Preview

Техник транспорта: образование и практика

Расширенный поиск
Том 2, № 1 (2021)
Скачать выпуск PDF

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

8-16 424
Аннотация

К ключевым результатам программы взаимодействия ОАО «РЖД» с университетскими комплексами железнодорожного транспорта до 2025 года относятся: утверждение критериев отбора и оценочных процедур для кандидатов на целевое обучение из числа абитуриентов; оценка компетенций и проведение тестов способностей по методикам, утвержденным в ОАО «РЖД», всех выпускников и обучающихся по договорам о целевом обучении компании. Для достижения этих результатов актуальной является задача построения карты формирования корпоративных компетенций ОАО «РЖД» на различных уровнях образования.

Использованы методы системного анализа нормативных документов ОАО «РЖД» и федеральных государственных образовательных стандартов. Представлена модель преемственности образовательных программ (ОП) по уровням образования с целью формирования образовательных траекторий в соответствии с запросом к корпоративным компетенциям ОАО «РЖД».

Предложенная модель формирования корпоративных компетенций ОАО «РЖД» в контексте непрерывного образования будет полезна для образовательных организаций в построении образовательных маршрутов обучающихся, формировании критериев оценки этих компетенций на различных уровнях образования, корректировки содержания дополнительных и основных ОП с целью подготовки высококвалифицированных кадров для ОАО «РЖД».

17-23 383
Аннотация

Классическая процедура проведения государственной итоговой аттестации (ГИА) обучающихся в критических условиях, как например пандемия в 2020 г., невозможна без соблюдения всех мер по обеспечению безопасности участников. Образовательные организации столкнулись с юридическими, техническими и организационными вызовами при подготовке ГИА в июне 2020 г. Реализация основных образовательных программ как во втором академическом семестре учебного года, так и в период итоговой аттестации осуществлялась в дистанционной форме посредством электронных технологий. Учебные заведения оказались не готовы к ситуации, но в целом с ней успешно справились. Цель работы — изучение опыта образовательной организации по адаптации к дистанционным технологиям в условиях пандемии.

Изложен опыт формирования учебного процесса в условиях пандемии, технического и технологического обучения педагогических работников, обеспечения работы электронной информационно-образовательной среды, организации подготовительных этапов и непосредственно проведения ГИА в филиале СамГУПС в г. Нижний Новгород по программам СПО. Рассмотрены правовые аспекты, вопросы технической организации процедуры и сопутствующих процессов, модернизация документооборота и работы комиссии в онлайн режиме. Подведены итоги работы государственной экзаменационной комиссии в 2020 г. и предложены рекомендации по использованию данного опыта в дальнейшем.

24-32 331
Аннотация

Цель исследования — выявление проблем в правовом регулировании деятельности системы среднего профессионального образования (СПО) в условиях пандемии COVID-19 и формирование предложений по их нивелированию. Предмет изучения — отдельные институты образовательного законодательства в сфере СПО, реализация которых имеет непосредственное отношение к деятельности образовательных организаций в условиях противодействия распространению COVID-19.

Рассмотрены ключевые вопросы применения электронного обучения (ЭО) и дистанционных образовательных технологий (ДОТ), оказания платных образовательных услуг в изменившихся условиях; практические вопросы, а также позиции по ним федеральных органов исполнительной власти и судебной практики. Приведены основные проблемы, связанные с правовым регулированием системы образования в условиях пандемии.

Сделаны выводы о недопустимости выдачи заданий в период каникул у обучающихся; о том, что использование ЭО и ДОТ не изменяет форму обучения при сохранении объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися; о ситуациях применения указанных технологий, требующих безвозмездного обеспечения обучающихся нужным оборудованием; о необходимости изменения содержания договора об оказании платных образовательных услуг, а также о недопустимости увеличения их стоимости.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ТРАНСПОРТА 

40-45 299
Аннотация

В современных условиях в образовательном пространстве происходит конкурентная борьба среди учебных заведений за абитуриентов. Успех одерживает только то учебное заведение, которое имеет свой бренд, обоснованный качественным образованием и востребованностью его выпускников в реальном секторе экономики. Увеличить конкурентоспособность можно путем повышения качества образования. Этому способствуют регулярное усовершенствование учебного процесса, внедрение новых педагогических технологий, повышение педагогического мастерства преподавателей.

Основные направления повышения качества образовательного процесса — аудиторная и внеаудиторная работа со студентами, а также активизация их научной деятельности. Улучшить качество образования можно, усилив заинтересованность студентов в осваиваемой профессии, таким образом, у них будет внутренняя мотивация для более качественного овладения материалом и активизации учебной и научной деятельности. Для этого педагог должен применять современные педагогические методики и сам постоянно развиваться. В исследовании использован педагогический опыт автора. Систематизированы направления оценки качества, которые могут быть применены как для создания механизмов внутренней, так и для внешней оценки качества образовательного процесса. Приведены примеры опыта организации учебного процесса.

33-39 299
Аннотация

Современная система среднего профессионального образования (СПО) должна отвечать требованиям практикоориентированности, учитывать требования работодателей к уровню развития общих и профессиональных компетенций сотрудников по конкретным специальностям с учетом специфики вида профессиональной деятельности. Ядро национальной системы квалификаций представлено профессиональными стандартами, разрабатываемыми совместно с компаниями-лидерами отраслей народного хозяйства России. Актуальные ожидания и потребности работодателей являются ориентирами для образовательной системы СПО в процессе модернизации образовательных стандартов и программ. ОАО «РЖД» как естественная монополия принимает активное участие в развитии отраслевого образования и подготовки кадров для железнодорожного транспорта. Содержание требований к работникам среднего звена, составляющих более четверти кадрового состава компании, по конкретным направлениям подготовки отражается в корпоративных стандартах.

Краткий исторический обзор подтверждает вывод о практикоориентированности СПО в сфере железнодорожного транспорта, существенном накопленном опыте отраслевого профессионального образования, активном участии профильного ведомства, а затем и ОАО «РЖД» в его оптимизации. Увеличивающемуся спросу компании на сотрудников среднего звена, квалифицированных рабочих и служащих соответствует рост численности выпускников учреждений СПО.

Представлены результаты сравнительного анализа содержания положений ФГОС СПО и локальных актов ОАО «РЖД», относящихся к образовательной и профессиональной подготовке техников в сфере связи на железнодорожном транспорте. Цель исследования состоит в определении сходства и различия требований корпоративного и образовательного стандартов к составу и уровню развития профессиональных компетенций у работников данной специальности. Полученные выводы позволят выявить пути оптимизации ФГОС СПО в отношении результатов образовательной подготовки с учетом ожиданий работодателя.

ОБРАЗОВАНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ: ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ 

46-55 354
Аннотация

С целью обеспечения безопасных условий обучения и воспитания обучающихся, руководствуясь приказами Минобрнауки России и Росжелдора, с 17 марта 2020 года реализация всех образовательных программ (ОП) высшего образования (ВО), среднего профессионального образования (СПО), дополнительных образовательных программ (программы повышения квалификации, профессиональной переподготовки и т.д.), реализуемых в университетском комплексе, в том числе прохождение обучающимися промежуточной и государственной итоговой аттестаций, а также учебной, производственной (в том числе преддипломной) практик по соответствующим ОП обеспечивается с применением дистанционных технологий в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС) Blackboard. Для оптимизации учебного процесса университетом разработаны мероприятия по улучшению и систематизации работы в ЭИОС, одним из которых стал переход от традиционной бумажной зачетной книжки к электронной, функционально полностью соответствующей бумажному аналогу. Цель введения электронной зачетной книжки — повышение качества предоставления образовательных услуг за счет интеграции и автоматизации индивидуальной информации об итогах обучения в электронном виде. Результаты освоения ОП обучающимися в ЭИОС автоматически отображаются в электронной зачетной книжке, что особенно актуально в условиях пандемии. Университетский комплекс готов продолжать реализацию всех ОП как ВО, так и СПО, в полном объеме исключительно в дистанционном режиме с применением ЭИОС университета Blackboard.

56-60 269
Аннотация

Рассматриваются теоретические аспекты разработки компьютерной модели работы железнодорожных станций и ее практического использования с технологиями полного погружения пользователя в объектную и процессную среду выполнения технологических операций. Обращается внимание на необходимость психологической подготовки обучаемых и специалистов, применяющих иммерсивные модели на практике. Отмечается, что системы трехмерной визуализации динамических процессов, функционирующие в соответствии с физическими законами реального мира и технологией работы станции, дополненные техническими средствами восприятия модельных образов как объективно существующих, требуют специального обучения для их эффективного применения при принятии ответственных решений, связанных с безопасностью движения поездов и организацией маневровых работ. При этом погружение обучаемых в модельную среду не должно носить безусловный характер, а следовательно, восприятие информационных образов формируется как отображение реалистичной копии технической системы, визуально отличаемой определенными метками, чтобы не терять связь с реальностью. На эту особенность моделей, идентифицирующих технические системы с высокой точностью реконструкции объектов и процессов, особо указывается в статье, как на основную алгоритмическую позицию, позволяющую прибегать к иммерсивным моделям с высокой эффективностью. Учитывая огромный потенциал, скрытый в новых информационных системах обучения, использующих бездисплейные технологии реконструкции объектов, изоморфных реальности, автор полагает, что данное направление может инициировать широкое обсуждение специалистов-транспортников, которое будет способствовать развитию теоретико-прикладной сферы трехмерного моделирования технических систем.

61-70 290
Аннотация

Рассмотрены вопросы развития среднего профессионального образования, поставлены задачи формирования профессиональных компетенций обучающихся железнодорожного техникума в соответствии с требованиями работодателя. Цифровая железная дорога и технологии будущего перевозочного процесса требуют от работников нового поколения цифровых компетенций. Приведены примеры применения виртуальной реальности в системе технического обучения на предприятиях железнодорожного транспорта. Создание профессиональных компетенций у студентов эффективно в виртуальной образовательной среде. Описан опыт организации работы виртуальной лаборатории управления движением в железнодорожном техникуме. Перечислены примеры и варианты использования высокотехнологичного оборудования для подготовки специалистов среднего звена. Показаны особенности образовательного процесса при дистанционном обучении в информационной среде. Объясняется перспектива образования в развитии менталитета и сохранении культуры поколений обучающихся.

Приведены пример вариативности приемов выполнения метапредметного задания, приемы конструирования учебных ситуаций для проектного решения в условиях виртуальной реальности, которая развивает познавательный интерес обучающихся, а также применение при демонстрационном экзамене по принципам Ворлдскиллс. Предложены индикаторные показатели развития профессиональных компетенций в системе непрерывного профессионального образования. В первом приближении перечислены проблемные вопросы организации дистанционного обучения при самоизоляции во время пандемии коронавируса. Обоснована функция образования для обеспечения благополучного будущего человечества.

ЛОГИСТИКА. ЭКОНОМИКА ТРАНСПОРТА. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССАМИ ПЕРЕВОЗОК 

71-77 232
Аннотация

В настоящее время наблюдается рост информации для интеллектуального анализа данных в транспортных системах, основная причина — увеличение количества разнородных источников. Актуальность темы заключается в необходимости сбора, обработки, агрегирования, моделирования больших объемов неструктурированных сведений, которые не могут быть эффективно обработаны традиционными методами. С возрастающим потоком автотранспорта, его разнообразием, возникает потребность в оптимизации процессов транспортировки и логистики, повышении системной безопасности автодвижения. Создание информационной базы знаний поможет решить ряд важных проблем, в том числе: эффективность использования автодорог, уменьшение ядовитых выбросов, контроль и разгрузка транспортного потока, уменьшение количества аварий, быстрое оповещение служб.

Описана идея разработки единой централизованной системы управления транспортным потоком. Для сбора, хранения и обработки разнородной информации предлагается использовать облачную инфраструктуру с разделением вычислений. С целью качественной обработки и агрегирования разнородных сведений рекомендуется исследовать скрытые зависимости в данных, строить и анализировать различные варианты агрегирования и интерпретировать их применительно к конкретным задачам.

Система должна соединять всех участников наземного движения, собирать разнородные материалы, которые могут быть получены от их устройств и множества датчиков, а также автоматизировать управление и принятие решений в транспортных системах. Неструктурированные сведения необходимо правильно интерпретировать, категоризировать и последовательно маркировать для выявления неявных связей между данными.

Научная новизна исследования состоит в формировании функций разрабатываемой системы, описании основных аспектов, требований, интерфейсов, моделей и методов агрегирования разнородных данных.

Результаты работы могут быть использованы не только для анализа больших данных в сфере транспорта, но и в других направлениях при решении задач обработки разнородной информации.

78-86 325
Аннотация

Предмет исследования — изучение потенциала контрейлерных перевозок на базе мультимодальной терминально-складской инфраструктуры Калининградской железной дороги (КЖД). Актуальность темы определяется интенсификацией международного товарообмена, что требует упрощения приемоотправочных и передаточных операций в сложной логистической системе доставки грузов и применения интермодальных транспортных модулей для ускорения перечисленных операций, и, как следствие, сокращения срока доставки товаров. Один из видов интермодальных транспортных модулей — контрейлер, который может перевозиться как железнодорожным, так и автомобильным транспортом, и перерабатываться на специализированных грузовых терминалах. Как правило, контрейлерные терминалы дислоцируются в крупных транспортных узлах (ТУ) со значительными объемами транзитных перевозок. Рассматриваются условия Калининградского ТУ как основы для формирования транспортно-логистического каркаса для освоения контрейлерных перевозок.

Использованы методы: аналитический, проектный, эволюционно-функциональный, прогнозирование.

С помощью методов прогнозирования и анализа исследован потенциал рынка контрейлерных перевозок по КЖД с учетом статистических данных за последние несколько лет.

Рассмотрены особенности Калининградского ТУ и функционирование железнодорожного транспорта по обслуживанию международного транзита с применением мультимодальных технологий доставки грузов. Изучены показатели работы КЖД, проведено прогнозирование нескольких альтернативных сценариев динамики перевозок посредством контрейлеров. Дана общая оценка условий Калининградской области по перспективному освоению объемов перевозок товаров и грузов во внешнеторговом сообщении по контрейлерной технологии.

ЦИФРОВИЗАЦИЯ, ИННОВАЦИИ И МОДЕЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ 

87-96 325
Аннотация

Актуальность исследования определяется тем, что на сегодняшний день на полигоне Северной железной дороги (СЖД) активно реализуются приоритеты клиентоориентированности и проводятся мероприятия по привлечению на сеть новых клиентов, что позволит повысить долю высокодоходных грузов и объемы погрузки в целом, а также объемов грузовых операций по станциям.

Предпринята попытка на основе оценки перспективных объемов работы, связанных с развитием станций региона, и эксплуатационных расходов, связанных с их функционированием, предложить изменение технологии и увеличить пропускную способность на участке Соломбалка – Карпогоры с пяти до десяти пар поездов в сутки.

Рассмотрено текущее состояние грузовой и коммерческой работы в Архангельском регионе СЖД, и определены перспективы развития грузовой работы.

Предмет исследования — станции погрузки. Объект исследования — Архангельское территориальное управление СЖД — филиал ОАО «РЖД».

Применены методы системного анализа, метод наблюдения, статистический метод, прогнозирование и прогнозное моделирование.

Выполнено технико-экономическое обоснование изменения технологии и повышения пропускной способности на участке Архангельск город – Карпогоры. Подтверждена экономическая эффективность предложения. Проведенное исследование является результатом двухлетнего взаимодействия с СЖД. Элементы исследования уже внедрены на полигоне СЖД.

ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕВОЗОК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ НА ТРАНСПОРТЕ 

97-104 257
Аннотация

Проведено комплексное исследование системы обращения с отходами производства и потребления на железнодорожном транспорте с выявлением современных отраслевых проблем создания и развития отраслевой отходоперерабатывающей инфраструктуры. Показаны основные источники образования отходов и параметры их негативного воздействия на компоненты окружающей среды. Обращено внимание на актуальность и необходимость перспективного развития приоритетных направлений в сфере рационального использования природных ресурсов, ресурсосбережения, сокращения потерь материальных ресурсов, экологической безопасности, защиты природной среды в процессе раздельного сбора, накопления, транспортирования, хранения, обработки, утилизации, обезвреживания опасных и токсичных отходов железнодорожного транспорта. Рассмотрены и проанализированы вопросы создания организационно-технического, нормативно-правового, экономического механизмов применения вторичных ресурсов в рамках разработки эффективной системы управления и регулирования обращения с отходами на железнодорожном транспорте, отраслевых документов стратегического планирования (стратегий, концепций, программ) в области использования вторичных ресурсов из обработанных отходов предприятий отрасли.

По результатам исследования определены основные составляющие механизма комплексного использования вторичных ресурсов и концептуальные положения формирования концепции их обращения на железнодорожном транспорте и в транспортном строительстве.

ИСТОРИЯ ТРАНСПОРТА 

105-113 252
Аннотация

Показано в ретроспективе развитие транспортной лексикографии, начиная с первых транспортных технических словарей (железнодорожных и других). Приведен практически исчерпывающий перечень (55 наименований) вышедших до настоящего времени изданий, составляющих транспортную лексикографию, с русским языком как основным или одним из включенных в транспортные словари языков. Отмечена многоязычная форма первых словарей, охватывавшая языки тех стран, где к моменту формирования железнодорожной сети в России железные дороги получили опережающее развитие. Рассмотрен этап обновления транспортных технических словарей к середине XX в. Дана характеристика современного состояния в области иноязычных и русскоязычных терминологических транспортных словарей, включая терминологические словари, а также новых их видов, таких как словари аббревиатур. Показан охват транспортной лексикографией основных видов транспорта (кроме трубопроводного транспорта). Отмечена тенденция специализации словарей в области одного вида транспорта и возрождения многоязычных словарей, в том числе с применением «новых» для транспортной лексикографии языков (казахский, монгольский, украинский) стран, где после распада СССР государственным языком не является русский. Сформулированы рекомендации по дальнейшему развитию транспортной лексикографии, включая продолжение и расширение практики выпуска наряду с универсальными транспортными словарями узкоспециализированных словарей, а также специализацию электронных словарей как способ повышения их качества и ускорения работы с ними.

ОБЗОР НАУЧНОЙ ПРЕССЫ. НОВИНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: СОБЫТИЯ, МНЕНИЯ, СООБЩЕНИЯ 

116-120 317
Аннотация

С целью возрождения традиций милосердия и оказания помощи практическому здравоохранению в 2013 г. создано добровольческое движение «Волонтеры-медики», которое в 2016 г. получило официальный статус всероссийской общественной организации.

Рассмотрено волонтерское движение обучающихся Санкт-Петербургского медицинского колледжа — структурного подразделения Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I (ПГУПС). Проанализирована деятельность волонтеров-медиков, показано их активное участие в благотворительных акциях и мероприятиях.

Приведены результаты проведенного анкетирования обучающихся-медиков по выявлению отношения к волонтерской деятельности: что движет ими в их стремлении работать безвозмездно; насколько информированы молодые люди о деятельности волонтерских организаций и готовы ли сами к добровольческой работе. Определена важность волонтерского движения в подготовке будущих специалистов в области медицины.

Практическая значимость исследования заключается в том, что оно позволило выявить среди обучающихся в медицинском колледже ПГУПС потенциальных волонтеров, В процессе анкетирования выяснилось, что обучающиеся в целом воспринимают волонтерство положительно, поэтому необходимо развивать систематическую работу с молодежью в этом направлении, прежде всего информационную.



ISSN 2687-1025 (Print)
ISSN 2687-1033 (Online)