ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ 
Развитие требований к содержанию образования обусловлено динамикой факторов внешнего окружения, в первую очередь, трендами экономического развития. Сущность требований заключается в наибольшем приближении содержания образовательных программ (ОП), регламентированного федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС), к практической деятельности выпускников, определяемой профессиональными стандартами (ПС).
Проведенное исследование направлено на анализ методологической базы увязки ПС и ФГОС на уровне формирования компетенций и индикаторов. Системный подход к оценке модели образовательной деятельности позволил оценить изменение характера взаимодействия между требованиями рынка труда и способами их удовлетворения в рамках содержания и основных аспектов качества ОП. Представлены особенности реализации связей между сообществами работодателей в процессе создания ПС и их трансляции в способы оценочных инструментов, являющихся неотъемлемой составляющей профессиональных образовательных программ.
Приведены основные результаты исследования, а именно, методологические проблемы качества образования и направления научно-методической и организационно-методической деятельности образовательных организаций в сообществе с работодателями и региональными органами, осуществляющими координацию требований к выпускникам. Предложения апробированы в ходе дискуссии на заседании Восточно-Сибирского и Дальневосточного региональных советов профессионального образования и обучения на железнодорожном транспорте, проходившего 7–8 декабря 2021 г. на базе Дальневосточного государственного университета путей сообщения. Одним из наиболее перспективных направлений их внедрения признана федеральная программа «Профессионалитет», реализуемая образовательными организациями СПО.
Сегодня подготовка кадров для экономики Российской Федерации осуществляется не только в организациях, входящих в систему высшего образования Минобрнауки России, но и в иных отраслевых образовательных организациях.
В рамках реализации Концепции подготовки кадров для транспортного комплекса России, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 06.02.2021 № 255-р, основную роль по обеспечению отраслевыми кадрами по видам транспорта выполняют образовательные организации, подведомственные Министерству транспорта Российской Федерации и федеральным агентствам на транспорте. Это требует оценки характеристик состояния системы профессионального образования, исследования готовности университетов к реализации указанных в Концепции направлений подготовки кадров, включая оценку состояния, возможностей и ресурсов сети образовательных организаций транспортного комплекса.
Представлены не только общие характеристики системы транспортного образования, объемы и структура подготовки кадров для транспортной отрасли, но и проблемы в деятельности университетов, сложности перехода к реализации положений ключевых стратегических документов транспортной отрасли.
Описаны результаты исследований, проводимых управлением развития профессионального образования Российского университета транспорта, которые предназначены для административно-управленческих кадров, отвечающих за регулирование вопросов обучения в образовательных организациях высшего и среднего профессионального образования, кадровых служб предприятий и HR-компаний, а также представителей бизнеса, обучающихся и аспирантов.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ТРАНСПОРТА 
Рассматривается организация самостоятельной работы студентов в процессе освоения профессиональных модулей по специальности 23.02.01 «Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)» с помощью электронных обучающих курсов. Учебные заведения определяют формы и требования к организации и контролю самостоятельной работы студентов в образовательной организации. Данные требования разрабатываются и утверждаются в виде положений или методических рекомендаций по организации самостоятельной работы.
Преподаватели Приморского института железнодорожного транспорта (ПримИЖТ) активно используют автоматизированную систему дистанционного образования c помощью виртуальной среды LMS Moodle. Платформа предоставляет пространство для совместной работы педагогов и студентов. В Moodle доступны различные возможности для оценки успеваемости студентов, результатов выполнения самостоятельной работы, например, изучения нового материала, тестирования. Описывается применение элементов курса, таких как «Лекция», «Задание», «Глоссарий», «Семинар», «Тест». Проведен анализ особенностей самостоятельной работы студентов ПримИЖТ в системе дистанционного обучения, а также методов ее контроля.
В ПримИЖТ проделана большая работа по созданию электронных учебных пособий, широко используемых в образовательном процессе, и размещению их в электронной образовательной среде института. Главная ценность методических электронных образовательных ресурсов — доступность для студентов всех форм обучения, подписанных на данный учебный курс.
Актуальность темы обусловлена необходимостью определения понятий «игропедагогика», являющейся средством развития личностного потенциала человека с помощью игропедагогических технологий, а также «soft-компетенция», под которой подразумевают универсальные социально-психологические качества, не связанные с решением профессиональных задач напрямую, но влияющие на успешность сотрудника.
Представлен опыт участия в конкурсе «Педагогическое призвание 2021», организованного компанией ОАО «РЖД». Конкурс проводился компанией «Уникум-Скиллс», специализирующейся на внедрении игровых технологий, разработке и проведении игр.
Рассмотрены теоретические основы подготовки педагога новой формации — игропедагога, способного решать профессиональные задачи и имеющего сформированную культуру рефлексии и проектирования, обладающего «гибкими» навыками и передающего их обучающимся.
Рассмотрен вопрос педагогической деятельности и поиска универсальной обучающей технологии, способной сформировать повышение мотивации к обучению, современные потребности в креативном мышлении.
Показано, что участие в конкурсах педагогического мастерства способствует положительному изменению основных показателей личности педагогов, а также повышению результативности учебного процесса. Преподавателю отводится важная роль в формировании будущих специалистов как конкурентоспособных работников и личностей, педагог не просто реализует учебную программу в процессе обучения, а занимается составлением образовательного содержания и его обновлением.
Задача российского образования сегодня — это подготовка высококвалифицированного специалиста, компетентного не только в профессиональной сфере деятельности, но и в смежных областях. Он также должен быть активной, инициативной и независимой личностью, готовой к обучению на протяжении всей жизни. Это важно, так как успех в карьере каждого человека во многом зависит от его способности и стремления к саморазвитию и самосовершенствованию.
Исследуются проблемы формирования познавательной самостоятельности студента на современном этапе развития общества, обосновывается необходимость и актуальность познавательной самостоятельности для обучающегося. Представлены определения понятий «познавательная самостоятельность», «самообразование». Описаны мотивы, формы организации самостоятельности, указаны возможные результаты познавательной самостоятельности.
В качестве ведущего и эффективного средства познавательной готовности будущего специалиста к профессиональной деятельности рассматривается потенциал к самообразованию. Предпринимается попытка назвать все этапы создания и развития навыка познавательной самостоятельности студента.
Выделяются этапы формирования готовности к профессиональному самообразованию, компоненты учебных стратегий самообразования. Важнейшим компонентом социального и эмоционального обучения является саморегуляция. Саморегуляция — это способность контролировать внимание, мысли и эмоции. Делается вывод о необходимости данного навыка в современных реалиях.
ОБРАЗОВАНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ: ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ 
Демонстрационный экзамен (ДЭ) стал новой формой аттестационных процедур, которые включены в государственную итоговую аттестацию (ГИА) по программам среднего профессионального образования. Проведение аттестации с использованием ДЭ предполагает вариативность видов аттестации, в том числе с учетом опыта WorldSkills, требований профессиональных и корпоративных стандартов работодателей.
В 2021 г. ТТЖТ — филиал РГУПС приобрел опыт проведения ГИА по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» в форме демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills по компетенции R41 «Бухгалтерский учет». Он один из первых техникумов, входящих в структуру РГУПС, провел ГИА в форме ДЭ.
В соответствии с требованиями комплекта оценочной документации подготовлена и аккредитована экзаменационная площадка, получен электронный аттестат, обучены на экспертов представители предприятий. В состав экспертной группы вошли сертифицированные эксперты, специалисты Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю и отдела государственной статистики в г. Тихорецк. После успешного завершения процедуры ДЭ все участники получили Паспорт компетенций.
Опираясь на опыт проведения ГИА в форме ДЭ, учитывая преимущества и недостатки новой формы ГИА, в техникуме продолжается работа по оснащению специализированных площадок для ДЭ по модели WorldSkills по другим специальностям. Реализация новых требований образовательных стандартов, развитие экспертного сообщества, взаимодействие образовательных организаций меняют систему среднего профессионального образования и задают темп его развития.
Цифровые технологии все больше входят в нашу жизнь. Привычными становятся такие понятия как блокчейн, Big data, интернет вещей (IoT), сети 5G, искусственный интеллект. Не исключение и учебный процесс, который должен быть организован для решения ключевых задач производства. Подготовка кадров для транспортной отрасли осуществляется с учетом того, что в ближайшем будущем цифровыми компетенциями должен владеть каждый выпускник транспортного учебного заведения. В связи с этим особенности и нюансы обучения цифровым технологиям актуальны. Обсуждается методика обучения популярной технологии IoT. Рассматриваются возможности аппаратно-программного комплекса «Промышленный интернет вещей» (АПК IoT), который с 2021 г. используется в учебном процессе ПГУПС. Исследуются вопросы, каким наилучшим образом проводить обучение IoT, какие практические навыки получат обучающиеся при работе с элементами АПК IoT. Трансформация в техническом образовании должна проходить с применением АПК IoT. В ближайшем будущем подобные учебные лабораторные стенды позволят организовать обучение цифровым компетенциям на высоком уровне, что необходимо для подготовки выпускников, адаптированных к современным производственным задачам.
ЛОГИСТИКА. ЭКОНОМИКА ТРАНСПОРТА. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССАМИ ПЕРЕВОЗОК 
В современном мире конкуренция между предприятиями характеризуется соперничеством между производственно-сбытовыми цепочками (ПСЦ). Модель управления товарно-материальными запасами в условиях управления цепями поставок (ЦП) позволяет объединить ресурсы предприятий и укрепить их сотрудничество с другими производствами. Данная модель дает возможность рационально использовать запасы, точно отражая спрос и снижая их стоимость, повышая конкурентоспособность, оптимизируя общую структуру ПСЦ, которая является ключом к обеспечению бесперебойной передачи информации между звеньями ЦП. Такие модели и идеи управления запасами будут применяться все большим числом предприятий.
Проанализировано развитие ПСЦ поставок в целом и информационной подсистемы в частности. Рассмотрены характеристики управления запасами в рамках системы управления снабжением. Выявлены слабые стороны традиционной модели управления на текущем этапе цифровизации перевозок, показаны сильные стороны новой модели управления, которая позволит существенно сократить расходы на хранение запасов в рамках цепочки снабжения и быстро реагировать на потребности клиентов.
Эволюция ЦП, цифровизация производственных и транспортных процессов создают условия для организации единой сетевой информационной платформы логистической цепи. Таким образом, будет осуществлен этап перехода к сетевой логистике, что повысит эффективность производственно-сбытовых цепей.
ИНФРАСТРУКТУРА ТРАНСПОРТА: СОЗДАНИЕ, ЭКСПЛУАТАЦИЯ И РАЗВИТИЕ 
Санкт-Петербург — большой, многонаселенный город. Он нуждается в хорошо развитой транспортной инфраструктуре. Одно из основных преимуществ трамвая заключается в бесперебойности его работы почти при любых погодных условиях.
В настоящее время обновляется парк общественного транспорта Санкт-Петербурга, приоритет отдается экологически чистому транспорту, использованию электротранспорта, газомоторного топлива. Актуален вопрос о реализации проектов, которые улучшали бы экологическую ситуацию в городе. Трамвай имеет самую большую провозную и пропускную способность среди наземного городского пассажирского транспорта и значительный срок службы. Является экологичным видом наземного городского пассажирского транспорта при обеспечении высокого уровня безопасности пассажиров.
Проанализировано развитие трамвайного движения. Рассмотрены преимущества использования данного вида наземного городского пассажирского транспорта. Изучен рынок трамваев в России и предложены два варианта обновления подвижного состава.
С целью исследования общественного мнения осуществлено анкетирование более ста обучающихся Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I. Проведен опрос жителей разных районов города, предложено изменение некоторых маршрутов и добавление новых маршрутов в рамках существующих трамвайных линий.
Обоснована необходимость обновления подвижного состава, контактной сети и тяговых подстанций; обособления трамвайных линий; модернизации рельсового полотна; реформирования маршрутной сети; создания удобной инфраструктуры на остановках. Предложены варианты реализации развития трамвайного движения.
ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕВОЗОК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ НА ТРАНСПОРТЕ 
Представлены краткий обзор и анализ обновленной Транспортной стратегии РФ до 2030 г. с прогнозом на период до 2035 г. (далее — Стратегия), утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 27.11.2021 № 3363-р, в отношении автомобильных и железных дорог. Отражены итоги развития указанных видов транспорта в соответствии с предшествующими редакциями Стратегии по состоянию на 2019–2020 гг. Отмечается перевыполнение отдельных заданий предыдущей редакции Стратегии в части автомобильного и железнодорожного транспорта.
Охарактеризованы проблемы и тенденции развития транспорта в нашей стране и за рубежом на современном этапе. Сформулированы общие направления развития автомобильных и железных дорог. Специальное внимание уделено новации Стратегии–2035 — Единой опорной транспортной сети и опорным транспортным сетям на рассматриваемых видах транспорта. Проанализированы вопросы существующих опорных сетей автомобильного и железнодорожного транспорта и пути их решения. В первую очередь это относится к перегруженности ряда направлений и участков, а также к просроченным ремонтам. Приводятся основные объекты Стратегии в транспортно-географическом аспекте. Охарактеризованы в целом инвестиции и технологические риски. Представляя собой фундаментальный по своим последствиям документ, Транспортная стратегия РФ до 2030 г. с прогнозом на период до 2035 г., несомненно, послужит основой для разработки и принятия конкретизирующих документов регионального и отраслевого характера, в том числе в отношении развития автомобильного и железнодорожного транспорта. В приложении приведены некоторые новые понятия, введенные в Стратегии.
Особое внимание на железной дороге необходимо уделять охране окружающей среды и рациональному подходу при использовании природных ресурсов.
В современном мире вопросы экологии и энергосбережения находят новые решения, этому способствуют крупные корпорации и их финансирование проектов. Технологическое модернизирование старых систем выводит предприятия на другой уровень и позволяет им быть конкурентоспособными на международном рынке.
Строительство железнодорожных веток ведет к росту потребления расхода топлива, что увеличивает выбросы различных элементов в атмосферу. Создание электровозов, внедрение современного оборудования, модернизация тепловозов (контактно-аккумуляторный электровоз серии ВЛ26) приводят к снижению загрязнения атмосферного воздуха и дают возможность снизить ПДК тяжелых элементов в окружающей среде.
Изучен опыт применения ОАО «РЖД» технологий энергосбережения и снижения загрязнения окружающей среды.
Представлены прогнозы использования контактно-аккумуляторного электровоза серии ВЛ26, созданного с целью замены маневровых тепловозов, которые показали недостатки и потерю почти 70 % энергии, поступающей из контактной сети.
Рассмотрена модернизация тепловозов, которая даст возможность снизить расход топлива, масла и повысить энергетическую эффективность привода с вентильно-индукторными машинами (ВИМ), а значит, сократить уровень загрязнения среды. Использование электрической передачи мощности с ВИМ снижает затраты на обслуживание и ремонт за счет особенностей электрических машин и преобразователя.
В РФ аккредитовано достаточно большое количество испытательных лабораторий (центров) и органов по сертификации. Согласно данным Федеральной службы по аккредитации, в РФ насчитывается 327 органов инспекции из почти 9000 аккредитованных лиц. Анализ показал, что число органов инспекции недостаточное и постоянно увеличивается даже в условиях текущего объема выполняемых работ и направлений деятельности.
Снижение рисков аварийности можно обеспечить при изменении требований к периодическому освидетельствованию путем предоставления соответствующего статуса аккредитованным органам инспекции. Наделение правом оценивания органов инспекции позволяет усилить и превентивную функцию повышения безопасности сооружений и объектов.
Обосновывается возможность расширения сфер деятельности органов инспекции по ряду направлений. Настоящие предложения дадут возможность органам власти, специалистам сферы технического регулирования, экспертам органов инспекции подготовить на их базе дальнейшие шаги по расширению направлений работы инспекций.
Опыт стран Европы показывает, что инспекции могут принять от государства широкий набор задач, выполняя свои оценки качественно и беспристрастно на основе ISO/IEC 17020:2012. В Российской Федерации также существует большое количество сфер, которые могут быть переданы для профессиональной оценки органами инспекции.
ИСТОРИЯ ТРАНСПОРТА 
Изучение такого важного вопроса, как история, занимает главенствующее место в нашей жизни. Осознание и самоопределение складываются из тех исторических фактов, которые составляют основу любого социального явления. Именно по этой причине важно изучить и изложить историю вуза, используя музейные источники и историческую литературу.
Пермский институт железнодорожного транспорта — филиал Уральского государственного университета путей сообщения прошел долгий путь от училища до института, от двухэтажного здания до студенческого комплекса, состоящего из двух корпусов и общежитий.
Судьба института перекликается с событиями, происходящими в стране: забастовки начала XX в., революции, Гражданская война, Вторая мировая война, послевоенные годы, «лихие» 1990-е, золотые нулевые. Меняется педагогический состав, расширяется техническая база, трансформируются специальности и формы обучения. Но одно остается неизменным — подготовка высококвалифицированных сотрудников для нужд железной дороги. На протяжении всего этого времени осуществлялось тесное сотрудничество с работодателем.
Пермский институт железнодорожного транспорта имеет богатую историю, в этом году отмечается 140-летие института. Анализ и изучению прошлого, подведение итогов, выявление достижений способствуют выстраиванию курса на будущее.
ОБЗОР НАУЧНОЙ ПРЕССЫ. НОВИНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 
Цифровизация и автоматизация определяют основные тенденции развития логистики на современном этапе. Эти же тенденции устанавливают пути совершенствования подъемно-транспортного оборудования, как основы развития логистики и главным образом внутренней логистики. Важное место в реализации занимают напольные транспортные средства, особенно транспортные системы с напольными тележками, работающими без водителей. Рассматривается инновационное развитие этих систем. Отмечается актуальность автоматизации определения размеров и массы грузов, приводятся данные о системах, в которых реализованы эти функции. Описывается использование роботов, в том числе коллаборативных, в подъемниках, кранах и других видах оборудования. Показываются примеры применения новых технических средств для IT-технологий.
Инновации в подъемно-транспортном и складском оборудовании за рубежом определяются требованиями цифровизации и автоматизации. При этом предусматривается также внедрение некоторых IT-технологий там, где автоматизация неэффективна из-за небольшого объема работ или по соображениям экономической эффективности.
Все эти инновации создают условия для создания динамичной, оцифрованной, интеллектуальной складской логистики и современного внутреннего транспорта на промышленных предприятиях и складах.
Зарубежный инновационный опыт целесообразно использовать в нашей стране при реализации перспективных проектов и программ в области транспорта и логистики.
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: СОБЫТИЯ, МНЕНИЯ, СООБЩЕНИЯ 
ISSN 2687-1033 (Online)