовой критерий при оценке отклонения профиля от нормативных значений. Существует зависимость между коэффициентом вогнутости и показателем качества заполнения пути. Полученные результаты могут быть использованы при оценке эффективности выправки профиля пути.
Существенная часть углеводородов перевозится железнодорожным транспортом. При этом нефтепродукты относятся к опасным грузам, аварии при транспортировке которых могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций (ЧС). Рассмотрена ЧС, вызванная разгерметизацией вагона-цистерны с бензином, в результате которой бензин попал в р. Волхов (г. Кириши, Ленинградская область). Приведен расчет ущерба от ЧС при перевозке бензина в вагоне-цистерне. Определены экономические потери, а также ущерб, нанесенный окружающей среде: атмосферному воздуху, водным и земельным ресурсам. Рассчитан суммарный экологический ущерб. При оценке ущерба проведен анализ зависимости наносимого вреда окружающей среде от времени, прошедшего от момента возникновения ЧС до начала работ по ее локализации и ликвидации. Выявлено, что наименьшим экологический ущерб будет, если приступить к ликвидации ЧС в течение первого часа. За второй час экологический ущерб возрастает на 68 %, а за третий час увеличивается еще на 23 %.
Сделан вывод об эффективности оперативного реагирования и проведения работ по локализации ЧС, связанной с разливом нефтепродуктов в водный объект.
ИСТОРИЯ ТРАНСПОРТА 
Работа посвящена 75-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне, вкладу сибирской науки и индустрии в нашу Победу.
Рассмотрена деятельность великого ученого, долгое время проработавшего в Кемеровской области, в Сибирском металлургическом институте (ныне — Сибирский государственный индустриальный университет, СибГИУ, г. Новокузнецк). Юрий Вячеславович Грдина, поистине — король рельсов, человек-легенда.
В 2021 г. исполнится 120 лет со дня рождения великого ученого. Сеть железных дорог России «соткана» из его рельсов.
Отражена не только профессиональная деятельность Грдины — ученого, но и раскрыта его многогранная личность как творческого человека, увлекавшегося живописью, фотографией, водным туризмом, шахматами, литературой.
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: СОБЫТИЯ, МНЕНИЯ, СООБЩЕНИЯ 
ОБЗОР НАУЧНОЙ ПРЕССЫ. НОВИНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 
ISSN 2687-1033 (Online)