Preview

Техник транспорта: образование и практика

Расширенный поиск

Совершенствование полипрофессионального образования в техническом университете

https://doi.org/10.46684/2687-1033.2024.1.31-39

Аннотация

Рассматривается процесс полипрофессионализации студентов технических вузов. Анализ научно-педагогических исследований этой проблемы и образовательной практики выявил различные подходы к подготовке специалистов широкого профиля. Массовое полипрофессиональное образование осуществляется через организационные структуры управления сетевым взаимодействием, конвергенцией и интеграцией учебных заведений.

Индивидуализация полипрофессиональной подготовки связана с умением самостоятельно осваивать новые области научно-технический знаний. Дидактические предпосылки формирования полипрофессионализма в ходе самообразовательной деятельности состоят в поэтапном расширении образовательного массива, горизонтальных и вертикальных полипрофессиональных связях, профилизации учебно-познавательной деятельности студентов и профессиональной мобильности выпускников вуза. Этапы приобретения мультиквалификаций включают модернизационные изменения и обновление системы приобретенных ранее знаний, накопление фактического материала и поиск системообразующих связей, интеграцию смежных объектов и видов профессиональной деятельности, экспансивный выход за пределы изучаемой специальности в область избранной профессии, приобщение к профессиональным ценностям и множественности коммуникаций для решения технических задач методами и средствами разных профессий. Реализация полипрофессиональных связей возможна как в границах одного уровня, так и на различных уровнях квалификации в восходящем и нисходящем направлениях.

Профилизация учебно-познавательной деятельности студентов включает внесение в учебно-методическую документацию примеров решения реальных научно-технических проблем разной степени сложности, а профессиональная мобильность непосредственно связана с формированием образовательной мобильности, означающей способность самостоятельно выбирать образовательную траекторию.

При совершенствовании полипрофессионального образования в техническом университете в любой форме и на каждом этапе необходимо опираться и развивать его ценностную, ориентационную, содержательную и методическую составляющие.

Об авторах

И. Ф. Медведев
Челябинский институт путей сообщения — филиал Уральского государственного университета путей сообщения (ЧИПС УрГУПС)
Россия

Игорь Федорович Медведев — кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета высшего образования; ЧИПС УрГУПС.

454091, Челябинск, ул. Цвиллинга, д. 56



О. В. Микрюкова
Челябинский институт путей сообщения — филиал Уральского государственного университета путей сообщения (ЧИПС УрГУПС)
Россия

Ольга Владимировна Микрюкова — доцент, кандидат экономических наук, заместитель директора по учебной работе; ЧИПС УрГУПС.

454091, Челябинск, ул. Цвиллинга, д. 56



И. В. Порошина
Челябинский институт путей сообщения — филиал Уральского государственного университета путей сообщения (ЧИПС УрГУПС)
Россия

Ирина Владимировна Порошина — преподаватель высшей категории ЧИПС УрГУПС.

454091, Челябинск, ул. Цвиллинга, д. 56



Список литературы

1. Слободчиков В.И. Типологический анализ научно-технологических подходов в современном образовании // Известия ВГПУ. 2010. № 4 (48). С. 4–8. EDN MTHKEH.

2. Косенко С.Т. Общественные институты оценки качества профессионального образования // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Экономика. 2014. № 5 (69). С. 61–65. EDN UCXGQH.

3. Шаповалов К.В. Современное профессиональное образование: проблемы, тенденции, перспективы // Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 10. С. 16–19. EDN SUENNV.

4. Вечедов Д.М. Полипрофессионализм в педагогическом колледже как условие формирования социально-экономической активности студентов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Махачкала, 2006. 23 с.

5. Емченко А.В., Горбачева Д.А., Ворожейкина О.И. Парадигмальная основа проблемы профессионально-трудовой социализации личности // Мир науки, культуры и образования. 2021. № 2 (87). С. 196–198. DOI: 10.24412/1991-5497-2021287-196-198. EDN PQMCMO.

6. Воробьева И.М. Усиление роли инженерного образования и практической составляющей образовательных программ в техническом вузе // Молодой ученый. 2015. № 11 (91). С. 1304–1307. EDN TWRJTD.

7. Александров А.А., Федоров И.Б., Медведев В.Е. Инженерное образование сегодня: проблемы и решения // Будущее инженерного образования. 2016. С. 5–11. EDN WDGSWN.

8. Лагерев Р.Ю., Лагерев С.Ю. Требования к специалисту XXI века // Будущее инженерного образования. 2016. С. 12–15. EDN TXTBKF.

9. Пролетарский А.В., Неусыпин К.А. Особенности использования современных информационных технологий в образовании // European Social Science Journal. 2014. № 1–1 (40). С. 63–65. EDN SDJXDX.

10. Асадуллин Р.М. Кластеризация и технологическая реконструкция педагогического профессионального образования // Педагогический журнал Башкортостана. 2012. № 3 (40). С. 5. EDN PRYRFV.

11. Буреш О.В., Жук М.А. Формирование образовательно-научно-производственных кластеров как стратегия повышения конкурентоспособности региона // Высшее образование в России. 2009. № 3. С. 120–125. EDN JXYMBZ.

12. Гаранина Ж.Г. Детерминанты профессионального саморазвития будущих специалистов // Интеграция образования. 2014. Т. 18. № 2 (75). С. 25–31. DOI: 10.15507/Inted.075.018.201402.025. EDN SFARPJ.

13. Амирова Л.А. Развитие профессиональной мобильности педагога в системе дополнительного образования: дис. ... д-ра пед. наук. Уфа, 2009. 408 с.

14. Самоделкин Е.Ю. Противоречия профессиональной мобильности // Профессиональное образование. Столица. 2015. № 5. С. 37–38.

15. Тулькибаева Н.Н., Днепров С.А., Медведев И.Ф. От монопрофессиональной подготовки к полипрофессиональной // Профессиональное образование. Столица. 2015. № 5. С. 2–6. EDN TTJPOX.


Дополнительные файлы

Рецензия

Для цитирования:


Медведев И.Ф., Микрюкова О.В., Порошина И.В. Совершенствование полипрофессионального образования в техническом университете. Техник транспорта: образование и практика. 2024;5(1):31-39. https://doi.org/10.46684/2687-1033.2024.1.31-39

For citation:


Medvedev I.F., Mikryukova O.V., Poroshina I.V. Improvement polyprofessional education at the technical university. Transport Technician: Education and Practice. 2024;5(1):31-39. (In Russ.) https://doi.org/10.46684/2687-1033.2024.1.31-39

Просмотров: 360


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2687-1025 (Print)
ISSN 2687-1033 (Online)