Формализация задачи разработки учебных планов и программ в особый (исполнительный) период
https://doi.org/10.46684/2687-1033.2024.1.40-46
Аннотация
Управление высшим образованием (ВО) сопряжено с решением ряда трудноформализуемых задач. К таким задачам относится обеспечение согласованности логико-временной последовательности обучения в реальных условиях постоянного совершенствования документов, регламентирующих образовательный процесс (федеральные государственные образовательные стандарты, профессиональные стандарты, примерные основные образовательные программы, учебные планы, основные профессиональные образовательные программы, рабочие программы дисциплин, индикаторы достижения компетенций и т.п.).
Повышение эффективности управления ВО связывается с внедрением в учебный процесс вуза специализированных информационных систем, предназначенных для автоматизации основных процессов и задач.
На круг задач, решаемых системой управления ВО, влияет и реально складывающаяся общественнополитическая обстановка. В современных условиях представляется актуальным разрешение вопроса разработки учебных планов сокращенного обучения или планов в особый (исполнительный) период в определенных областях профессиональной деятельности.
Опубликованы работы, в которых разработаны формализованные методы обеспечения согласованности логико-временной последовательности обучения в системе ВО. Указанные методы создают благоприятные предпосылки для их дальнейшего совершенствования и применения в решении смежных задач.
Показана применимость методов теории графов для формализованного решения задачи разработки учебных планов и программ в особый (исполнительный) период.
Ключевые слова
Об авторах
Э. П. ГоленищевРоссия
Эдуард Павлович Голенищев — кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры вычислительных систем и информационной безопасности.
344003, Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, д. 1
И. В. Клименко
Россия
Игорь Валерьевич Клименко — кандидат технических наук, заведующий кафедрой гуманитарных, естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин.
352800, Туапсе, ул. Богдана Хмельницкого, д. 85
Список литературы
1. Береза Н.А., Захаров А.В., Иванова Л.Н., Кабкова Е.П., Компаниец В.С. и др. Об актуальности применения современных технологических решений для контроля и учета реестров учебной литературы, примерных основных образовательных программ и занятости выпускников в системе среднего профессионального образования // Управление образованием: теория и практика. 2021. №1 (41). С. 51–61. DOI: 10.25726/g8565-0651-2583-v. EDN LJZETU.
2. Вернадский В.И. Задачи высшего образования нашего времени // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2013. №4. С. 107–113. DOI: 10.51314/2073-2635-2013-4-114-122. EDN RSXZWJ.
3. Голенищев Э.П., Клименко И.В. Задача согласованности логико-временной последовательности учебного процесса вуза // Техник транспорта: образование и практика. 2022. Т. 3. №3. С. 274–282. DOI: 10.46684/2687-1033.2022.3.274-282
4. Головлёв А.С., Рябов А.В. Учить всегда и везде. Информатизация в подготовке военных специалистов с высшим образованием // Вестник военного образования. 2022. №5 (38). С. 49–53. EDN CMEHFX.
5. Гринкевич А.П., Садаков В.А., Филимонов И.Л., Филимонов И.И. На службе — цифровые технологии. Автоматизация планирования образовательной деятельности с использованием инструментов ЭИОС // Вестник военного образования. 2022. №2 (35). С. 12–19. EDN QVYFLY.
6. Дорожкин Е.М., Изюрова Я.С. Роль электронной информационно-образовательной среды в системе высшего образования // Вестник МГОУ. Серия: Педагогика. 2022. №2. С. 71–85. DOI: 10.18384/2310-7219-2022-2-71-85. EDN ISTUDT.
7. Листопадова Е.В., Мерецкая Н.А., Туркулец С.Е. Особенности современного этапа управления в сфере российского высшего образования // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2022. №6. С. 39–41. DOI: 10.23672/j5545-1263-9137-u. EDN CFXFRO.
8. Лобанова Е.В. К проблеме целеполагания высшего образования в контексте компетентностного подхода // Вестник Самарского юридического института. 2022. №1 (47). С. 105–108. DOI: 10.37523/SUI.2022.47.1.015. EDN NEEXMR.
9. Магомадова З.С. Проектирование и использование информационных систем в образовательном пространстве вуза и школы // Национальная ассоциация ученых. 2021. №73–1. С. 45–48. EDN MEMVKK.
10. Начкебия М.С. Организация процесса принятия управленческих решений в вузе с применением информационнокоммуникационных систем // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2020. №11–1. С. 72–75. DOI: 10.23672/y4355-9041-2450-e. EDN FJIMLI.
11. Терелянский П.В., Троицкий А.В., Ашмарина С.И., Балановская А.В., Раев К.В. и др. Целевая модель цифровой трансформации университетов // Управление образованием: теория и практика. 2021. №1 (41). С. 22–36. DOI: 10.25726/j8326-7309-6595-i. EDN LJNNQI.
12. Голенищев Э.П., Клименко И.В. Информационное обеспечение систем управления: учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2010. 315 с.
13. Коннолли Т., Бегг К., Страчан А. Базы данных: проектирование, реализация и сопровождение. Теория и практика. 2-е изд. / пер. с англ. М.: Вильямс, 2000. 1120 с.
14. Кристофидес Н. Теория графов. Алгоритмический подход. М.: Мир, 1978. 432 с.
15. Рейнгольд Э., Нивергельт Ю., Део Н. Комбинаторные алгоритмы: теория и практика. М.: Мир, 1980. 476 с.
Дополнительные файлы
Рецензия
Для цитирования:
Голенищев Э.П., Клименко И.В. Формализация задачи разработки учебных планов и программ в особый (исполнительный) период. Техник транспорта: образование и практика. 2024;5(1):40-46. https://doi.org/10.46684/2687-1033.2024.1.40-46
For citation:
Golenishchev E.P., Klimenko I.V. Original article Formalization of the task of developing wartime curricula and programs. Transport Technician: Education and Practice. 2024;5(1):40-46. (In Russ.) https://doi.org/10.46684/2687-1033.2024.1.40-46