

Современные подходы к общеобразовательной подготовке в среднем профессиональном образовании
https://doi.org/10.46684/2687-1033.2025.1.12-21
EDN: GGRUYC
Аннотация
Рассматриваются современные подходы к общеобразовательной подготовке при реализации образовательных программ (ОП) среднего профессионального образования (СПО) в России. Основное внимание уделяется интеграции профессионального компонента в содержание общеобразовательных дисциплин, что обусловлено растущим спросом на профессиональные траектории среди выпускников школ. С 2021 г. происходит процесс внедрения методик преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ СПО, реализуемых на базе основного общего образования, инновационная практика, оценка которой дается в данном исследовании. Эта методическая система основывается на 4 принципах: интенсификации, профессионализации, интеграции и цифровизации.
Выполнено качественное исследование, основанное на экспертных интервью и анкетировании, с оценкой эффективности новой методической системы преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности ОП СПО. Анализируются результаты внедрения, барьеры реализации и влияние на профессиональный рост преподавателей. Экспертное сообщество высоко оценивает как прямые, так и косвенные результаты новой методической системы, предлагаются новые наработки для поддержания устойчивого развития новых методических практик. Выделяется набор дефицитов и барьеров внедрения новой методической системы, преодоление которых может стать способом дальнейшего роста.
Ключевые слова
Об авторах
С. И. НаумоваРоссия
Наумова Светлана Ивановна — проректор ФГБОУ ДПО ИРПО.
119017, Москва, ул. Большая Ордынка, д. 25, стр. 1
Н. Б. Костенко
Россия
Костенко Наталья Борисовна — кандидат психологических наук, заместитель начальника Управления внедрения новых образовательных технологий СПО ФГБОУ ДПО ИРПО.
119017, Москва, ул. Большая Ордынка, д. 25, стр. 1
РИНЦ ID: 113322
Список литературы
1. Summary report on the form of federal statistical observation No. Education secondary vocational-1 “Information on the educational organization carrying out educational activities under educational programs of secondary vocational education”. 2024. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/0c0e3fdbb7805c5c3a3b09e35bde4ed6/ (In Russ.).
2. Alexandrov D., Tenisheva K., Savelyeva S. No-risk mobility: through college to university. Educational Studies Moscow. 2015;3:66-91. DOI: 10.17323/1814-9545-2015-3-66-91. EDN UKEBEF. (In Russ.).
3. Maltseva V., Shabalin A. The non-bypass trajectory, or the boom in demand for TVET in Russia. Educational Studies Moscow. 2021;2:10-42. DOI: 10.17323/1814-9545-2021-2-10-42. EDN VFPICX. (In Russ.).
4. Shugal N.B., Varlamova T.A. Educational Trajectories of Children and Youth: Motivation and Choice. Moscow, Publishing House of the Higher School of Economics, 2024. (In Russ.).
5. Rybakina N.A. Integration of general and vocational education in the context of the paradigm of continuing education. Bulletin of the Voronezh State Technical University. 2013;9(5-2):106-108. EDN RJLHSR. (In Russ.).
6. Fedorov V.M., Glushchenko M.E. Modern state, problems and prospects of development of professional educational organisations of Russia. Scientific Notes of the V.I. Vernadsky Crimean Federal University. Economics and Management. 2020;6(4):102-108. EDN UKVIYM. (In Russ.).
7. Zhalova I.N., Kormich E.V., Khutko T.V. Peculiarities of teaching general education disciplines to SES students in law school. Problems of improving legislation and law enforcement practice: collection of articles based on the results of the international scientific-practical conference. 2022;1121-1130. EDN UNGZDT. (In Russ.).
8. Slepakova F.T. Teaching of the general education discipline “Foreign language” taking into account professional orientation (from work experience). Prosperity of Science. 2022;5(11). (In Russ.).
9. Gilyadov S.R., Mnatsakanyan O.L., Farunda N.A., Yalamov G.Yu., Leontieva M.S. et al. Formation of technical thinking among students of secondary vocational education in teaching general education disciplines. Education Management: Theory and Practice. 2021;2(42):208-219. DOI: 10.25726/w1626-3870-4295-c. EDN RXQKFP. (In Russ.).
10. Lukichev A.N., Checheleva V.N., Yangez D.I., Zimin S.V., Tsvetkova E.A. et al. Modern methodologies and innovations in general education disciplines teaching under the secondary vocational education programs. Education Management: Theory and Practice. 2021;2(42):236-246. DOI: 10.25726/s8303-9480-0800-g. EDN ODSKRS. (In Russ.).
11. Kolobova O.L., Agaltsova D.V., Katkova A.M., Yurkina N.N., Parakhin V.A. et al. Relevance of accounting the practice of digital educational resources application and teaching methods updating for the general education disciplines in the secondary vocational education system. Education Management: Theory and Practice. 2021;2(42):247-255. DOI: 10.25726/k9638-7533-4499-q. EDN RPBCOF. (In Russ.).
12. Maksyutova N.N. Teaching of general subjects taking into account the professional orientation of programs. Bulletin of Armavir State Pedagogical University. 2021. № 3. С. 17–26. EDN FRJAKD. (In Russ.).
Рецензия
Для цитирования:
Наумова С.И., Костенко Н.Б. Современные подходы к общеобразовательной подготовке в среднем профессиональном образовании. Техник транспорта: образование и практика. 2025;6(1):12-21. https://doi.org/10.46684/2687-1033.2025.1.12-21. EDN: GGRUYC
For citation:
Naumova S.I., Kostenko N.B. Modern approaches to general education training in secondary vocational education. Transport Technician: Education and Practice. 2025;6(1):12-21. (In Russ.) https://doi.org/10.46684/2687-1033.2025.1.12-21. EDN: GGRUYC