

Исследование целевой структуры транспортной подвижности населения на примере г. Иркутска
https://doi.org/10.46684/2687-1033.2023.3.322-33
Аннотация
Представлены результаты анкетного обследования населения на примере г. Иркутска. Изучена целевая структура передвижения. Передвижения осуществляются в конкретной последовательности с учетом целей передвижений, суточного времени, места расположения объектов для посещения.
Общая и транспортная подвижность населения конкретного города должна определяться по материалам специальных опросных (анкетных) обследований.
Обследования проводятся с целью получения данных о величине, направленности и характере передвижений и поездок населения в городском пространстве, которые служат для анализа современного состояния, установления закономерностей и их использования для прогнозирования нагрузки и формирования транспортных систем.
В рамках исследования для изучения целевой структуры транспортной подвижности населения выполнено анкетное обследование среди жителей г. Иркутска, а также близлежащих городов Шелехов и Ангарск.
Анкета представлена в двух видах: печатном (более сжатый вариант опросника) и онлайн-анкета.
Обработка печатных вариантов анкет осуществлялась путем внесения данных в специальную электронную форму с последующей конвертацией в табличный формат MS Excel.
Из анализа взаимосвязи целевой структуры и количества передвижений следует, что с увеличением количества передвижений разнообразность целей возрастает. Этот вывод можно обосновать тем, что у людей возникает большое количество целей и при наличии свободного времени каждый пытается их реализовать, посещая различные места.
При любом количестве передвижений более ценными являются поездки на работу и домой, а по культурно-бытовым целям самые распространенные — покупки и отдых.
В исследовании была выдвинута гипотеза: различаются ли цели при разном количестве передвижений. В результате сравнения зависимых выборок — целевой структуры и числа передвижений можно прийти к выводу: при трех и четырех передвижениях статистически значимых различий в целевой структуре не наблюдается.
Об авторах
А. Б. БутузоваРоссия
Александра Борисовна Бутузова — кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры автомобильного транспорта
664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, д. 83
Scopus: 57212171320
ResearcherID: HDO-3097-2022
В. И. Долгих
Россия
Виктория Игоревна Долгих — студентка, кафедра автомобильного транспорта
664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, д. 83
Список литературы
1. Агуреев И.Е., Ахромешин А.В. Подходы к формализации понятия транспортного поведения населения городских агломераций // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2021. № 2. С. 60–70. DOI: 10.25198/2077-7175-2021-2-60. EDN ATBYTR.
2. Андреев К.П. Совершенствование городской маршрутной сети // Надежность и качество сложных систем. 2017. № 3 (19). С. 102–106. DOI: 10.21685/2307-4205-2017-3-15. EDN ZKAHGL.
3. Галабурда В.Г., Иванова Е.А., Флягина Т.А. Роль транспортной подвижности населения в повышении качества жизни и развития общества // Транспортное дело России. 2016. № 5. С. 101–104.
4. Глуховченко С.А., Штоцкая А.А., Стенина Н.А. К вопросу о транспортной подвижности // Сборник материалов IX Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых с международным участием «Россия молодая». 2017. С. 31004. EDN ZQVVXD.
5. Гришаева Ю.М., Матанцева О.Ю., Спирин И.В., Савосина М.И., Ткачева З.Н. и др. Устойчивое развитие транспорта в городах России: опыт и актуальные задачи // Юг России: экология, развитие. 2018. Т. 13. № 4. C. 24–46. DOI: 10.18470/1992-1098-2018-4-24-46
6. Макарова Е.А., Суржин К.В., Елизаров С.Б., Морозов С.С. Оценка научных результатов по прогнозированию региональных пассажирских транспортных потоков // Бюллетень Объединенного ученого совета ОАО «РЖД». 2017. № 1. С. 23–35. EDN ZEIGQZ.
7. Момотова И.А. Методы исследования транспортной подвижности населения // Сборник трудов IX Конгресса молодых ученых. 2021. С. 185–188. EDN RTHTWP.
8. Момотова И.А. Мировой и отечественный опыт исследований транспортной подвижности населения // Global and Regional Research. 2021. Т. 3. № 2. С. 169–173. EDN VFIYNV.
9. Мулеев Е.Ю. Транспортное поведение населения России: краткий отчет о социологическом исследовании. М.: Институт экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ, 2015. 37 с. URL: https://www.hse.ru/data/2015/03/10/1093862032/Транспортное%20поведение%20населения%20РФ_2014.pdf
10. Сакульева Т.Н. К вопросу изучения подвижности населения // Управление развитием крупномасштабных систем MLSD’2019: материалы Двенадцатой международной конференции. 2019. С. 707–709. DOI: 10.25728/mlsd.2019.1.0707. EDN KONQMY.
11. Сакульева Т.Н. Транспортный спрос как функция состояния транспортной сети // Управление. 2019. Т. 7. № 3. С. 47–53. DOI: 10.26425/2309-3633-2019-3-47-53
12. Серова Е.Ю. Возможные пути повышения пропускной способности улично-дорожной сети // Инженерный вестник Дона. 2017. № 1 (44). С. 58. EDN ZBBNHH.
13. Темнов Э.С. Применение методик разработки транспортных стратегий (на примере городского пассажирского транспорта) // Вестник СибАДИ. 2018. Т. 15. № 6. С. 886–897. DOI: 10.26518/2071-7296-2018-6-886-897
14. Тесёлкин А.А. Методы планирования и статистического анализа наблюдений для оценки матриц транспортных корреспонденций: автореф. дис. ... канд. техн. наук. Новосибирск, 2018. 22 с.
15. Тиньков С.А. Подходы к оценке транспортной доступности точек притяжения в мегаполисе // Экономика, предпринимательство и право. 2021. Т. 11. № 2. С. 377–394.
16. Трегубов В.Н., Морозов Э.В., Капский Д.В. Исследование транспортной подвижности льготных категорий пассажиров городского общественного транспорта Саратовской области // Социально-экономические проблемы развития и функционирования транспортных систем городов и зон их влияния: материалы XXIII Международной (XXVI Екатеринбургской, I Минской) научно-практической конференции. 2017. С. 197–208. URL: https://rep.bntu.by/handle/data/38174
17. Штоцкая А.А., Михайлов А.Ю. Оценка транспортной подвижности населения на основе дезагрегированных моделей // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2017. Т. 21. № 5 (124). С. 199–207. DOI: 10.21285/1814-3520-2017-5-199-207. EDN YPLMWZ.
18. Юкиш В.Ф. Факторный анализ транспортной подвижности населения России // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 4–2. С. 121–128. EDN VVVIDP.
19. Levashev A., Mikhailov A., Sharov M. Special generators in tasks of transportation demand assessment // Transportation Research Procedia. 2018. Vol. 36. Pp. 434–439 DOI: 10.1016/j. trpro.2018.12.119
20. Nemchinov D., Mikhailov A., Martiahin D., Martiahina N. Assessment of the required street and road network development in urban agglomerations // WIT Transactions on the Built Environment. 2019. DOI: 10.2495/UT190011
21. Sharov M. Reliability as index of formation of sustainable urban passenger transport system, exemplified by cities in Russian Federation // Transportation Research Procedia. 2020. Vol. 50. Pp. 647–653. DOI: 10.1016/j.trpro.2020.10.076
Рецензия
Для цитирования:
Бутузова А.Б., Долгих В.И. Исследование целевой структуры транспортной подвижности населения на примере г. Иркутска. Техник транспорта: образование и практика. 2023;4(3):322-331. https://doi.org/10.46684/2687-1033.2023.3.322-33
For citation:
Butuzova A.B., Dolgikh V.I. Study of the target structure of transport mobility of the population on the example of Irkutsk. Transport Technician: Education and Practice. 2023;4(3):322-331. (In Russ.) https://doi.org/10.46684/2687-1033.2023.3.322-33