Корпоративные требования и подготовка кадров для железнодорожного транспорта в системе среднего профессионального образования
https://doi.org/10.46684/2687-1033.2021.1.33-39
Аннотация
Современная система среднего профессионального образования (СПО) должна отвечать требованиям практикоориентированности, учитывать требования работодателей к уровню развития общих и профессиональных компетенций сотрудников по конкретным специальностям с учетом специфики вида профессиональной деятельности. Ядро национальной системы квалификаций представлено профессиональными стандартами, разрабатываемыми совместно с компаниями-лидерами отраслей народного хозяйства России. Актуальные ожидания и потребности работодателей являются ориентирами для образовательной системы СПО в процессе модернизации образовательных стандартов и программ. ОАО «РЖД» как естественная монополия принимает активное участие в развитии отраслевого образования и подготовки кадров для железнодорожного транспорта. Содержание требований к работникам среднего звена, составляющих более четверти кадрового состава компании, по конкретным направлениям подготовки отражается в корпоративных стандартах.
Краткий исторический обзор подтверждает вывод о практикоориентированности СПО в сфере железнодорожного транспорта, существенном накопленном опыте отраслевого профессионального образования, активном участии профильного ведомства, а затем и ОАО «РЖД» в его оптимизации. Увеличивающемуся спросу компании на сотрудников среднего звена, квалифицированных рабочих и служащих соответствует рост численности выпускников учреждений СПО.
Представлены результаты сравнительного анализа содержания положений ФГОС СПО и локальных актов ОАО «РЖД», относящихся к образовательной и профессиональной подготовке техников в сфере связи на железнодорожном транспорте. Цель исследования состоит в определении сходства и различия требований корпоративного и образовательного стандартов к составу и уровню развития профессиональных компетенций у работников данной специальности. Полученные выводы позволят выявить пути оптимизации ФГОС СПО в отношении результатов образовательной подготовки с учетом ожиданий работодателя.
Об авторе
А. С. ОдиноковРоссия
Алексей Сергеевич Одиноков — преподаватель
302004, г. Орел, ул. Студенческая, д. 2
Список литературы
1. Быкадоров С.А., Кибалов Е.Б. Естественен ли монополизм ОАО «РЖД»? // ЭКО. 2013. № 7 (469). С. 91–105.
2. Наумов А.И., Мраморнова О.В. Проблемы профессионального обучения персонала на железнодорожном транспорте // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Экономика. Управление. Право». 2015. Т. 15. № 3. С. 270–276. DOI: 10.18500/1994-2540-2015-15-3-270-276
3. История железнодорожного транспорта России. Т. 1: 1836–1917 гг. СПб., 1994. 336 с.
4. История железнодорожного транспорта России и Советского Союза. Т. 2: 1917–1945 гг. СПб., 1997. 416 с.
5. Хусаинов Ф.И. Экономические реформы на железнодорожном транспорте: монография. М.: Наука, 2012. 190 с.
6. Гашкова Л.В. Управление компетентностью персонала железнодорожных организаций: дис. … канд. экон. наук. Екатеринбург, 2017. 22 с.
7. Морозов Н.М. Современные тенденции организационного развития среднего профессионального образования на железнодорожном транспорте в период реформирования отрасли // Фундаментальные исследования. 2012. № 3–3. С. 606–610.
8. Десненко С.И., Рогалев А.В. Модель междисциплинарного практикума по физике и особенности ее реализации транспорта // Ученые записки Забайкальского государственного университета. 2014. № 6 (59). С. 124–129.
9. Овчинникова Л.П. Концепция и технологии профессиональной подготовки специалиста железнодорожного транспорта в вузе: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Самара, 2014. 48 с.
10. Патутина Е.С. Роль компетентностного подхода в подготовке персонала для железнодорожной отрасли // Проблемы современной экономики: материалы III Международной научной конференции. 2013. С. 91–96.
11. Повесьма Н.В. Развитие социальной компетентности будущих специалистов железнодорожного транспорта в вузе: дис. … канд. пед. наук. Челябинск, 2011. 211 с.
12. Шильке А.А. Формирование информационно-коммуникативной компетенции у студентов средних образовательных учреждений железнодорожного профиля: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2013. 25 с.
13. Семерова Т.Г. Новые профстандарты РЖД // Гудок. 2017. № 202.
14. Степанян Т.М., Мухина Д.А. Совершенствование корпоративного профессионального обучения на основе внедрения комплексного подхода к управлению компетенциями персонала // Экономическая наука и практика: материалы VII Международной научной конференции. 2019. С. 24–26.
Рецензия
Для цитирования:
Одиноков А.С. Корпоративные требования и подготовка кадров для железнодорожного транспорта в системе среднего профессионального образования. Техник транспорта: образование и практика. 2021;2(1):33-39. https://doi.org/10.46684/2687-1033.2021.1.33-39
For citation:
Odinokov A.S. Corporate requirements and training of personnel for railway transport in the system of secondary vocational education. Transport Technician: Education and Practice. 2021;2(1):33-39. (In Russ.) https://doi.org/10.46684/2687-1033.2021.1.33-39