Preview

Transport Technician: Education and Practice

Advanced search

Готовится к публикации третий выпуск журнала за 2021 год

В разделе «Тенденции развития современного образования» будет опубликована статья д.п.н., профессора В.И. Блинова и к.п.н. Л.Н. Куртеевой «Профессионалитет — новая сущность и старые смыслы». Исследование посвящено современной стратегической инициативе по развитию среднего профессионального образования (СПО) «Профессионалитет». Данный проект заявлен как новый уровень образования в колледжах, и содержит подходы и принципы к обновлению содержания профессионального образования, интенсификации развития профессиональных образовательных организаций и сокращению сроков обучения. Проанализированы научно-педагогические и методические работы. Выявлены ближайшие стратегические перспективы развития СПО в РФ. Ретроспективный анализ истории СПО показал его предрасположенность к отказу и смене в смысловых коннотациях уровней профессионального образования в разные исторические периоды. Приведена характеристика проекта «Профессионалитет». Проведенный анализ позволяет говорить о его объективной необходимости, а представленная структура нового уровня образования дает ответ на вопрос, за счет чего будет сокращен срок обучения. Особое внимание уделено рискам и проблемам, с которыми придется столкнуться при внедрении данного проекта.

Статья «Анализ изменений макета образовательного стандарта среднего профессионального образования» к.п.н. О.Е. Станулевич открывает традиционную рубрику журнала «Организация профессионального образования и переподготовки кадров для транспорта». В основные нормативные документы в области образования вносятся изменения, которые потребовали пересмотра структуры и содержания федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Рынок труда диктует необходимость синхронизации содержания с требованиями конкретных производств. Все это привело к пересмотру макета стандарта среднего профессионального образования (СПО). Сейчас находятся в разработке 100 образовательных стандартов. Проведен анализ действующих ФГОС и изменений с момента их внедрения в системе СПО. Рассмотрены последние изменения в нормативно-правовой базе СПО. Выделены основные изменения в структуре и содержании ФГОС. Определены направления изменений в примерные основные образовательные программы. Выявленные в ходе исследования изменения дадут возможность образовательным организациям более успешно применять данные стандарты при разработке основных образовательных программ. Изменения в системе профессионального образования, связанные с апробацией нового макета, позволят системе образования реагировать на динамически меняющиеся запросы рынка труда и обеспечат подготовку работников, отвечающих современным требованиям экономики. Поправки в макете ФГОС предполагают проведение разъяснительной работы среди представителей образовательных организаций, реализующих программы СПО.

Несомненный интерес для читателей журнала представляет публикация руководителей Центра передовых технологий управления персоналом и профессионального обучения — структурного подразделения ОАО «РЖД» А.Ю. Николаева и Н.В. Шапочанской «Основные направления совершенствования корпоративной системы развития и обучения рабочих и служащих в ОАО «РЖД». В 2020 г. в ОАО «РЖД» утверждена Программа развития человеческого капитала компании, составной частью которой является совершенствование и развитие системы профессионального обучения и профессионального развития рабочих и служащих для ОАО «РЖД». Данная категория работников — самая многочисленная в кадровой структуре компании. Уровень профессиональной подготовки рабочих и служащих непосредственно влияет на безопасность и бесперебойность перевозочного процесса. Подготовке и развитию рабочих и служащих уделяется большое внимание. Рассмотрено современное состояние рабочих профессий на железнодорожном транспорте и их трансформация с учетом происходящей цифровизации основных производственных процессов. Выполнено прогнозирование дальнейших процессов профессионального обучения, с учетом поставленных задач Долгосрочной программы развития ОАО «РЖД» до 2025 года. Показаны предпосылки создания и основные разделы программы совершенствования корпоративной системы развития и обучения рабочих и служащих в ОАО «РЖД». Содержание образовательного процесса в учебных центрах ориентировано на особенности работы на железнодорожном транспорте. Этот фактор является значимым, поскольку обучение в учебных центрах обеспечивает соответствие подготовленности рабочих и служащих потребностям компании в отношении не только изучаемого оборудования и технологий, но и освоения корпоративной культуры работы в отрасли.