

Исследование влияния локуса контроля, самоуважения и самооценки на поведение студентов
https://doi.org/10.46684/2687-1033.2023.3.308-315
Аннотация
Цель исследования заключается в том, чтобы изучить влияние локуса контроля на поведение студентов железнодорожных техникумов и возможную посредническую роль самоуважения и самооценки учащихся. В общей сложности 220 студентов первого года обучения и 210 студентов четвертого года обучения заполнили личностный опросник уровня субъективного контроля (УСК), шкалу самоуважения (самооценки) Розенберга, опросник «копинг-поведение в стрессовых ситуациях».
Анализ показал, что внешний локус контроля, сниженная самооценка и самоуважение предполагают бурную эмоциональную реакцию на ситуации. В то же время у обучающихся с внутренним локусом контроля и адекватной самооценкой выражена стратегия поведения, направленная на рациональное решение задач, не отвлекаясь на эмоции. Эти результаты показывают, что необходимо обращать более пристальное внимание на формирование интернального локуса контроля у студентов железнодорожных техникумов, так как это напрямую связано с их будущей профессиональной деятельностью.
Об авторах
С. А. НовиковРоссия
Сергей Александрович Новиков — преподаватель специальных модулей высшей квалификационной категории
352120 г. Тихорецк, ул. Красноармейская, д. 57
М. С. Новикова
Россия
Маргарита Сергеевна Новикова — преподаватель иностранного языка
350001, г. Краснодар, ул. Таманская, д. 137
Список литературы
1. Эффективное управление кадровым составом ОАО РЖД. URL: https://ar2018.rzd.ru/ru/sustainabledevelopment/hr-management
2. Антропов В.А., Мочалин В.В., Нестеров В.Л. Мониторинг профессионального становления личности специалиста железнодорожного транспорта: монография. М.: Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте, 2007. EDN QXSVRT.
3. Бажин Е.Ф., Голыкина Е.Л., Эткинд А.М. Диагностика уровня субъективного контроля // Психологический журнал. 1984. Т. 5. № 3. С. 152–161.
4. Салливан Г., Роттер Дж., Мишел У. Теория межличностных отношений и когнитивные теории личности: монография. СПб.: Прайм-Еврознак, 2007. С. 128. EDN QXQPXB.
5. Шагалина М.Н. Взаимосвязь уровня притязания и локуса контроля у студентов // Международный студенческий научный вестник. 2018. № 5.
6. Кора Н.А. Локус контроля как фактор, обусловливающий конфликтное поведение личности // Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2020. № 90. С. 79–85. EDN KMAAQH.
7. Пантелеева Е.В. Закономерности влияния локуса контро ля на профессиональную ориентацию старшеклассников и студентов // Всероссийский журнал научных публикаций. 2011. № 6. С. 69–70.
8. Крушельницкая О.И., Третьякова А.Н. Локус контроля учащихся среднего профессионального образования // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2016. № 2 (13). С. 32–45.
9. Бодров В.А. Когнитивные процессы и психологический стресс // Психологический журнал. 1996. Т. 17. № 4. С. 64–74. EDN RPWJJR.
10. Уманская И.А., Голубев В.В. Самоэффективность и совладающее поведение студентов в период обучения в вузе // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26. № 1. С. 118–123. DOI: 10.34216/2073-1426-2020-26-1-118-123. EDN DCKTEN.
11. Гордеева Т.О., Шепелева Е.А. Гендерные различия в академической и социальной самоэффективности и копингстратегиях у современных российских подростков // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2006. № 3. С. 78–85. EDN HUZXIB.
12. Легостаева Е.С., Чаликова О.С., Архипова В.А. Взаимосвязь особенностей интеллекта и академической успеваемости у студентов различных психологических типов // Педагогическое образование в России. 2019. № 6. С. 138–143.
13. Берман Н.Д. Влияние самоэффективности на обучение студентов // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. № 2. URL: https://mir-nauki.com/PDF/83PDMN220.pdf
14. Бокова О.А. К вопросу о теоретических основах изучения психологических феноменов ответственности и локуса контроля // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 5 (48). С. 181–183. EDN TBFNCJ.
15. Волкова Н.В. Coping strategies как условие формирования идентичности // Мир психологии. 2004. № 2 (38). С. 119–123. EDN ZOICVS. 16. Крутых Е.В. Взаимосвязь самоактуализации и локуса контроля личности // В мире научных открытий. 2014. № 5-1 (53). С. 520–526. EDN SHTQTF.
Дополнительные файлы
Рецензия
Для цитирования:
Новиков С.А., Новикова М.С. Исследование влияния локуса контроля, самоуважения и самооценки на поведение студентов. Техник транспорта: образование и практика. 2023;4(3):308-315. https://doi.org/10.46684/2687-1033.2023.3.308-315
For citation:
Novikov S.A., Novikova M.S. Investigation of the influence of the locus of control, self-esteem and self-esteem on the behavior of students. Transport Technician: Education and Practice. 2023;4(3):308-315. (In Russ.) https://doi.org/10.46684/2687-1033.2023.3.308-315