Демонстрационный экзамен как форма проведения государственной итоговой аттестации по программам среднего профессионального образования
https://doi.org/10.46684/2687-1033.2022.1.49-56
Аннотация
Демонстрационный экзамен (ДЭ) стал новой формой аттестационных процедур, которые включены в государственную итоговую аттестацию (ГИА) по программам среднего профессионального образования. Проведение аттестации с использованием ДЭ предполагает вариативность видов аттестации, в том числе с учетом опыта WorldSkills, требований профессиональных и корпоративных стандартов работодателей.
В 2021 г. ТТЖТ — филиал РГУПС приобрел опыт проведения ГИА по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» в форме демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills по компетенции R41 «Бухгалтерский учет». Он один из первых техникумов, входящих в структуру РГУПС, провел ГИА в форме ДЭ.
В соответствии с требованиями комплекта оценочной документации подготовлена и аккредитована экзаменационная площадка, получен электронный аттестат, обучены на экспертов представители предприятий. В состав экспертной группы вошли сертифицированные эксперты, специалисты Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю и отдела государственной статистики в г. Тихорецк. После успешного завершения процедуры ДЭ все участники получили Паспорт компетенций.
Опираясь на опыт проведения ГИА в форме ДЭ, учитывая преимущества и недостатки новой формы ГИА, в техникуме продолжается работа по оснащению специализированных площадок для ДЭ по модели WorldSkills по другим специальностям. Реализация новых требований образовательных стандартов, развитие экспертного сообщества, взаимодействие образовательных организаций меняют систему среднего профессионального образования и задают темп его развития.
Об авторе
Т. В. ГамачекРоссия
Татьяна Вячеславовна Гамачек — заведующая отделением информационных технологий и экономики, преподаватель высшей категории
352120, г. Тихорецк, ул. Красноармейская, д. 57
Список литературы
1. Павлова О.А. Подходы к организации демонстрационного экзамена: европейский опыт и российская практика // Профессиональное образование и рынок труда. 2020. № 3. С. 104–110. DOI: 10.24411/2307-4264-2020-10313
2. Золотарева Н.М. Присоединение России к WorldSkills International // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2013. № 2 (10). С. 19–23. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/prisoedinenie-rossii-k-worldskills-international
3. Хвостикова Т.Е. Внедрение профессиональных стандартов конкурсного движения «Worldskills Russia» в педагогическое образование // Проблемы опережающей подготовки рабочих кадров на основе стандартов Worldskills: сборник материалов Межрегиональной научно-практической конференции. 2018. С. 10–18.
4. Кочетков В.В. Движение WorldSkills Russia как система независимой оценки квалификаций // История и педагогика естествознания. 2016. № 1. С. 23–25. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/dvizhenie-worldskills-russia-kak-sistema-nezavisimoyotsenki-kvalifikatsiy/
5. Малиновский Е.С. Конкурсное движение WorldSkills как механизм инновационного развития профессиональной образовательной организации // Профессиональное образование и рынок труда. 2018. № 3. С. 38–43.
6. Сафронова Р.В., Кетриш Е.В. Участие в движении Worldskills как основной вектор развития системы среднего профессионального образования в сфере физической культуры и спорта // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория. 2020. № 3 (3). С. 18–28. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uchastiev-dvizhenii-worldskills-kak-osnovnoy-vektor-razvitiya-sistemysrednego-professionalnogo-obrazovaniya-v-sfere-fizicheskoy
7. Weinert H., Pensky D. Mobile robotics in education and student engineering competitions // AFRICON. 2011. DOI: 10.1109/ AFRCON.2011.6072186
8. Наумов Н.А., Кулешов А.Д., Ашаев М.Ю., Чиликин В.В. Движение WORLDSKILLS и его значение для развития профессионального образования // Студенческий научный форум: материалы X Международной студенческой научной конференции. 2018. С. 1–8. URL: https://scienceforum.ru/2018/ article/2018000243
9. Дудырев Ф., Фрумин И., Мальцева В., Лошкарева Е., Татаренко Е. Новые возможности WorldSkills для сопоставимой оценки результатов в профессиональном образовании // Современная аналитика образования. 2019. № S7 (29). С. 5–47.
10. Hoey D. How Do We Measure Up? Benchmarking the WorldSkills Competition // International Handbook of Education for the Changing World of Work. 2009. Vol. 2. Pp. 2827–2839. DOI: 10.1007/978-1-4020-5281-1_185
11. Петров А.А. Демонстрационный экзамен по стандартам Ворлд-скиллс Россия // Научно-методическая работа в образовательной организации. 2018. № 3 (3). С. 104–106.
12. Шомин И.И. Инновационная форма проведения квалификационного экзамена с использованием стандартов WorldSkills // Профессиональное образование и рынок труда. 2018. № 1. С. 61–67.
13. Бурчакова И.Ю. Формирование профессиональных компетенций обучающихся на основе стандартов WorldSkills // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. 2016. № 4 (10). С. 101–103.
Дополнительные файлы
Рецензия
Для цитирования:
Гамачек Т.В. Демонстрационный экзамен как форма проведения государственной итоговой аттестации по программам среднего профессионального образования. Техник транспорта: образование и практика. 2022;3(1):49-56. https://doi.org/10.46684/2687-1033.2022.1.49-56
For citation:
Gamachek T.V. Demonstration exam as a form of state final certification for programs of secondary vocational education. Transport Technician: Education and Practice. 2022;3(1):49-56. (In Russ.) https://doi.org/10.46684/2687-1033.2022.1.49-56