Аутентичность в профессиональном образовании
https://doi.org/10.46684/2687-1033.2021.2.147-157
Аннотация
Предпринята попытка применить аутентичный подход в обучении, который заключается в создании условий для накопления обучающимися собственного опыта в профессиональном образовании. Понятие «аутентичность» устанавливает связь обучения с реальными производственными условиями и определяет качество кадрового потенциала предприятий.
Работа опирается на теоретические исследования аутентичного образования, практику подготовки специалистов в профессиональных образовательных организациях (ОО). Решению поставленных задач способствовали изучение государственных нормативных документов, распоряжений руководителей железнодорожной отрасли по взаимодействию с ОО, использование методов сравнительного анализа, сопоставление полученных данных, педагогическое наблюдение, проработка практики сетевого взаимодействия.
Предложена трактовка понятий «качество кадрового потенциала», «качество образования», уточнен термин «профессиональная аутентичность». Выявлены условия формирования аутентичного специалиста, определены показатели сформированности профессиональной аутентичности, конкретизировано содержание взаимодействия профессиональной ОО и производства для достижения аутентичной цели. Переосмысление понятия «аутентичность» позволило установить и описать комплекс организационно-педагогических условий формирования профессиональной аутентичности будущего специалиста.
Аутентичный подход в образовании приобрел актуальность в международном образовательном сообществе в связи с прикладным характером и предлагаемыми новыми методами и технологиями подготовки специалистов, что вызывает потребность в его дальнейших исследованиях.
Об авторах
Н. О. ВагановаРоссия
Наталья Октревна Ваганова — кандидат педагогических наук, заместитель директора по учебной работе
SPIN-код: 8877-4004, РИНЦ ID: 672242
630068, г. Новосибирск, ул. Лениногорская, д. 80
В. М. Лопаткин
Владимир Михайлович Лопаткин — доктор педагогических наук, профессор
SPIN-код: 4863-1335, РИНЦ ID: 370240, Scopus: 6506518141
656031, г. Барнаул, ул. Молодежная, д. 55
А. С. Васильев
Александр Сергеевич Васильев — кандидат педагогических наук, директор
672000, г. Чита, ул. Бутина, д. 3
Список литературы
1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. 4-е изд., дополненное. М.: ИТИ Технологии, 2006. 994 с.
2. Гиньон Ч. Аутентичность // Омский научный вестник. Серия «Общество. История. Современность». 2018. № 1. С. 66–74. DOI: 10.25206/2542-0488-2018-1-66-74
3. Зарипова Е.И., Котенко Е.Н. Аутентичное оценивание. Технология портфолио: учебно-методическое пособие. Омск: Альбион, 2006. 122 с.
4. Maltby J., Wood A.M., Day L., Pinto D. The position of authenticity within extant models of personality // Personality and Individual Differences. 2012. Vol. 52. Issue 3. Pp. 269–273. DOI: 10.1016/j.paid.2011.10.014
5. Шульгина Е.М. Аутентичность как одно из методических условий при формировании иноязычной коммуникативной компетенции студентов посредством технологии веб-квест // Язык и культура. Приложение. 2013. № 2. С. 59–63.
6. Васильев А.С., Разинкин Н.Е. Роль и место среднего профессионального обучения в системе транспортного образования // Техник транспорта: образование и практика. 2020. Т. 1. № 1–2. С. 38–43. DOI: 10.46684/2687-1033.1.05
7. Лебедева Т.Е., Прохорова М.П. Современный взгляд на проблему оценки кадрового потенциала организации // Московский экономический журнал. 2019. № 12. С. 86. DOI: 10.24411/2413-046X-2019-10257
8. Абрамов А.Д., Задорин Г.П., Маслов Н.А., Манаков А.Л. Подготовка инженеров-инноваторов для ОАО «РЖД» // Путь и путевое хозяйство. 2019. № 3. С. 17–20.
9. Давыдова Н.Н., Дорожкин Е.М. Развитие образовательных учреждений в ходе сетевого взаимодействия // Высшее образование в России. 2013. № 11. С. 11–17.
10. Беляева А.П. Интегральная теория и практика многоуровневого непрерывного профессионального образования. СПб.: Рос. акад. образования, Ин-т проф.-техн. образования, 2002. 238 с.
11. Кравец М.А. Профессиональная адаптация молодого специалиста на предприятии // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 12 (52) С. 349–351.
12. Рощин С.Ю., Рудаков В.Н. Совмещение учебы и работы студентами российских вузов // Вопросы образования. 2014. № 2. С. 152–179. DOI: 10.17323/1814-9545-2014-2-152-179
13. Ваганова Н.О., Силкина Н.В., Лопаткин В.М. Решение учебно-производственных задач в формах взаимодействия образовательной организации и производства // Профессиональное образование в современном мире. 2018. Т. 8. № 2. С. 1853–1858. DOI: 10.15372/PEMW20180213
14. Beerkens M., Mägi E., Lill L. University Studies as a Side Job: Causes and Consequences of Massive Student Employment in Estonia // Higher Education. 2011. Vol. 61. Issue 6. Pp. 679–692. DOI: 10.1007/s10734-010-9356-0
15. The shift to learning outcomes: policies and practices in Europe. Cedefop Reference series 72. Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities, 2009. 170 p.
16. Шмачилина-Цибенко С.В. Аутентичное оценивание образовательной деятельности курсантов в условиях компетентностного подхода // Общество и право. 2014. № 1 (47). С. 309–313.
Рецензия
Для цитирования:
Ваганова Н.О., Лопаткин В.М., Васильев А.С. Аутентичность в профессиональном образовании. Техник транспорта: образование и практика. 2021;2(2):147-157. https://doi.org/10.46684/2687-1033.2021.2.147-157
For citation:
Vaganova N.O., Lopatkin V.M., Vasiliev A.S. Authenticity in vocational education. Transport Technician: Education and Practice. 2021;2(2):147-157. (In Russ.) https://doi.org/10.46684/2687-1033.2021.2.147-157