ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ 
Цель исследования — изучение условий и принципов формирования цифровых образовательных платформ (ЦОП) как этапа развития системы кадрового обеспечения отраслей и человеческого капитала. Для достижения этой цели поставлены и решены следующие основные задачи: проведены анализ существующих тенденций и факторов развития системы профессионального образования, ресурсных ограничений образовательных организаций; разработка структуры и принципов формирования ЦОП, экономической модели ее работы; определен характер взаимосвязи ключевых показателей функционирования.
Объект исследования — цифровые платформы, эмулирующие управление профессиональным образованием. Такие платформы рассматриваются как следующий этап эволюции системы профессионального образования. Предмет исследования — процесс реализации профессиональных образовательных программ (ОП), эволюционирующий из образовательных организаций — владельцев (ОП), в ЦОП, объединяющие участников образовательного процесса (разработчиков ОП, преподавателей, обучающихся, бизнес).
Практическая значимость исследования заключается в расширении возможности использования ЦОП, которые можно применять параллельно с традиционными системами профессионального образования. Основной результат представленного исследования — разработка структуры, принципов формирования и экономической модели работы ЦОП, которые рассматриваются как следующий этап развития системы профессионального образования.
Настоящее исследование является частью комплексного научного исследования, посвященного совершенствованию системы развития человеческого капитала, проводимого на базе Самарского государственного университета путей сообщения.
Рассмотрены проблемы реализации федерального проекта (ФП) «Профессионалитет», начавшегося в 2022 г. и направленного на интеграцию техникумов (колледжей) с предприятиями реального сектора экономики, с участием государственной поддержки развития учебной инфраструктуры за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
На основе анализа выполнения показателей ФП «Профессионалитет» проведены обобщение и систематизация результативности участия в нем Ростовского государственного университета путей сообщения. Осуществлен системный анализ нормативных правовых актов по реализации ФП «Профессионалитет», выявлены недостатки правового регулирования и сформулированы предложения по его совершенствованию.
С учетом исторически сложившегося взаимодействия отраслевых техникумов (колледжей) с предприятиями железнодорожного транспорта переосмыслены имеющиеся и определены новые подходы к совершенствованию деятельности образовательных организаций (ОО) по подготовке кадров. Предложенные подходы к построению образовательно-производственных центров (кластеров) и модель инфраструктурного листа могут быть полезны для ОО при формировании заявки на участие в конкурсе по созданию и развитию образовательно-производственных центров (кластеров).
Предложены возможные направления развития ФП «Профессионалитет», в первую очередь, отвечающие современным тенденциям законодательства в области образования по созданию учебно-производственных комплексов в составе ОО среднего профессионального образования.
Рассматривается проектирование современного занятия с использованием электронных образовательных ресурсов и цифровых инструментов, роль средств обучения в образовательном процессе.
Проанализирована дидактическая модель В.П. Смирнова, которая применяется в традиционном и дистанционном обучении. Представлено проектирование занятия через эту модель.
В педагогической работе при подведении итоговых результатов обучения систематизированы и классифицированы мыслительные умения с помощью таксономии американского психолога Б.С. Блума. В соответствии с таксономией результаты обучения позволяют понять, насколько хорошо обучающийся освоил содержание дисциплины.
Проанализированы исследования Р. Ганье, который выработал простой алгоритм из девяти шагов, способный сделать процесс обучения максимально эффективным. Каждому уровню обучения соответствует конкретная задача, для решения которой предлагаются разнообразные приемы, методы, средства обучения. Эти этапы известны педагогике и до Ганье, он их сконструировал и собрал в свою систему. Стимулирование внутренних процессов обучения с помощью цифровых инструментов может в разы повысить результативность.
Преподавателю следует аккуратно отнестись к выбору цифровых инструментов для внедрения в свою профессиональную деятельность, использовать хорошо зарекомендовавшие приемы и средства обучения, вводить новые ресурсы постепенно.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ТРАНСПОРТА 
Рассматриваются вопросы, возникающие при увеличении требований к качеству подготовки специалистов, что приводит к пересмотру подходов к образовательному процессу, нахождению новых путей для повышения эффективности работы образовательных организаций. Описывается применение подходов военной системотехники к анализу функционирования социальной системы. Исследуются основные подходы к изложению процессов, протекающих в системе. Приводятся характеристики межличностных конфликтов, возникающих в социальных системах. Представлен анализ работы руководителя, а также алгоритм управления системой. Особое внимание уделено сетевому методу управления образовательным процессом. Данный метод рассмотрен на примере решения задач при выполнении курсового проекта по дисциплине «Теория механизмов и машин». Предлагаемый метод позволяет оценить эффективность работы при управлении образовательным процессом. Исследование дает возможность разработать стратегию управления коллективом и оценить эффективность его работы в свете системотехники. Несмотря на существующий ряд недостатков, указанный метод показал себя как высокоэффективный при управлении образовательным процессом на примере решения задач при выполнении курсового проекта по дисциплине «Теория механизмов и машин».
ОБРАЗОВАНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ: ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ 
Рассмотрены организация и проведение практики студентов Росжелдора в профильных организациях. Использованы документальные материалы организации и проведения практики, годовые отчеты, предоставляемые в Федеральное агентство железнодорожного транспорта. Приведены некоторые статистические данные по результатам проверки практики в профильных организациях.
Проанализированы основные моменты проверки практической подготовки. Практическая подготовка в части практики является самой сложной формой учебного процесса как в организационном, так и в методическом плане. Сложность заключается в умении организаторов практики соединить интересы профильной и образовательной организаций (ОО), приспособить процесс обучения к практическим задачам. Проверка практической подготовки в части практики проверяется по двум направлениям в ОО и на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта.
Отмечается рост числа обучающихся СПО очной формы обучения, проходивших практику на оплачиваемых рабочих местах.
В настоящее время отсутствуют сведения о востребованности кадров предприятиями на ближайшие годы, что может повлиять на состояние системы профессионального образования, и это окажет в свою очередь влияние и на развитие социального партнерства ОО и работодателей. На основе сотрудничества образовательных и профильных организаций, в том числе при создании учебно-производственных кластеров, важно исследовать новые возможности инновационных тенденций с учетом сложившихся традиций.
ЛОГИСТИКА. ЭКОНОМИКА ТРАНСПОРТА. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССАМИ ПЕРЕВОЗОК 
На примерах из зарубежной практики рассмотрен современный этап развития складской логистики, построенный на основе концепции цифровизации и автоматизации логистики и транспорта. Практическое решение задач развития логистики реализуется через реальные проекты, внедрение новейших технологий, строительство новых объектов и модернизацию действующих, применение инновационного подъемно-транспортного, складского и технологического оборудования, а также новых программных продуктов и цифровых систем. Технические решения представлены в проектах проектирования и строительства новых складов для штучных грузов и логистических центров.
Большое внимание уделено IT-системам в складской логистике, что позволило реализовать за рубежом ряд инновационных решений в цифровизации и автоматизации. Без технологии и систем IT сегодня невозможны эффективные внутренняя логистика, сервис, техническая поддержка подъемно-транспортного и складского оборудования. Поэтому управление жизненным циклом и профилактическое обслуживание требуют интеллектуальных инструментов.
Приведены примеры новых видов подъемно-транспортного и складского оборудования, обеспечивающих автоматизацию транспортно-складских и погрузочно-разгрузочных работ. Создание и практическое применение новых видов подъемно-транспортного и складского оборудования активно поддерживает реализацию общих целей развития складской логистики.
В настоящее время одним из основных драйверов развития всех отраслей экономики является цифровизация. Рассматриваются главные принципы функционирования и конкурентные преимущества крупнейшего российского платежного сервиса. Внедрение новых цифровых сервисов ведет как к повышению эффективности экономической деятельности, так и увеличению уровня прозрачности. Разработка и использование единой платежной системы в железнодорожной отрасли способствует снижению издержек и улучшению качества клиентского опыта в сфере грузовых и пассажирских перевозок. Внедрение сервиса системы быстрых платежей (СБП) на национальном уровне содействует унификации и гармонизации цифровых процессов в сфере банковской деятельности и взаимодействию сегментов B2B и В2С в транспортно-логистической экосистеме. Высокий уровень кибербезопасности СБП обеспечивает технологический суверенитет как отрасли, так и России в целом.
В условиях санкционного давления и ограничения доступа к иностранным высокотехнологичным межбанковским сервисам, СБП стала ключевой составляющей цифровой платежной инфраструктуры экономики, значимым фактором поддержания ее резильентности, формирования технологического суверенитета России. В ситуации ограничений, наложенных на авиационный транспорт, СБП является важным фактором, способствующим повышению уровня эффективности взаимодействия железнодорожной отрасли с клиентами. Развитие цифровых межбанковских технологий остается одной из актуальных задач для России.
Интересы клиентов железнодорожной отрасли и ОАО «РЖД» в вопросах взыскания и возмещения «упущенной выгоды» и «упущенной возможности» в законах и подзаконных актах относительно железнодорожной перевозки не рассмотрены и не регламентируются. Претензионная работа строится на возмещении реального ущерба как со стороны пользователей услуг железнодорожного транспорта, так и со стороны холдинга «РЖД».
Рассмотрен алгоритм формирования, подачи и решения претензионных требований при предоставлении услуг железнодорожных перевозок. Проанализирован функционал личного кабинета для клиентов ОАО «РЖД» проекта «Электронный претензионист». Обозначена важность разработки базовой формулы, учитывающей факторы, влияющие на размер упущенной выгоды. Приведена существующая схема ведения регрессной работы по взысканию убытков ОАО «РЖД» и представлена схема ведения претензионной работы по компенсации упущенной выгоды ОАО «РЖД» на базе единой автоматизированной системы актово-претензионной работы. Предлагается в качестве основы для дальнейшей проработки указанной проблематики механизм перевыставления счетов при возникновении конечных убытков от несостоявшейся перевозки для клиентов холдинга «РЖД». Также рассмотрена целесообразность применения возможной замещающей сделки, когда компания находит другого контрагента. Применение данных мероприятий позволит создать для всех клиентов и холдинга «РЖД» равные конкурентные условия на рынке.
ЦИФРОВИЗАЦИЯ, ИННОВАЦИИ И МОДЕЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ 
Исследуется семантика понятия «цифровой двойник железнодорожной станции» на предмет соответствия существующему техническому и информационному уровню получения адекватного цифрового образа сложной динамической системы, способного корректно воспроизводить динамику технологических процессов и состояний объектов инфраструктуры и подвижного состава при определенных исходных условиях и факторных воздействиях. Цифровой двойник (ЦД) станции — это визуализированный модельный образ сложной технической системы, в котором конструирующие технологию модельные правила дают возможность приобрести модели дополнительные степени свободы, приводящие к возможности реконструкции многомерных вариаций потенциально возможных состояний вагонов и железнодорожного пути.
Предлагается использование альтернативного понятия информационной реплики, как отражающего адекватность формы и содержания трехмерных динамических моделей различных объектов железнодорожных станций.
Изучается возможность развития модельной инфореплики до уровня ЦД станции при формировании программной среды моделирования физики процессов и надежного прогнозирования состояний объектов в обозримом горизонте событий с продуцированием опасных состояний инфраструктуры и подвижного состава и программно контролируемым возвращением в зону нормативной технологии работы станции.
Полученные результаты позволят сформировать определенную и устойчивую точку зрения на функциональное поле возможного использования термина «цифровой двойник железнодорожной станции».
Рассмотрено правовое обеспечение беспилотных поездов на железных дорогах Российской Федерации. Представлены техническое оснащение поездов с максимальным уровнем автоматизации, принцип организации и контроля движения таких поездов, роль машинистов при автоведении поезда. Приведены хронология развития автоматизированных поездов в России, уровни автоматизации. Освещены трудности при тестировании и использовании беспилотных поездов.
Проанализирована законодательная база беспилотных поездов в России, показаны «пробелы» в правовом регулировании. Выделены возможные проблемы, которые могут возникнуть в будущем при введении в эксплуатацию беспилотных поездов.
Для сравнения рассмотрен правовой аспект организации беспилотного движения автомобилей, отражено насколько сильно это направление опережает железнодорожный автоматизированный транспорт в регламентировании эксплуатации.
Описаны перспективы развития и причины потребности в беспилотных поездах на железных дорогах.
В актуальной геополитической ситуации цифровизация транспортно-логистического комплекса является одним из главных драйверов ее развития. Внедрение безлюдных технологий играет большую роль в формировании технологического суверенитета в рамках Индустрии 4.0, а также выступает значимым конкурентным преимуществом развития отрасли. Беспилотный транспорт — будущее как железной дороги, так и других видов транспорта.
ИНФРАСТРУКТУРА ТРАНСПОРТА: СОЗДАНИЕ, ЭКСПЛУАТАЦИЯ И РАЗВИТИЕ 
Рассмотрен актуальный вопрос обращения со строительными отходами на примере грунта при строительстве земляного полотна железнодорожного пути. Перечислены основные требования к грунтам земляного полотна, как одного из составляющих железнодорожного пути, обеспечивающих безопасность движения подвижного состава. Даны определения строительным отходам и рециклингу; приведена классификация отходов, образующихся при демонтаже и ремонте железнодорожного путевого хозяйства, в соответствии с нормативными документами. Указаны преимущества, главная задача рециклинга, а также ключевые причины, исключающие данный способ в решении проблемы избавления от строительных отходов. Определены основные загрязнители грунта, который снимается при ремонте железнодорожного полотна. Показаны методы утилизации грунтов для строительства земляного полотна железных дорог, содержащих нефтяные и органические включения. Приведены способы извлечения нефтепродуктов в зависимости от степени загрязнения и условий местности с учетом эффективности и экологической безопасности: физико-химический метод, вырезка верхнего слоя грунта, промывка высоконапорными струями воды и откачиванием пульпы, микробиологическая очистка, промывка с применением дренажных систем, капиллярное поглощение пористыми материалами и другие. Способы переработки торфа: получение гранул, пиролиз, гидролиз.
ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕВОЗОК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ НА ТРАНСПОРТЕ 
Рассмотрена система обеспечения транспортной безопасности (ТБ) на железнодорожном транспорте (ЖДТ), направленная на снижение риска совершения актов незаконного вмешательства, в том числе террористических актов, с использованием оружия, взрывчатых и других опасных веществ, путем ограничения их проноса нарушителем на объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства.
Приведен перечень грузов повышенной опасности, перевозимых ЖДТ. Проанализированы нормативные документы, регламентирующие ТБ. Определена минимальная численность постов подразделения транспортной безопасности на объект транспортной инфраструктуры.
Представлены мероприятия, направленные на повышение эффективности системы обеспечения ТБ.
В условиях эксплуатации локомотивного парка используется планово-предупредительная система технического обслуживания (ТО) и текущего ремонта локомотивов, на основании которой осуществляется управление безотказностью путем регулирования норм межремонтных пробегов. Регулирование норм межремонтных пробегов проводится для оптимизации рисков отказа локомотивов в пути следования, таким образом устроена система управления безотказностью локомотивного парка. Условия регулирования норм межремонтных пробегов локомотивов ограничены внутренними нормативными актами компании монополиста (ОАО «РЖД») и принимают дискретные значения не более чем 20 % установленных значений. Зачастую регулирование норм межремонтных пробегов локомотивов осуществляется только в сторону увеличения из-за попыток снизить затраты на обслуживание и ремонт. Однако такой подход не учитывает возможность увеличения затрат за счет последствий отказа в пути следования и непланового ремонта, что характеризует безотчетность принятия данного решения, что является актуальной проблемой локомотивного комплекса.
Представлена статистика отказов узлов локомотивов по укрупненным группам оборудования согласно форме ТО-15 «Отчет о неплановом ремонте локомотивов» на Дальневосточной железной дороге, используются методы ситуационного анализа отказов локомотивов.
В результате ситуационного анализа отказов локомотивов установлены лимитирующие (нормы межремонтных пробегов) группы узлов локомотивов, определены этапы решения вопроса безотчетности принимаемых решений в условиях оптимизации норм межремонтных пробегов локомотивов.
Ценность полученных результатов заключается в возможности совершенствования системы управления безотказностью локомотивов — системы ТО и ремонта в области принятия решения о градиенте оптимизации норм межремонтных пробегов.
ИСТОРИЯ ТРАНСПОРТА 
Исследованы исторические аспекты развития системы подготовки кадров для железных дорог на уровне среднего профессионального образования (СПО). Приведены основные этапы становления, развития и современного состояния Санкт-Петербургского техникума железнодорожного транспорта. Показаны результаты внедрения современных технологий обучения техников транспорта.
Актуальность исследования связана с решением проблем СПО при подготовке обучающихся по рабочим специальностям с дальнейшим их продвижением в системе непрерывного образования до кадров высшей профессиональной квалификации. Затрагиваются вопросы перспектив развития целевого обучения для подготовки работников для транспортных структур по персональной образовательной программе. Как направления оптимизации СПО предложены способы развития познавательного интереса к освоению профессиональных компетенций, внедрения наставничества на предприятиях и усиления профессиональной направленности учебного процесса. В лабораториях техникума обучающиеся коллективно решают конкретные производственные задачи, анализируют ситуации, участвуют в проведении деловых игр, производственных квестов на предприятиях железнодорожного транспорта и т.п. Рассмотрено участие обучающихся в чемпионатах профессионального мастерства, демонстрационных экзаменах в логике усиления профессиональной направленности обучения для подготовки высококвалифицированного техника транспорта с дипломом СПО.
Рассмотрены история и сегодняшние дни Волгоградского техникума железнодорожного транспорта — филиала Ростовского государственного университета путей сообщения (ВТЖТ — филиал РГУПС). В техникуме сформировано инновационное образовательное пространство, в рамках которого преподавателями разработаны персональные сайты с интерактивными элементами, электронные обучающие модули, электронные лаборатории, реализуется идея создания учебного миникванториума.
С момента создания и по сегодняшний день техникум ведет профильную подготовку специалистов среднего звена для предприятий железнодорожного транспорта. Учебные кабинеты, лаборатории, мастерские оборудованы современными тренажерными комплексами, программным обеспечением, позволяющим студентам решать задачи профессиональной направленности.
Инновационное образовательное пространство ВТЖТ — филиала РГУПС не только обеспечивает подготовку специалиста железнодорожной отрасли — конкурентоспособного на рынке труда, ориентирующегося в смежных областях деятельности, способного совершенствоваться в профессиональном мастерстве, но и является синхронизатором подготовки кадров в соответствии с потребностями рынка труда. Сегодня ВТЖТ — современное учебное заведение, осуществляющее подготовку специалистов железнодорожной отрасли, востребованных на современном рынке труда по программам СПО.
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: СОБЫТИЯ, МНЕНИЯ, СООБЩЕНИЯ 
В конце марта 2022 г. Ростовский государственный университет путей сообщения (РГУПС) победил в конкурсном отборе на предоставление грантов из федерального бюджета для участия в федеральном проекте (ФП) «Профессионалитет» национального проекта «Образование». В качестве площадок для реализации проекта выбраны филиалы вуза: техникум РГУПС (г. Ростов-на-Дону) и Лиховской техникум железнодорожного транспорта.
Программа «Профессионалитет» направлена на повышение качества подготовки кадров для «РЖД», и предусматривает внедрение новых программ в системе среднего профессионального образования с сокращенными сроками обучения. При этом подготовка студентов будет более интенсивной и практико-ориентированной. Молодые люди получат навыки в соответствии с профессиональными стандартами и требованиями ОАО «РЖД».
Благодаря реализации нацпроекта «Образование» уделяется повышенное внимание развитию профессиональной компетенции педагогов. Кроме того, их знакомят с различными проектами, направленными на улучшение системы образования.
Железнодорожные специальности на рынке труда становятся более востребованными, конкурентоспособность растет. Реализация ФП — важная веха преобразования системы образования, шаг к формированию высококвалифицированного специалиста для ведущего предприятия региона.
ISSN 2687-1033 (Online)