

Тенденции развития среднего профессионального образования и перспективы научных исследований
https://doi.org/10.46684/2687-1033.2023.1.9-15
Аннотация
Развитие среднего профессионального образования (СПО) в России под влиянием социально-экономических факторов требует полноценного научного и научно-методического сопровождения. Среди научных исследований важную роль играют работы, связанные с прогнозированием, которое не сводится к попыткам предсказания будущего, а готовит к принятию перспективных управленческих решений, создает содержательную почву для фронтирных разработок научного и научно-методического характера.
Многие аспекты совершенствования СПО заслуженно называют «вечными», поскольку вопросы материально-технического обеспечения, квалификации и подготовки педагогических кадров, соотношения фундаментальности и практико-ориентированности обретают новые смыслы на любом этапе социально-экономического развития общества. Создается впечатление, что развитие профессионального образования происходит по законам возвратно-поступательного движения или маятника от прагматической миссии обеспечения экономики кадрами до гуманитарной миссии всестороннего и гармонического развития личности, минуя состояние равновесия. При этом прежние конфигурации системы в полном объеме пока еще ни разу не повторялись. Это говорит о том, что ко многим темам исследований целесообразно обращаться повторно, без опасений прийти к ранее полученным результатам.
Современная педагогика профессионального образования нуждается в достоверной информации об актуальных тематиках, что позволяет сделать исследования действительно полезными для практики, подготовить научных работников к решению задач опережающего характера.
Об авторе
В. И. БлиновРоссия
Владимир Игоревич Блинов — доктор педагогических наук, профессор, директор
РИНЦ ID: 275669, SPIN-код: 1171-4510, Scopus: 57195362638
111024, г. Москва, ул. 3-я Кабельная, д. 1, стр. 1
Список литературы
1. Глушко Д.Е., Демин В.М., Уразов Р.Н. Из 2020 в 2030: новая стратегия развития СПО // Аккредитация в образовании. 2020. № 122. URL: https://akvobr.ru/new/publications/158
2. Шугаль Н.Б., Кузнецова В.И., Кузьмичева Л.Б. и др. Среднее профессиональное образование в России: статистический обзор. М.: НИУ ВШЭ, 2022. URL: https://issek.hse.ru/news/722073424.html
3. Никишина А.Л., Кесарева Е.М. Состояние и перспективы развития кадрового потенциала в среднем профессиональном образовании // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 104–107.
4. Степанов А.А. Анализ удовлетворенности работодателей качеством подготовки рабочих кадров в Российской Федерации // Ars Administrandi. Искусство управления. 2018. Т. 10. № 4. С. 531–547. DOI: 10.17072/2218-9173-2018-4-531-547
5. Блинов В.И., Сатдыков А.И., Селиверстова И.В. Актуальное состояние взаимодействия профессиональных образовательных организаций и предприятий // Образование и наука. 2021. № 23. № 7. С. 41–70. DOI: 10.17853/1994-5639-2021-7-41-70
6. Калугина Т.Г. Система подготовки рабочих кадров: точки роста // Инновационное развитие профессионального образования. 2019. № 3 (23). С. 13–25.
7. Казакова И.С., Миньяр-Белоручева Е.Ю., Емельяненко М.С., Калинин А.С., Герасименко С.В. и др. Ядро среднего профессионального педагогического образования в структуре подготовки педагогических кадров // Вестник МГПУ. Серия: современный колледж. 2022. № 2 (2). С. 6–17. DOI: 10.25688/2782-6597.2022.2.2.1
8. Блинов В.И., Куртеева Л.Н. Новая методология стандартизации в среднем профессиональном образовании // Среднее профессиональное образование. 2019. № 12. С. 6–13.
9. Блинов В.И., Сергеев И.С., Есенина Е.Ю. Корреляция тенденций развития и результатов научных исследований в области профессионального образования // Инновационные процессы в высшем и профессиональном образовании и профессиональном обучении: коллективная монография. 2021. C. 33–45.
10. Бюллетень «Актуальная тематика научных исследований в сфере профессионального образования и обучения». 2022. Вып. 1. URL: http://rao.rusacademedu.ru/news/актуальная-тематика-научных-исследо/
11. Блинов В.И., Есенина Е.Ю., Куртеева Л.Н., Сатдыков А.И., Сергеев И.С. Структура и параметры сценариев развития среднего профессионального образования в Российской Федерации до 2035 года: от нормативного моносценария к стратегическому управлению на основе веера сценариев // Среднее профессиональное образование. 2021. № 9 (313). С. 36–40.
Дополнительные файлы
Рецензия
Для цитирования:
Блинов В.И. Тенденции развития среднего профессионального образования и перспективы научных исследований. Техник транспорта: образование и практика. 2023;4(1):9-15. https://doi.org/10.46684/2687-1033.2023.1.9-15
For citation:
Blinov V.I. Trends in the development of secondary vocational education and prospects for scientific research. Transport Technician: Education and Practice. 2023;4(1):9-15. (In Russ.) https://doi.org/10.46684/2687-1033.2023.1.9-15