Preview

Техник транспорта: образование и практика

Расширенный поиск

Роль и место среднего профессионального обучения в системе транспортного образования

https://doi.org/10.46684/2687-1033.1.05

Полный текст:

Аннотация

Среднее профессиональное образование (СПО) — часть государственной системы профессионального образования Российской Федерации, обеспечивающая подготовку квалифицированных рабочих и служащих, специалистов среднего звена. Именно эти кадры, наряду с инженерами, в настоящее время наиболее необходимы как для развития и повышения конкурентоспособности транспортной отрасли, так и для российской экономики в целом.

Рассмотрены процессы реструктуризации образовательного пространства СПО в рамках реализации стратегических целей развития транспортной системы Российской Федерации. Определены роль и место СПО в системе транспортного образования на основе анализа проблем и вызовов системы СПО. Проанализированы возможности движения WorldSkills (WS) для инновационного развития СПО; преимущества и противоречия участия образовательных организаций (ОО) в национальных проектах. Показана активная роль в развитии движения WS Некоммерческой организации «Ассоциация колледжей и техникумов транспорта» (НО «АСКИТТ») — самой широкой сети ОО СПО в составе университетских комплексов Федерального агентства железнодорожного транспорта (Росжелдор), включающей 54 подразделения СПО. Некоммерческая организация «АСКИТТ» — координатор разработки новых отраслевых компетенций WS, прежде всего для тех специальностей, спрос на которые будет расти, и при этом их нет в перечне компетенций чемпионата на мировом уровне. В 2019 г. Росжелдор поддержал инициативу по осуществлению координации согласованных действий подведомственных ОО СПО с НО «АСКИТТ» в вопросах разработки новых отраслевых компетенций по стандартам WS.

Приведен авторский взгляд на возможные пути решения определенных в ходе исследования задач. Выявлено, что государственная поддержка транспортного образования, а также активное участие предприятий отрасли в функционировании и развитии отраслевого образования являются ключевыми условиями формирования эффективной современной системы СПО. 

Об авторах

А. С. Васильев
Читинский техникум железнодорожного транспорта ЗабИЖТ ИрГУПС
Россия
Александр Сергеевич Васильев — кандидат педагогических наук, директор 672000, Забайкальский край, г. Чита, ул. Бутина, д. 3


Н. Е. Разинкин
Российский университет транспорта (РУТ (МИИТ); Московский колледж транспорта (МКТ)
Россия

Николай Егорович Разинкин — кандидат технических наук, начальник управления СПО

 127018, г. Москва, Октябрьский пер., д. 7; 129626, г. Москва, Кучин пер., д. 14



Список литературы

1. Пелевина Л.Ф. СПО как структурное подразделение университета: проблемы синхронизации образовательных программ СПО и ВО // Совершенствование учебно-методической работы в университете в условиях изменяющейся среды: сборник трудов II национальной межвузовской научно-методической конференции, Санкт-Петербург, 29–30 января 2018 г. 2018. С. 293–297.

2. Силкина Н.А., Ваганова Н.О. Модернизация среднего профессионального образования: законодательно-нормативный аспект // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения: Гуманитарные исследования. 2018. № 1 (3). С. 93–101.

3. Сиразиева Н.К. Среднее профессиональное образование в системе непрерывного профессионального образования // Непрерывное профессиональное образование как фактор устойчивого развития инновационной экономики: материалы 11-ой международной научно-практической конференции. В 2-х книгах / под общ. ред. Е.А. Корчагина, Р.С. Сафина. 2017. С. 207–210.

4. Шевченко Н.А., Ахмирова Р.Ш., Жилкина Э.Е. Место и роль среднего профессионального образования в общей системе образовательного процесса // Образование 2030: новая концепция развития: материалы международного форума ЮНЕСКО, Казань, 21–22 сентября 2017 г. Казань: Университет управления «ТИСБИ», 2017. С. 348–352.

5. Лаухин В.В. Роль и место профессионально-прикладных задач в обучении инженеров и техников // Сибирский учитель. 2017. № 6 (115). С. 75–78.

6. Алипханова Ф.Н. Роль и место среднего профессионального образования в системе образования РФ // Профессионально-педагогическое образование: состояние и перспективы: материалы межвузовской студенческой и международной научно-практических конференций, Махачкала, 18–26 апреля 2019 г. 2019. С. 7–9.

7. Легенчук Д.В. Значение среднего профессионального образования и его место в системе многоуровнего профессионального образования в контексте преемственности // В мире научных открытий. 2012. № 2–1 (26). С. 118–127.

8. Платонова Р.И., Анисимова В.Д., Олесова М.М. Новые ФГОС и WorldSkills в модернизации российской системы среднего профессионального образования (СПО) // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. 2018. № 4 (100). С. 247–254. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/novye-fgos-i-WorldSkills-v-modernizatsiirossiyskoy-sistemy-crednego-professionalnogo-obrazovaniya-spo/ viewer


Для цитирования:


Васильев А.С., Разинкин Н.Е. Роль и место среднего профессионального обучения в системе транспортного образования. Техник транспорта: образование и практика. 2020;1(1-2):38-43. https://doi.org/10.46684/2687-1033.1.05

For citation:


Vasiliev A.S., Razinkin N.E. The role and place of secondary vocational education in the system of transport education. Transport Technician: Education and Practice. 2020;1(1-2):38-43. (In Russ.) https://doi.org/10.46684/2687-1033.1.05

Просмотров: 86


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2687-1025 (Print)
ISSN 2687-1033 (Online)