Проблематика реализации требований образовательных стандартов нового поколения
https://doi.org/10.46684/2687-1033.2022.1.10-16
Аннотация
Развитие требований к содержанию образования обусловлено динамикой факторов внешнего окружения, в первую очередь, трендами экономического развития. Сущность требований заключается в наибольшем приближении содержания образовательных программ (ОП), регламентированного федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС), к практической деятельности выпускников, определяемой профессиональными стандартами (ПС).
Проведенное исследование направлено на анализ методологической базы увязки ПС и ФГОС на уровне формирования компетенций и индикаторов. Системный подход к оценке модели образовательной деятельности позволил оценить изменение характера взаимодействия между требованиями рынка труда и способами их удовлетворения в рамках содержания и основных аспектов качества ОП. Представлены особенности реализации связей между сообществами работодателей в процессе создания ПС и их трансляции в способы оценочных инструментов, являющихся неотъемлемой составляющей профессиональных образовательных программ.
Приведены основные результаты исследования, а именно, методологические проблемы качества образования и направления научно-методической и организационно-методической деятельности образовательных организаций в сообществе с работодателями и региональными органами, осуществляющими координацию требований к выпускникам. Предложения апробированы в ходе дискуссии на заседании Восточно-Сибирского и Дальневосточного региональных советов профессионального образования и обучения на железнодорожном транспорте, проходившего 7–8 декабря 2021 г. на базе Дальневосточного государственного университета путей сообщения. Одним из наиболее перспективных направлений их внедрения признана федеральная программа «Профессионалитет», реализуемая образовательными организациями СПО.
Об авторах
И. Ю. СольскаяРоссия
Ирина Юрьевна Сольская — доктор экономических наук, профессор кафедры финансового и стратегического менеджмента
664074, г. Иркутск, ул. Чернышевского, д. 15;
SPIN-код: 6804-4172,
РИНЦ ID: 679199,
ResearchID: H-6618-2015,
Scopus: 56766103700
Н. Б. Грошева
Россия
Надежда Борисовна Грошева — доктор экономических наук, доцент, адъюнкт-профессор колледжа Мэрилендского университета (США), декан Сибирско-американского факультета менеджмента
664082, г. Иркутск, ул. Улан-Баторская, д. 6
Список литературы
1. Сольская И.Ю., Войлошников А.А. Адаптация системы профессионального обучения ОАО «Российские железные дороги» к вызовам цифровой трансформации экономики // Тренды экономического развития транспортного комплекса России: форсайт, прогнозы и стратегии: сборник трудов конференции. 2021. С. 16–23. URL: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=46507209
2. Демин В.М. Приоритеты развития профессионального образования в России // Высшее образование сегодня. 2013. № 5. С. 4–10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prioritetyrazvitiya-professionalnogo-obrazovaniya-v-rossii
3. Зеер Э.Ф. Панорама основных направлений развития опережающего профессионального образования // Профессиональное образование и рынок труда. 2019. № 2. С. 5–8. DOI: 10.24411/2307-4264-2019-10204
4. Дементенко В.В. Приоритетные направления развития профессионального образования с учетом современных условий // Развитие науки и техники: механизмы выбора и реализации приоритетов: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. 2021. С. 102–104. URL: https:// aeterna-ufa.ru/sbornik/NK-RF-29.pdf
5. Ефремова Н.Ф., Месхи Б.Ч., Шведова С.В. Обеспечение качества образования в условиях европейской интеграции: монография. Ростов-на-Дону: Донской государственный технический университет, 2018. 175 с.
6. Кутлиахметова Е.А. Актуальные проблемы реализации ФГОС СПО // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: материалы 23-й Международной научно-практической конференции, 24–25 апреля 2018 г., г. Екатеринбург. Екатеринбург: Издательство РГППУ, 2018. С. 62–64. URL: https://elar.rsvpu.ru/ handle/123456789/25859?mode=ful
7. Петренко А.А. Компетентностный подход в образовательном процессе // Современные проблемы науки и образования. 2007. № 1. С. 62–65. URL: https://www.science-education. ru/ru/article/view?id=273
8. Разуваева Т.А. Компетентностный подход к образованию: краткий теоретический анализ // Вестник Костромского государственного университета. 2010. № 1. С. 266–269. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompetentnostnyy-podhod-kobrazovaniyu-kratkiy-teoreticheskiy-analiz
9. Коняхина И.В. Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании (теоретический аспект) // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2012. № 11 (126). С. 68–71.
10. Мокрова А.А., Трубникова К.Д Компетентностный подход в профессиональном образовании // Novaum.ru. 2018. № 14. С. 300–301. URL: http://novaum.ru/public/p814
Дополнительные файлы
Рецензия
Для цитирования:
Сольская И.Ю., Грошева Н.Б. Проблематика реализации требований образовательных стандартов нового поколения. Техник транспорта: образование и практика. 2022;3(1):10-16. https://doi.org/10.46684/2687-1033.2022.1.10-16
For citation:
Solskaya I.Yu., Grosheva N.B. Issues of implementing the requirements of educational standards of a new generation. Transport Technician: Education and Practice. 2022;3(1):10-16. (In Russ.) https://doi.org/10.46684/2687-1033.2022.1.10-16