Развитие soft skills как неотъемлемая часть среднего профессионального образования
https://doi.org/10.46684/2687-1033.2022.4.386-391
Аннотация
Мир стремительно меняется, то, что было актуальным вчера, уже не востребовано на современном рынке труда. Главная задача среднего профессионального образования (СПО) — идти в ногу со временем и подготовить квалифицированных специалистов, удовлетворить потребности современной экономики.
Рассматривается актуальность развития soft skills в структуре СПО, поднимается вопрос о более пристальном внимании к образовательным программам в части развития личностных качеств и человеческого капитала. Раскрывается понятие «мягких» навыков, указывается на способности, наиболее востребованные современными работодателями. Дается определение hard skills и показывается, почему только комплексное владение «мягкими» и «жесткими» качествами позволяет быть высококлассным специалистом. Предлагаются методы развития «мягких» навыков в процессе получения СПО.
Современному рынку труда нужен специалист, который сможет легко адаптироваться в быстро меняющихся условиях. Профессиональное образование также должно адаптироваться к новым условиям и вызовам времени, ведь главная задача любой профессиональной образовательной организации — выпустить конкурентоспособного и востребованного специалиста, поэтому во время обучения студентам необходимо создавать условия по формированию всех навыков, актуальных для современного рынка труда.
Обобщается опыт педагогического коллектива Вологодского техникума железнодорожного транспорта в области формирования надпрофессиональных навыков: представлены педагогические технологии, применяемые педагогами на занятиях, описана разнообразная внеурочная деятельность, способствующая гармоничному развитию студента.
Об авторе
К. Б. МурзинаРоссия
преподаватель истории и философии,
160009, г. Вологда, Техникумовский пер., д. 4
Список литературы
1. Макаров В.Л. Экономика знаний: уроки для России // Россия и современный мир. 2004. № 1 (42). С. 5–24.
2. Бутенко В., Полунин К., Котов И., Сычева Е., Степаненко А., Занина Е. и др. Россия 2025: от кадров к талантам. М., 2017. 72 с. URL: https://d-russia.ru/wp-content/uploads/2017/11/Skills_Outline_web_tcm26-175469.pdf
3. Богдан Е.С. Развитие soft skills как важный компонент формирования компетенций конкурентоспособных выпускников инженерных направлений // Вестник Евразийской науки. 2019. Т. 11. № 3. С. 6.
4. Шипилов В. Перечень навыков soft-skills и способы их развития. 2016. URL: https://www.cfin.ru/management/people/dev_val/soft-skills.shtml
5. Давидова В. Cлушать, говорить и договариваться: что такое soft skills и как их развивать // THEORY&PRACTICE. URL: http://theoryandpractice.ru/posts/11719-soft-skills
6. ТОП-10 soft skills навыков, востребованных работодателями // HR-портал. 03.07.2017. URL: https://hrportal.ru/article/top-10-soft-skills-navykov-vostrebovannyhrabotodatelyami
7. Торгашова Н.А. Проблема подготовки кадров для инновационной экономики // Развитие территорий. 2018. № 3 (13). С. 62–65. DOI: 10.32324/2412-8945-2018-3-62-65
8. Кузьминов Я., Сорокин П., Фрумин И. Общие и специальные навыки как компоненты человеческого капитала: новые вызовы для теории и практики образования // Форсайт. 2019. Т. 13. № S2. С. 19–41. DOI: 10.17323/2500-2597.2019.2.19.41
9. Шайхутдинова Х.А. Формирование SOFT SKILLS в процессе подготовки студентов к успешной профессиональной деятельности // Поволжский педагогический вестник. 2020. Т. 8. № 2 (27). С. 99–106.
10. Вилкова И.А. Современные образовательные технологии в обучении студентов учреждений среднего профессионального образования // XX юбилейные Царскосельские чтения: материалы международной научной конференции. 2016. С. 28–32.
Рецензия
Для цитирования:
Мурзина К.Б. Развитие soft skills как неотъемлемая часть среднего профессионального образования. Техник транспорта: образование и практика. 2022;3(4):386-391. https://doi.org/10.46684/2687-1033.2022.4.386-391
For citation:
Murzina K.B. Development of soft-skills as an integral part of secondary vocational education. Transport Technician: Education and Practice. 2022;3(4):386-391. (In Russ.) https://doi.org/10.46684/2687-1033.2022.4.386-391