Preview

Техник транспорта: образование и практика

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Проблемы и перспективы реализации федерального проекта «Профессионалитет» как инструмента развития среднего профессионального образования

https://doi.org/10.46684/2687-1033.2023.2.137-143

Полный текст:

Аннотация

Рассмотрены проблемы реализации федерального проекта (ФП) «Профессионалитет», начавшегося в 2022 г. и направленного на интеграцию техникумов (колледжей) с предприятиями реального сектора экономики, с участием государственной поддержки развития учебной инфраструктуры за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

На основе анализа выполнения показателей ФП «Профессионалитет» проведены обобщение и систематизация результативности участия в нем Ростовского государственного университета путей сообщения. Осуществлен системный анализ нормативных правовых актов по реализации ФП «Профессионалитет», выявлены недостатки правового регулирования и сформулированы предложения по его совершенствованию.

С учетом исторически сложившегося взаимодействия отраслевых техникумов (колледжей) с предприятиями железнодорожного транспорта переосмыслены имеющиеся и определены новые подходы к совершенствованию деятельности образовательных организаций (ОО) по подготовке кадров. Предложенные подходы к построению образовательно-производственных центров (кластеров) и модель инфраструктурного листа могут быть полезны для ОО при формировании заявки на участие в конкурсе по созданию и развитию образовательно-производственных центров (кластеров).

Предложены возможные направления развития ФП «Профессионалитет», в первую очередь, отвечающие современным тенденциям законодательства в области образования по созданию учебно-производственных комплексов в составе ОО среднего профессионального образования.

Об авторе

М. А. Каплюк
Ростовский государственный университет путей сообщения
Россия

Каплюк Максим Алексеевич — кандидат юридических наук, доцент, проректор по внешним связям и производственной практике, РГУПС.

344038, Ростов-на-Дону, площадь Ростовского Стрелкового Полка Народного Ополчения, д. 2



Список литературы

1. Горин Н.И., Нещадин А.А., Тульчинский ГЛ. Перезревшая необходимость реформы высшей школы, или почему бизнес должен прийти в университеты. Часть I // Философские науки. 2016. № 1. С. 21-38.

2. Букина И.А., Гудина Т.В., Денисова О.А., Леханова О.Л. Структурно-функциональная модель взаимодействия работодателей с образовательными организациями среднего и высшего профессионального образования и государственными службами // Вестник Череповецкого государственного университета. 2022. № 5 (110). С. 196-207. DOI: 10.23859/1994-0637-2022-5-110-16

3. Ефремова Н.Ф., Склярова Н.Ю. Взаимодействие образования и бизнеса как путь развития экономики и решения социальных проблем // Вестник Донского государственного технического университета. 2013. Т. 13. № 3-4. С. 157-164.

4. Шор И.М. Государственно-частное партнерство в российской системе образования: преимущества, проблемы и направления развития // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2022. Т. 7. № 2 (24). С. 153-161.

5. Фоменко Н.М., Котелевская Ю.В. Направления государственной политики развития инфраструктуры образовательных организаций // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2022. № 3. С. 76-83. DOI: 10.22394/2079-1690-2022-1-3-76-83

6. Кузьмин А.В., Трифонов Ю.Н. Механизмы реализации и перспективы государственной политики по развитию среднего профессионального образования в Российской Федерации // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. 2022. № 25. С. 102-110.

7. Кузьмин А.В., Трифонов Ю.Н. Становление и развитие системы среднего профессионального образования РФ: политико-административный аспект // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. 2022. № 26. С. 90-97.

8. Блинов В.И., Куртеева Л.Н. Профессионалитет — новая сущность и старые смыслы // Техник транспорта: образование и практика. 2021. Т. 2. № 3. С. 248-255. DOI: 10.46684/2687-1033.2021.3.248-255

9. Блинов В.И., Куртеева Л.Н. Возможности интенсификации образовательного процесса в проекте «Профессионалитет» // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: материалы 27-й Международной научно-практической конференции. 2022. С. 12-15.

10. Блинов В.И., Сатдыков А.И., Селиверстова И.В. Актуальное состояние взаимодействия профессиональных образовательных организаций и предприятий // Образование и наука. 2021. Т. 3. № 7. С. 41-70. DOI: 10.17853/1994-5639-2021-7-41-70

11. Листвин А.А., Гарт М.А. Профессионалитет как механизм синхронизации системы среднего профессионального образования и рынка труда // Вестник Череповецкого государственного университета. 2022. № 1 (106). С. 177-187. DOI: 10.23859/1994-0637-2022-1-106-15

12. Листвин А.А., Гарт М.А. Среднее профессиональное образование: время структурных изменений // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2022. № 3 (47). С. 5-16. DOI: 10.54509/22203036_2022_3_5

13. Сатдыков А.И. Экономические аспекты реализации образовательных программ в рамках федерального проекта «Профессионалитет» // Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. 2021. № 4 (56). С. 1-4.

14. КорнеевД.Н. «Профессионалитет»: трансфер развития российской системы образования // Инновационные тенденции модернизации педагогического образования в условиях глобализации: сборник статей Международного научно-практического форума. 2022. С. 330-338.

15. СвятышеваЛ.В. ФП «Профессионалитет» — новые подходы в подготовке кадров со средним профессиональным образованием // Источник. 2022. № 2. С. 2-4.

16. Ломтева Е.В. Профессионалитет как новый уровень образования // Среднее профессиональное образование. 2021. № 10 (314). С. 19-21.

17. Садовникова Н.О., Сеногноева Н.А. Профессионалитет: риски и возможности // Гуманитарные науки и образование. 2022. Т. 13. № 1 (49). С. 90-94. DOI: 10.51609/2079-3499_2022_13_01_90

18. Архипов Е.Е. Создание кластеров железнодорожного транспорта в рамках федерального проекта «Профессионалитет» // Техник транспорта: образование и практика. 2022. Т. 3. № 3. С. 246-249. DOI: 10.46684/2687-1033.2022.3.246-249


Рецензия

Для цитирования:


Каплюк М.А. Проблемы и перспективы реализации федерального проекта «Профессионалитет» как инструмента развития среднего профессионального образования. Техник транспорта: образование и практика. 2023;4(2):137-143. https://doi.org/10.46684/2687-1033.2023.2.137-143

For citation:


Kapliuk M.A. Problems and prospects of the federal project “Professionalitet” implementation as a tool for the secondary vocational education development. Transport Technician: Education and Practice. 2023;4(2):137-143. (In Russ.) https://doi.org/10.46684/2687-1033.2023.2.137-143

Просмотров: 144


ISSN 2687-1025 (Print)
ISSN 2687-1033 (Online)