Актуальные вопросы среднего профессионального образования
https://doi.org/10.46684/2687-1033.2022.3.267-273
Аннотация
Рассматриваются вопросы развития среднего профессионального образования (СПО) на железнодорожном транспорте. Приводятся варианты решений проблемных ситуаций при вынужденной организации дистанционного обучения (ДО) в условиях пандемии COVID-19. Показываются примеры ДО дежурного по железнодорожной станции на тренажере в лаборатории управления движением.
Актуальность публикации связана с активным обсуждением перспектив профессионального образования и последовательных этапов процесса: от начального профессионального образования до подготовки кадров высшей профессиональной квалификации. Показываются результаты наблюдений и первичного обследования итогов обучения на основе дистанционных технологий в новых формах взаимодействия с обучающимися как по горизонтали учебных структур, так и по вертикали (перевернутый класс, совместное выполнение курсовых проектов и выпускных квалификационных работ и т.п.). Объясняется важность перспективы развития целевого обучения для подготовки работников с учетом требований конкретного транспортного предприятия. Познавательный интерес к освоению профессиональных компетенций предлагается развивать путем наставничества и волонтерских инициатив объединений молодых специалистов на предприятиях. Профессиональная направленность учебного процесса традиционно усиливается при решении конкретных производственных задач, анализе конкретных ситуаций, проведении деловых игр на предприятии и т.п. Затрагиваются вопросы организации чемпионатов по стандартам WorldSkills Russia и проведения демонстрационных экзаменов в процессе мотивации профессиональной деятельности в СПО.
Об авторах
Е. И. ШехтманРоссия
Евгений Иосифович Шехтман — доктор военных наук, профессор, директор
191180, г. Санкт-Петербург, ул. Бородинская, д. 6
Scopus Author ID 722733
SPIN 7185-9172
И. Н. Шутов
Иван Николаевич Шутов — кандидат педагогических наук, доцент, преподаватель высшей категории
191180, г. Санкт-Петербург, ул. Бородинская, д. 6
Scopus Author ID 721304
SPIN 7659-1520
О. В. Быкова
Ольга Викторовна Быкова — заместитель директора техникума по общим вопросам, преподаватель высшей категории
191180, г. Санкт-Петербург, ул. Бородинская, д. 6
Список литературы
1. Казакова Е.И., Кондракова И.Э., Проект Ю.Л. Переход к экстренному дистанционному обучению в условиях пандемии в призме переживания студентами трансформации образовательной среды вуза // Образование и наука. 2021. Т. 23. № 8. С. 111–146. DOI: 10.17853/1994-5639-2021-8-111-146
2. Грачев А.А., Шутов И.Н. Современные технологии подготовки специалистов по организации перевозок // Железнодорожный транспорт. 2021. № 5. С. 47–50.
3. Старых О.В. Изучение мира профессий в процессе построения индивидуальной профессионально-образовательной траектории // Образование в Орловской области. 2021. № 3. С. 74–80.
4. Панюшкина Е.В. 210 лет транспортному образованию: успехи и горизонты развития среднего профессионального образования // Техник транспорта: образование и практика. 2020. Т. 1. № 4. С. 385–387. DOI: 10.46684/26871033.2020.4.385-387
5. Шехтман Е.И., Шутов И.Н. Проблемные вопросы инновационной подготовки специалистов среднего звена для обслуживания цифровых технологий на рельсовом транспорте // Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве: сборник научных статей по материалам Международной научно-практической конференции. 2020. С. 269–274.
6. Тощев А.К. Тренды современного образования: взгляд на подготовку специалистов среднего звена в условиях модернизации системы образования // Техник транспорта: образование и практика. 2020. Т. 1. № 4. С. 283–287. DOI: 10.46684/2687-1033.2020.4.283-287
7. Карпов А.О. Фундаментальные модели образования будущего // Вопросы философии. 2022. № 1. С. 54–64. DOI: 10.21146/0042-8744-2022-1-54-64
8. Носкова Т.Н., Павлова Т.Б., Тумалева Е.А., Куликова С.С., Яковлева О.В. Раздел 3. Анализ образовательной активности молодежи в электронной среде социальных медиа // Социальные медиа и образовательные практики: учебно-методическое пособие. 2021. С. 71–77.
9. Блинов В.И., Крутеева Л.Н. Развитие среднего профессионального образования в современной России // Техник транспорта: образование и практика. 2020. Т. 1. № 4. С. 269–277. DOI: 10.46684/2687-1033.2020.4.269-277
10. Бакина Т.В. Организация дистанционного обучения в СПО по специальным дисциплинам // Профобразование. URL: http://xnbtb1bbcge2a.xn--p1ai/blog/2020-05-21-1572
11. Быкова О.В., Шехтман Е.И. WorldSkills Russia — в СанктПетербургском техникуме железнодорожного транспорта // Техник транспорта: образование и практика. 2020. Т 1. № 1–2. С. 60–62. DOI: 10.46684/2687-1033.1.09
12. Петрова Е.В. Образ информационного общества в культуре: оптимизм сменяется пессимизмом? // Вопросы философии. 2021. № 8. С. 25–35. DOI: 10.21146/0042-8744-20218-25-35
13. Яруллин И.Х., Фирстова М.В. Внедрение современных образовательных технологий в учебно-образовательный процесс СПО как условие успешной подготовки компетентных специалистов // Научные исследования: фундаментальные и прикладные аспекты — 2020: сборник научных трудов. 2020. С. 16–18.
Дополнительные файлы
Рецензия
Для цитирования:
Шехтман Е.И., Шутов И.Н., Быкова О.В. Актуальные вопросы среднего профессионального образования. Техник транспорта: образование и практика. 2022;3(3):267-273. https://doi.org/10.46684/2687-1033.2022.3.267-273
For citation:
Shekhtman E.I., Shutov I.N., Bykova O.V. Topical issues of secondary vocational education. Transport Technician: Education and Practice. 2022;3(3):267-273. (In Russ.) https://doi.org/10.46684/2687-1033.2022.3.267-273