Preview

Техник транспорта: образование и практика

Расширенный поиск

Научно-практический рецензируемый журнал "Техник транспорта: образование и практика".

Основан в 2019 г.  Периодичность:  4 раза в год. Первый номер вышел в июне 2020 г.

Свидетельство о регистрации печатной версии: ПИ № ФС 77–77970 от 03.03.2020

Свидетельство о регистрации электронной версии: ЭЛ № ФС 77–77968 от 03.03.2020

Тематическая направленность предусматривает широкий спектр вопросов, возникающих на стыке организации  непрерывного профессионального образования и  подготовки квалифицированных кадров среднего звена и инженерно-технических работников железнодорожного и автомобильного транспорта.

Публикуются  результаты научных исследований,  методические разработки, актуальный аналитический материал  преподавателей  и специалистов  высших и средних учебных заведений  наземного транспорта, а также  смежных отраслей, академических и прикладных институтов.

Текущий выпуск

Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков
Том 3, № 3 (2022)
Скачать выпуск PDF
246-249 465
Аннотация

В 2021 г. началась реализация федерального проекта «Профессионалитет». Проект был разработан в рамках Стратегии социально-экономического развития РФ до 2030 года и направлен на комплексную перезагрузку системы среднего профессионального образования (СПО) за счет сокращения сроков обучения и модернизации инфраструктуры колледжей и техникумов.
Железнодорожный транспорт стал одной из восьми отраслей экономики, которые участвуют в реализации федерального проекта «Профессионалитет». Отраслевые образовательно-производственные центры (кластеры) в 2022–2023 учебном году планируется открыть в девяти железнодорожных образовательных организациях СПО и примут на обучение около 770 студентов. Апробация новой модели подготовки кадров для железнодорожного транспорта будет осуществляться по четырем специальностям, а программы обучения предполагают более интенсивный образовательный процесс и производственную практику, что даст возможность сократить сроки обучения и получить студентам востребованные рабочие профессии.
Эффективное взаимодействие ОАО «РЖД» с железнодорожными кластерами позволит обеспечить главную цель федерального проекта «Профессионалитет» — обеспечение комплексной реструктуризации системы СПО за счет экспериментальных программ с сокращенными сроками обучения и модернизации материально-технической базы образовательных учреждений.

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

250-260 14
Аннотация

По мнению работодателей, качество подготовки выпускников средних специальных образовательных учреждений не соответствует запросам рынка, т.е. результаты происходящих трансформаций недооцениваются образовательными организациями. Выпускник организации среднего профессионального образования (СПО), оказавшись на рынке труда, должен органично и быстро «вписаться» в рынок, который является сложной системой, регулируемой определенными экономическими законами и часто подверженной противоречивому воздействию политических и психологических факторов. С 1 сентября 2022 г. стартует программа Минпросвещения России «Профессионалитет», в рамках которой начнут учиться порядка 150 тысяч студентов организаций СПО. В первую очередь речь идет об основных рабочих специальностях в таких отраслях народного хозяйства, как металлургия, фармацевтика, нефтехимия и транспорт. Профессионалитет, как новый формат взаимоотношений между основными субъектами рынка СПО, — это образовательная программа в колледжах, которая позволит стать высококвалифицированным специалистом, востребованным на ведущем предприятии региона.
Профессионалитет — пока эксперимент, но это очень важный эксперимент и, наверное, именно сейчас он необходим для отрасли образования. Для работодателя назрела потребность подготовки специалистов среднего звена под конкретные задачи. Выпускник техникума должен выйти с конкретными под этого работодателя компетенциями и навыками. Этот эксперимент впоследствии поможет синхронизировать систему СПО в России с запросами рынка труда.

261-266 23
Аннотация

В марте 2021 г. Национальным советом при Президенте РФ по профессиональным квалификациям одобрена Стратегия развития национальной системы квалификаций Российской Федерации до 2030 года. Практически в то же время был утвержден Перечень инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года, среди которых особое место принадлежит проекту «Профессионалитет», предполагающему масштабную трансформацию среднего профессионального образования (СПО). Совпадение приоритетов, обозначенных документами, стало основанием для исследования возможностей применения инструментов национальной системы квалификаций для успешной реализации проекта «Профессионалитет». Приведен анализ мероприятий по реформированию СПО за последние десять-пятнадцать лет, цель которых — обеспечить соответствие квалификаций выпускников требованиям экономики. Изучение данных мониторинговых исследований, экспертных оценок позволило сделать вывод, что в результате экспериментов сложились отдельные успешные практики подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена, однако для системы в целом эффекты оказались скромнее, чем предполагалось.
Показано, что, поскольку проект «Профессионалитет» должен, опираясь на опыт предыдущих инициатив, предложить системное решение проблемы дефицита кадров, рассматривать его реализацию вне контекста развития национальной системы квалификаций (НСК) в целом нецелесообразно. В рамках эксперимента должен сложиться новый подход к подготовке рабочих кадров, который предполагает более гибкие принципы работы профессиональных образовательных организаций, активное привлечение к образовательным программам (ОП) представителей бизнеса. Это возможно при условии взаимодействия государства с работодателями, профессиональным сообществом, образовательными организациями. Механизмы такого взаимодействия сформированы и продолжают развиваться в рамках НСК.
На конкретных примерах рассмотрено, как инструменты НСК могут применяться для определения требований к результатам, содержанию, срокам освоения ОП «Профессионалитета», проведения оценки качества их реализации, обеспечения права студентов на получение и подтверждение квалификации, понятной работодателям и востребованной на рынке труда.

267-273 20
Аннотация

Рассматриваются вопросы развития среднего профессионального образования (СПО) на железнодорожном транспорте. Приводятся варианты решений проблемных ситуаций при вынужденной организации дистанционного обучения (ДО) в условиях пандемии COVID-19. Показываются примеры ДО дежурного по железнодорожной станции на тренажере в лаборатории управления движением.
Актуальность публикации связана с активным обсуждением перспектив профессионального образования и последовательных этапов процесса: от начального профессионального образования до подготовки кадров высшей профессиональной квалификации. Показываются результаты наблюдений и первичного обследования итогов обучения на основе дистанционных технологий в новых формах взаимодействия с обучающимися как по горизонтали учебных структур, так и по вертикали (перевернутый класс, совместное выполнение курсовых проектов и выпускных квалификационных работ и т.п.). Объясняется важность перспективы развития целевого обучения для подготовки работников с учетом требований конкретного транспортного предприятия. Познавательный интерес к освоению профессиональных компетенций предлагается развивать путем наставничества и волонтерских инициатив объединений молодых специалистов на предприятиях. Профессиональная направленность учебного процесса традиционно усиливается при решении конкретных производственных задач, анализе конкретных ситуаций, проведении деловых игр на предприятии и т.п. Затрагиваются вопросы организации чемпионатов по стандартам WorldSkills Russia и проведения демонстрационных экзаменов в процессе мотивации профессиональной деятельности в СПО.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ТРАНСПОРТА 

274-282 63
Аннотация

Задачей высшего образования (ВО) является оперативная и полная передача достижений науки и техники как можно более широкому слою населения, введение его в общее сознание, а также быстрое использование в народном хозяйстве полученных результатов обучения.
Повышение эффективности управления ВО связывается с внедрением автоматизированных информационных систем (АИС) в учебный процесс вуза, что обусловлено решением ряда трудноформализуемых задач. К их числу целесообразно отнести задачи обеспечения согласованности логико-временной последовательности обучения, оптимизации распределения учебного материала между учебными дисциплинами, а также задачу разработки учебных планов сокращенного обучения или планов военного времени в определенных сферах профессиональной деятельности.
Актуальность перечисленных задач повышается в условиях введения в действие нового поколения федеральных государственных образовательных стандартов ВО, расширяющих полномочия образовательных организаций.
Повсеместное внедрение информационных технологий создает благоприятные предпосылки для автоматизации процессов управления учебным процессом, формулировки и решения задач планирования и управления обучением в терминах кибернетики, в частности, комбинаторики и целочисленного программирования.
Предложен кибернетический подход к исследованию проблем повышения качества планирования и организации учебного процесса вуза. Формализована задача оценки степени согласованности документов учебного процесса, предложены методы ее решения.
Показаны способы реализации полученных результатов в перспективных АИС вузов.

ОБРАЗОВАНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ: ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ 

283-289 12
Аннотация

Цифровые технологии перестраивают многие отрасли транспорта, логистики, в том числе и процесс обучения. Цифровизация рассматривается как использование цифровых технологий для обновления и диверсификации процесса обучения. Учебный центр представляет собой макет железной дороги, состоящей из десяти станций, на которых организованы рабочие места оперативного персонала организации движения поездов, реализованы два уровня управления движением: станционный и диспетчерский. Макет имеет множество объектов и затрагивает многие технологии железнодорожного транспорта.
Рассматривается создание цифровой экосистемы Учебного центра управления движением им. Б.П. Бещева, для этого решаются следующие задачи: систематизирование информации об объектах учебного центра; размещение информации на ресурсах университета; обеспечение открытого доступа к информации по прямым ссылкам. Это позволит по-новому организовать учебный процесс, обучающимся будет моментально доступна информация об объектах и работе, которую они должны организовать в деловых играх и на лабораторных работах. Предлагается применение уже известных цифровых решений, таких как классификация объектов учебного центра, использование информационно-образовательной среды, а также прямые ссылки при использовании современных мобильных устройств с помощью QR-кодов.

ЛОГИСТИКА. ЭКОНОМИКА ТРАНСПОРТА. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССАМИ ПЕРЕВОЗОК 

290-295 10
Аннотация

Выбор вида транспорта для перевозки грузов или перемещения пассажиров зависит от множества факторов. Исследован выбор вида транспорта/перевозчика на относительно небольшое расстояние перевозки до 1000 км. В масштабах РФ такая протяженность характерна для перевозки между многими крупными городами. В условиях санкционной политики необходимо пересматривать логистические схемы грузовых и пассажирских перевозок. Временные трудности, связанные с обслуживанием воздушных судов, возможно компенсировать предложениями по перевозкам со стороны железнодорожного транспорта.
Актуально изучить пассажирские перевозки на расстояние до 1000 км, сравнив различные виды транспорта по ряду параметров: удобство расписания, транспортная доступность вокзала/аэропорта, комфорт в пути следования и проч. При этом важно учитывать потребности и пожелания пассажиров к поездке, анализировать критерии выбора, современные условия, характеризующиеся затруднениями в работе авиатранспорта. Санкционная политика в большей степени затронула пассажирские авиаперевозки, значительно сократив количество направлений перелетов, возникли проблемы с эксплуатацией самолетов и их техническим обслуживанием. Железнодорожный транспорт в меньшей степени подвержен влиянию внешней политики, и это может служить значительным преимуществом, фактором роста и развития отрасли.
Проведено сравнение высокоскоростного пассажирского транспорта и двух авиаперевозчиков на основании оценки критериев выбора. Рассчитаны оценки и ранги по каждому перевозчику в соответствии с пожеланиями пассажиров.

ЦИФРОВИЗАЦИЯ, ИННОВАЦИИ И МОДЕЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ 

296-304 16
Аннотация

На российских железных дорогах активно расширяется функционал автоматизированных систем, применяемых во всех бизнес-процессах ОАО «РЖД». Во многом это связано с быстрыми темпами цифровой трансформации холдинга «РЖД», повышением требований клиентов к скорости доставки, а также волатильными условиями функционирования транспортно-логистического рынка Индустрии 4.0 в целом.
Проанализирован существующий функционал автоматизированной системы «ЭТРАН», на примере которой показана эффективность развития информационных технологий на железнодорожном транспорте. Рассматриваются этапы совершенствования системы. Предложены алгоритмы осуществления операций по оформлению перевозочных документов до и после расширения функционала системы. Разработан ряд аналитических выражений для когнитивной оценки экономии эксплуатационных расходов от внедрения и развития информационных технологий в годовом исчислении для независимых участников перевозки. Цель исследования — показать эффективность развития информационных технологий, предложить аналитические выражения для оценки экономии эксплуатационных расходов от внедрения и развития автоматизированных систем.
Созданы алгоритмы реализации задач по оформлению перевозочных документов до и после расширения функциональных возможностей автоматизированной системы. Разработаны аналитические выражения для оценки экономии эксплуатационных расходов для каждого из независимых участников перевозки. Алгоритмы и аналитические выражения будут полезны при когнитивной комплексной оценке эффективности развития автоматизированных систем на железнодорожном транспорте.

ИНФРАСТРУКТУРА ТРАНСПОРТА: СОЗДАНИЕ, ЭКСПЛУАТАЦИЯ И РАЗВИТИЕ 

305-311 16
Аннотация

Рассматривается автоматизация систем управления (АСУ) процессов жизнеобеспечения и оказания услуг на объектах инфраструктуры пассажирского комплекса. Оцифровка границ, технологий, технических, технологических и организационных процессов, задействованных в оказании услуг для пассажиров, в работе вокзального комплекса (ВК), позволят эффективно управлять инженерными сетями, минимизировав разрывы в инфраструктуре и процессах транспортных систем.
Используются причинно-следственные связи, алгоритмизация, картирование, анализ данных, построение блок-схем, моделирование и др. Выделены основные проекты цифровой трансформации пассажирских объектов, приведены примеры локальных АСУ процессами жизнеобеспечения ВК.
Отдельно проработан вопрос по автоматизации обратной связи с пассажирами, на ВК благодаря информационно-справочной телефонной службе централизованно решаются вопросы санитарно-бытового характера. Предложенные наработки дадут возможность обосновать развитие технологических областей в рамках программы «Цифровая железная дорога» и постепенный переход от ручного (персонализированного) труда на ВК к автоматизированной системе при модернизации, реконструкции или вводе локальных цифровых объектов, связанных с обслуживанием пассажиров. В результате указанных мероприятий ожидается достижение максимальной эффективности процессов жизнеобеспечения и процессов оказания услуг ВК.

ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕВОЗОК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ НА ТРАНСПОРТЕ 

312-320 10
Аннотация

Обеспечение железнодорожного транспорта и метрополитенов квалифицированным персоналом всегда находится в сфере пристального внимания специалистов.

На примере Службы безопасности Московского метрополитена и в условиях модернизации образовательной нормативной базы проанализированы организационная и научно-педагогическая деятельность, выполненная в период становления новой профессии - Инспектор транспортной безопасности метрополитена.

Предложены методы и приемы, позволяющие оценить знания, умения и навыки работников в форме проведения конкурсов профессионального мастерства и демонстрационного экзамена, при стажировке.

Проанализированы тенденции развития дополнительной профессиональной подготовки некоторых профессий сил обеспечения транспортной безопасности.

ИСТОРИЯ ТРАНСПОРТА 

321-325 18
Аннотация

В 2022 г. Читинский техникум железнодорожного транспорта (ЧТЖТ) отмечает 120 лет с начала образовательной деятельности. Исторический путь, начавшийся 15 октября 1902 г. с открытия технических классов при ремонтных железнодорожных мастерских, далее преобразованных в 1928 г. в Техникум путей сообщения, в 1934 г. — в Читинскую школу военных техников и в 1953 г. — в Читинский техникум  железнодорожного транспорта, позволил сформировать и преумножить образовательные традиции в подготовке специалистов среднего
звена.
Рассматриваются направления развития техникума и его достижения, в том числе вопросы интеграции материально-технической базы и информационных ресурсов с целью их эффективного использования в
организации учебного процесса по программам высшего и среднего профессионального образования (СПО), обеспечения образовательного процесса педагогическими кадрами, приемной кампании.
Приводится авторский взгляд на организацию сопровождения образовательного процесса через совершенствование научно-методической составляющей, а именно информационно-методической
образовательной среды для создания оптимальных условий при реализации образовательных программ СПО, а также через формирование организационной структуры воспитательной работы для реализации задач программы воспитания. Все эти факторы в формате взаимодействия с Забайкальской железной дорогой и другими работодателями Забайкальского края положительно сказались на динамике развития техникума. ЧТЖТ планомерно выполняет утвержденные Росжелдором рейтинговые показатели, и по итогам нескольких лет занимает ведущие места среди ссузов железнодорожного транспорта России. 

ОБЗОР НАУЧНОЙ ПРЕССЫ. НОВИНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

326-332 8
Аннотация

В Штутгарте (Германия) после двухлетнего перерыва из-за пандемии COVID-19 состоялась международная выставка внутренней логистики. Выставка стала смотром инноваций в логистике и определила пути
развития этой важнейшей сферы экономики в будущем. Цифровизация и автоматизация доминировали на выставке. Участие в мероприятии приняли около 1500 фирм. Девиз выставки «Smart – Sustainable – Safe»
(«Ловкость – Устойчивость – Надежность»). Выставка разместилась в 10 зданиях выставочного центра общей площадью свыше 120 тыс. м2. Мероприятие было хорошо структурировано и отличалось большим
числом экспонатов. В разделе цифровизации и новых информационных технологий наибольший интерес вызвали экспонаты, отражающие цифровизацию логистических сетей поставок. Представленные программные продукты обеспечивают цифровизацию цепей поставок на высоком уровне. На выставке были экспонированы новые транспортно-складские системы и новые технологии комплектования заказов. Продемонстрированы новые виды подъемно-транспортного и складского оборудования, например, вилочные электропогрузчики,
краны-штабелеры, захватные устройства и др. Выставка подтвердила курс на цифровизацию и автоматизацию логистики, необходимость которых
определена концепцией четвертой промышленной революции и актуализирована требованиями внедрения электронной коммерции.
Новые цифровые платформы и системы, новейшие склады и виды подъемно-транспортного оборудования, логистические технологии и программные продукты наглядно показали достижения и пути развития
логистики, как важнейшей сферы современной экономики.

СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: СОБЫТИЯ, МНЕНИЯ, СООБЩЕНИЯ 

НОВОСТИ. АНОНСЫ 

Новости

2022-10-03

Вышел третий выпуск журнала «Техник транспорта: образование и практика» за 2022 год

Вышел третий выпуск журнала «Техник транспорта: образование и практика» за 2022 год

Еще объявления...