Preview

Техник транспорта: образование и практика

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Новые вызовы системы среднего специального образования в России

https://doi.org/10.46684/2687-1033.3.152-156

Полный текст:

Аннотация

Рассмотрены проблемы системы среднего специального профессионального образования (СПО) в России. Показано, что в информационную эпоху изменения во всех сферах общества касаются также образования, которое должно соответствовать времени. Серьезной проблемой, с которой столкнулся мир, стала пандемия COVID-19. Образование в ситуации самоизоляции меняет свой формат на дистанционный. В связи с этим появляется проблема: как организовать образовательный процесс, чтобы не потерять взаимодействие «лицом к лицу», которое являлось индикатором высокого качества образования? Проведен сравнительный анализ работ педагогического, философского и социологического характера, посвященных проблемам развития современного общества в целом, актуальным вопросам СПО и дистанционного образования, в частности. Отмечено, что основной задачей в период самоизоляции становится качественная организация дистанционного образования. Для СПО это важно по следующим причинам: возрастные особенности обучающихся в системе СПО предполагают сложности с организацией самообразования; профессиональное образование, помимо теоретических знаний, предусматривает развитие практических навыков, осуществление которых в удаленном формате вызывает ряд трудностей. В сложившейся кризисной ситуации мастерам производственного обучения и преподавателям специальных дисциплин необходимо продолжать процесс образования, не снижая его качество. Для достижения этой цели предложены разработка виртуальных курсов, тренажеров, а также модели сетевого взаимодействия «техникум — производство». Выявлено, что сориентировать себя на самообразование обучающимся поможет преподаватель-тьютор, использующий эффективные приемы обучения, которые предоставляют информационные технологии. Обозначено, что СПО столкнулось с вызовами, на которые должно дать адекватный ответ: переход на дистанционное обучение без потери качества образования; подготовка молодежи к самостоятельному реагированию на возникающие вызовы современности, а преподавателей (особенно профессиональных дисциплин) — к специфике работы в удаленных условиях.

Об авторе

Н. А. Углинская
Волгоградский техникум железнодорожного транспорта – филиал Ростовского государственного университета путей сообщения (ВТЖТ – филиал ФГБОУ ВО РГУПС)
Россия

Надежда Александровна Углинская — преподаватель

400120, г. Волгоград, ул. Комитетская, д. 11



Список литературы

1. Анисимова В.Д. Новые вызовы и инструменты подготовки рабочих кадров в системе СПО // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 28–30.

2. Астаева С.С. Подготовка квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена по программам конкурсного движения WorldSkills в условиях сетевого взаимодействия // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 8–2. С. 94–96.

3. Бауман З. Индивидуализированное общество. М.: Логос, 2005. 390 с.

4. Дежина И.Г., Ключарев Г.А. Среднее профессиональное образование для инновационной экономики // Вестник Института социологии. 2019. Т. 10. № 1. С. 120–138. DOI: 10.19181/vis.2019.28.1.560

5. Дорожкин Е.М., Лыжин А.И., Табаков Л.С. Применение информационных технологий в процессе подготовки мастеров производственного обучения // Научный диалог. 2016. № 3 (51). С. 281–290.

6. Лазарев Г.И. Глобальные вызовы современной образовательной системе. Каким будет ответ университетов? 2005. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/759/930/1219/8-14.pdf

7. Листвин А.А. Среднее профессиональное образование: кризис реформ // Вестник Череповецкого государственного университета. 2019. № 3 (90). С. 169–177. DOI: 10.23859/19940637-2019-3-90-18

8. Лукьянова М.И., Данилов С.В. О реальных и мнимых вызовах современному образованию // Педагогика. 2016. № 4. С. 36–41.

9. Петрова Г.И. «Создать самого себя» как проблема современного образования // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2014. № 4 (36). С. 9–11.

10. Романченко М.К. Повышение качества образования как результат эффективной научно-методической работы // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2017. № 1 (25). С. 139–144.

11. Chouikha M.F., Connor K.A., Newman D. Experimental Centered Pedagogy Approach to Learning in Engineering: An HBCU’s Experience // ASEE Annual Conference & Exposition Proceedings. 2016. URL: https://peer.asee.org/experimentalcentered-pedagogy-approach-to-learning-in-engineering-an-hbcus-experience. DOI: 10.18260/p.26828

12. Ханьжина Ю.Б. Оценка удовлетворенности работодателей системой кадрового обеспечения региона // Агентство стратегических инициатив. 2017. URL: https://asi.ru/upload/iblock/455/Opros.pdf

13. Степанов А.А. Анализ удовлетворенности работодателей качеством подготовки рабочих кадров в Российской Федерации // Ars Administrandi. 2018. Т. 10. № 4. С. 531–547. DOI: 10.17072/2218-9173-2018-4-531-547

14. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / пер. с англ. О.И. Шкаратан. М., 2000. 606 с.

15. Полани М. Личностное знание. М.: Прогресс, 1985. 344 с.


Для цитирования:


Углинская Н.А. Новые вызовы системы среднего специального образования в России. Техник транспорта: образование и практика. 2020;1(3):152-156. https://doi.org/10.46684/2687-1033.3.152-156

For citation:


Uglinskaya N.A. New challenges of the system of secondary specialized education in Russia. Transport Technician: Education and Practice. 2020;1(3):152-156. (In Russ.) https://doi.org/10.46684/2687-1033.3.152-156

Просмотров: 42


ISSN 2687-1025 (Print)
ISSN 2687-1033 (Online)