Имитационное моделирование как фактор повышения конкурентоспособности студентов среднего профессионального образования
https://doi.org/10.46684/2687-1033.2020.4.288-293
Аннотация
Подготовка высококвалифицированных специалистов для железнодорожной отрасли должна осуществляться с применением новой стратегии развития образовательного процесса, включающего модернизированные формы и методики, базирующиеся на передовых достижениях науки и техники. Все более необходимой и целесообразной становится комплексная работа по внедрению в учебный процесс современных интерактивных тренажеров, имитирующих работу реальных механизмов, систем и оборудования. Наряду с этим особую актуальность приобретает имитационное моделирование производственных процессов. Это один из действенных методов, помогающий не только получить научные знания, но и помочь отработать и смоделировать учебную или производственную ситуацию, решить ее, не прибегая к излишним затратам. В качестве примера к обучения с использованием современных технологий, рассматривается модель организации учебного процесса для студентов среднего профессионального образования на основе системнодеятельностного и компетентностного подходов, направленных на активное применение имитационного моделирования в учебном процессе.
Как показывает опыт, подобная учебная деятельность способствует лучшему усвоению академических знаний за счет их систематизации, алгоритмизации и проработки на разных уровнях с учетом межпредметных связей. Такая работа дополняет знания хорошими навыками, делает их более прочными ввиду активного практического обучения и погружения в предмет, приближает студентов к реальным условиям труда, а значит, формирует у них качества и компетенции, присущие конкурентоспособному специалисту железнодорожной отрасли.
Об авторе
Д. Н. ШеховцоваРоссия
Дарья Николаевна Шеховцова — преподаватель высшей категории
634006, г. Томск, пер. Переездный, д. 1
Список литературы
1. Жарикова Е.Г. Роль отраслевого образования в системе подготовки специалистов для транспортной отрасли // Профессиональное образование в современном мире. 2015. № 4 (19). С. 170–179. DOI: 10.15372/PEMW20150421
2. Чурекова Т.М. Организация самостоятельной работы студентов в контексте реализации компетентностного подхода // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2014. № 3 (15). С. 69–73.
3. Петрова Е.М. Понятие «математическая компетентность будущего специалиста технического профиля» в контексте компетентностного подхода // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 1. С. 127. URL: www.scienceeducation.ru/101-5504
4. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А. Деятельностный и системно-деятельностный подходы: методология и практика реализации // Пермский педагогический журнал. 2016. № 8. С. 11–20.
5. Кельтон В., Лоу А. Имитационное моделирование. СПб.: Питер, 2004. 847 с.
6. Травкин Е.И. Подготовка будущих педагогов профессионального обучения в области компьютерного имитационного моделирования на основе применения событийно-графового подхода: дис. … канд. пед. наук. Курск, 2008. 190 с.
7. Нечаевский А.В. История развития компьютерного имитационного моделирования // Системный анализ в науке и образовании. 2013. № 2. C. 103–117.
8. Аль-Азази Амин Ахмед, Масленников Б.И. Сравнительный анализ методов имитационного моделирования // Интернет-журнал «Науковедение». 2014. № 1 (20). URL: http://simulation.su/uploads/files/default/2014-al-azazi-maslennikov.pdf
9. Кучер А.В. Разработка и исследование алгоритмов анализа сложных многорежимных систем: дис. … канд. пед. наук. СПб., 2006. 136 с.
10. Авдеева А.А. Применение имитационного моделирования для совершенствования производственных процессов // Материалы Международной научно-практической конференции молодых исследователей имени Д.И. Менделеева. Тюмень: Тюменский индустриальный университет, 2017. С. 291–293.
11. Окольнишников В.В. Разработка средств распределенного имитационного моделирования для многопроцессорных вычислительных систем: дис. ... д-ра техн. наук. Новосибирск, 2006. 227 с.
12. Александров А.Э. Расчет и оптимизация транспортных систем с использованием моделей: теоретические основы, методология: дис. ... д-ра техн. наук. Екатеринбург, 2008. 285 с.
13. Александров А.Э., Сурин А.В. Имитационные модели и их взаимодействие в автоматизированной сквозной технологии оперативного планирования поездообразования и поездной работы // Транспорт Урала. 2012. № 3 (34). С. 54–57.
14. Козлов П.А., Тушин Н.А. Имитационная экспертиза проектов развития инфраструктуры // Мир транспорта. 2011. Т. 9. № 2 (35). С. 22–25.
15. Кокурин И.М., Белозеров В.Л. Комплекс методов мониторинга продвижения поездов и имитационного моделирования процессов перевозок // Известия Петербургского университета путей сообщения. 2012. № 2 (31). С. 27–31.
16. Кокурин И.М., Пехтерев Ф.С. Имитационное моделирование в системе эффективности инвестиций при модернизации железнодорожного транспортного узла: монография. СПб.: Внешвузцентр, 2004. 195 с.
17. Тимченко В.С., Ковалев В.С., Хомич Д.И. Имитационное моделирование на железнодорожном транспорте: монография. Саарбрюккен: LAP. LAMBERT, 2017. 172 с.
18. Adamko N., Klima V. Optimisation of railway terminal design and operations using Villon generic simulation model // Transport. 2008. Vol. 23. Issue 4. Pp. 335–340. DOI: 10.3846/1648-4142.2008.23.335-340
19. Kavička A., Klima V., Adamko N. Analysis and optimisation of railway nodes using simulation techniques // Computers in Railways X. 2006. Vol. 88. P. 10. DOI: 10.2495/CR060651
20. Nance R.E. A history of discrete event simulation programming languages. 1993. URL: http://hdl.handle.net/10919/19854
Рецензия
Для цитирования:
Шеховцова Д.Н. Имитационное моделирование как фактор повышения конкурентоспособности студентов среднего профессионального образования. Техник транспорта: образование и практика. 2020;1(4):288-293. https://doi.org/10.46684/2687-1033.2020.4.288-293
For citation:
Shekhovtsova D.N. Imitation modeling as a factor of increasing competitiveness of students of secondary vocational education. Transport Technician: Education and Practice. 2020;1(4):288-293. (In Russ.) https://doi.org/10.46684/2687-1033.2020.4.288-293