Методика формирования познавательной самостоятельности студентов
https://doi.org/10.46684/2687-1033.2022.1.40-48
Аннотация
Задача российского образования сегодня — это подготовка высококвалифицированного специалиста, компетентного не только в профессиональной сфере деятельности, но и в смежных областях. Он также должен быть активной, инициативной и независимой личностью, готовой к обучению на протяжении всей жизни. Это важно, так как успех в карьере каждого человека во многом зависит от его способности и стремления к саморазвитию и самосовершенствованию.
Исследуются проблемы формирования познавательной самостоятельности студента на современном этапе развития общества, обосновывается необходимость и актуальность познавательной самостоятельности для обучающегося. Представлены определения понятий «познавательная самостоятельность», «самообразование». Описаны мотивы, формы организации самостоятельности, указаны возможные результаты познавательной самостоятельности.
В качестве ведущего и эффективного средства познавательной готовности будущего специалиста к профессиональной деятельности рассматривается потенциал к самообразованию. Предпринимается попытка назвать все этапы создания и развития навыка познавательной самостоятельности студента.
Выделяются этапы формирования готовности к профессиональному самообразованию, компоненты учебных стратегий самообразования. Важнейшим компонентом социального и эмоционального обучения является саморегуляция. Саморегуляция — это способность контролировать внимание, мысли и эмоции. Делается вывод о необходимости данного навыка в современных реалиях.
Об авторе
С. А. НовиковРоссия
Сергей Александрович Новиков — преподаватель специальных модулей высшей квалификационной категории
352120 г. Тихорецк, ул. Красноармейская, д. 57
Список литературы
1. Белкин Е.Л. Теоретические предпосылки создания эффективных методик обучения // Начальная школа. 2001. № 4. С. 11–20.
2. Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства. М.: Изд-во МГУ, 1988. 254 с.
3. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. 2-е изд. доп., испр. и перераб. М.: Университетская книга: Логос, 2007. 384 с.
4. Дворникова Т.А. Кострамина С.Н. Учебные стратегии как средство организации самостоятельной работы студентов // Вестник СПбГУ. Сер. 6. Философия. Политология. Социология. Психология. Право. Международные отношения. 2007. № 4. С. 278–285.
5. Хакунова Ф.П. Проектирование и реализация эффективного учебного процесса. М.: МГОУ, 2003. 179 с
6. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя: Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1967 183 с.
7. Левчук З.С. Формирование готовности к профессиональному творчеству у студентов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Минск, 1992. 19 с.
8. Шуклина Е.А., Шуклина Е.А. К новой парадигме образования ХХI века: от образования к самообразованию // Образование и общество. 2004. № 3. С. 63–67.
9. Калугин Ю.Е. Виды самообразования // Дополнительное образование. 2003. № 2. С. 16.
10. Кривенко В.А. Самообразование и самовоспитание как основа успешности педагога и учащегося гимназии // Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. 2007. № 1. 11. Блонский П.П. Избранные педагогические произведения. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. С. 615–626.
11. Демкина Е.В., Анисимов Ю.С. Ретроспективный анализ взглядов отечественных и зарубежных ученых на классификацию понятий «самообразование» и «самоорганизация» // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: педагогика и психология. 2015. № 3 (162). С. 44–52.
12. Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. М.: Просвещение, 1989. 189 с.
13. Калугин Ю.Е., Киселева Т.В. Виды профессионального самообразования // Альманах современной науки и образования. 2014. № 1 (80). С. 51–53.
14. Foster W. Paradigms and promises: new approaches to educational administration. Buffalo, N.Y., 1986.
15. Locke E.A. The Ideals of Frederick W. Taylor: An Evaluation // Academy of Management Review. 1982. Issue 7. P. 35.
16. Olbertz J.H. Uber den Zusammenhand von Studienmoral und studentischer Seibstandigkeit eine hochschulpadagogische Untersuchung: Dissertation. Halle, 1981. 188 p.
Рецензия
Для цитирования:
Новиков С.А. Методика формирования познавательной самостоятельности студентов. Техник транспорта: образование и практика. 2022;3(1):40-48. https://doi.org/10.46684/2687-1033.2022.1.40-48
For citation:
Novikov S.A. Methodology of formation of cognitive independence of students. Transport Technician: Education and Practice. 2022;3(1):40-48. (In Russ.) https://doi.org/10.46684/2687-1033.2022.1.40-48