Preview

Техник транспорта: образование и практика

Расширенный поиск
Том 4, № 1 (2023)
Скачать выпуск PDF

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

9-15 925
Аннотация

Развитие среднего профессионального образования (СПО) в России под влиянием социально-экономических факторов требует полноценного научного и научно-методического сопровождения. Среди научных исследований важную роль играют работы, связанные с прогнозированием, которое не сводится к попыткам предсказания будущего, а готовит к принятию перспективных управленческих решений, создает содержательную почву для фронтирных разработок научного и научно-методического характера.

Многие аспекты совершенствования СПО заслуженно называют «вечными», поскольку вопросы материально-технического обеспечения, квалификации и подготовки педагогических кадров, соотношения фундаментальности и практико-ориентированности обретают новые смыслы на любом этапе социально-экономического развития общества. Создается впечатление, что развитие профессионального образования происходит по законам возвратно-поступательного движения или маятника от прагматической миссии обеспечения экономики кадрами до гуманитарной миссии всестороннего и гармонического развития личности, минуя состояние равновесия. При этом прежние конфигурации системы в полном объеме пока еще ни разу не повторялись. Это говорит о том, что ко многим темам исследований целесообразно обращаться повторно, без опасений прийти к ранее полученным результатам.

Современная педагогика профессионального образования нуждается в достоверной информации об актуальных тематиках, что позволяет сделать исследования действительно полезными для практики, подготовить научных работников к решению задач опережающего характера.

16-20 205
Аннотация

Отражено современное понимание компетентности специалиста, обозначено усиление практико-ориентированности образовательных программ, а также раскрыта концепция включения конкурсного движения в образовательный процесс среднего профессионального образования (СПО) по специальностям железнодорожного профиля, показаны значимость и перспективы развития данного направления.

Подробно рассмотрен новый формат проведения чемпионатов профессионального мастерства, предложенный Некоммерческой организацией «Ассоциация колледжей и техникумов транспорта» и поддержанный Федеральным агентством железнодорожного транспорта и ФГБУ ДПО «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте». Важно отметить, что на сегодняшний день это практически единственные обучающие соревнования, объединяющие образовательные организации железнодорожного транспорта по всем направлениям и специальностям.

Статья будет полезна не только для ознакомления с концепцией конкурса, но и для формирования методики использования его результатов, внедрения конкурсной составляющей в образовательный процесс и повышения качества подготовки специалистов для транспортной отрасли.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ТРАНСПОРТА

21-25 326
Аннотация

Проектирование и внедрение новой образовательной технологии в системе среднего профессионального образования является основой формирования современных подходов, направленных на обновление и совершенствование подготовки кадров с учетом основных трендов социально-экономического развития Российской Федерации. Профессиональное образование традиционно ориентируется в своей деятельности на работодателя. Новая образовательная технология «Профессионалитет» опирается на основные подходы к подготовке квалифицированных кадров среднего звена для железнодорожной отрасли в соответствии с современными потребностями рынка труда и эффективное взаимодействие образовательных организаций с опорным работодателем ОАО «РЖД».

ОБРАЗОВАНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ: ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

26-31 255
Аннотация

Рассмотрены опыт использования в образовательном процессе ВТЖТ — филиала РГУПС VR-технологий, преимущества иммерсивного (виртуального) подхода в обучении.

Приведены теоретические аспекты применения виртуальных тренажеров, показана их эффективность. Представлены виды имитационных тренажеров, используемых в филиале: «Осмотрщик-ремонтник вагонов», «Электромонтер устройств СЦБ», «Макет тяговой подстанции». Данные тренажеры успешно применяются в учебном процессе и при подготовке к чемпионатам Ворлдскиллс, конкурсам профессионального мастерства.

Преимущества технологии виртуальной реальности по сравнению с другими образовательными технологиями заключаются в возможности погружения обучаемого в транслируемый материал, осуществления действий с виртуальными предметами и объектами, безопасности выполнения работ, получении практических навыков в освоении специальности, которые способствуют формированию общих и профессиональных компетенций.

В рамках проведенного мониторинга использования тренажеров виртуальной реальности наблюдается повышение качества образовательного процесса на 17 %. Обучающиеся филиала в ходе мониторинга отметили возросшую мотивацию к изучению профессиональных модулей, возможность моделирования реального опыта в безопасной среде, а также максимальную вовлеченность в процесс обучения.

Применение VR-технологий на учебных занятиях позволят создать улучшенную современную образовательную среду и расширить возможности обучения студентов.

ЛОГИСТИКА. ЭКОНОМИКА ТРАНСПОРТА. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССАМИ ПЕРЕВОЗОК

37-42 318
Аннотация

В настоящее время наблюдается процесс перераспределения грузопотоков, ведется активный поиск альтернативных вариантов доставки грузов, формируются актуальные логистические цепочки. Логистические компании в условиях существующих запретов и ограничений вынуждены находить новые рынки. Продолжительный вектор сотрудничества с западной стороны перемещается на восток. В этой стремительно меняющейся ситуации функционирования экономики страны возрастает значимость внутреннего автомобильного и железнодорожного транспорта. Автомобильный транспорт является самым быстро перестраивающимся при освоении новых транспортных цепочек. Значение железнодорожного транспорта также остается высоким, особенно при перевозках грузов на дальние расстояния. Повышение эффективности деятельности логистических провайдеров напрямую зависит от выбора стратегии ведения бизнеса и развития компании в целом.

Представлены инструменты, которые дают возможность оценить эффективность деятельности логистических провайдеров. Предложены методы для выполнения такого анализа, позволяющие сделать выводы о необходимом количестве объектов транспортной инфраструктуры, выборе вида транспорта для полноценного освоения заданного грузопотока. Результатом исследования стал анализ способа минимизации затрат логистических провайдеров с помощью метода сравнительного анализа. Указанный метод учитывает затраты на содержание объектов транспортной инфраструктуры, содержание и обслуживание транспортных средств, организацию перевозки, путем поиска точки безубыточности логистической компании.

43-49 291
Аннотация

Цель исследования — улучшение качества услуг, направленных на клиента железнодорожных вокзалов, которое является неотъемлемой частью качества предоставляемых услуг наряду с технической и функциональной составляющей. Решается задача обеспечения качественного предоставления услуг и их привлекательности в условиях динамичного развития транспортного бизнеса, конкурентной борьбы между перевозчиками.

Составлен «портрет» работника железнодорожного вокзала, что может быть использовано в качестве практического инструмента создания и внедрения системы мотивации персонала, повышения качества обучения, компетентности персонала, лояльности персонала к направлению развития ОАО «РЖД» (в связи с совпадением внутренней потребности персонала), улучшения качества предоставляемых услуг, развития новых услуг на железнодорожных вокзалах, повышения удовлетворенности клиентов железнодорожных вокзалов.

Используются причинно-следственные связи, имитационное моделирование, алгоритмизация, анализ данных, построение блок-схем и др.

Рассмотрено решение основной задачи — найден инструмент обеспечения качественного предоставления услуг на железнодорожных вокзалах. Составлен «портрет» работника железнодорожного вокзала, учитывая характеристики и необходимый уровень предоставления качественных услуг. Учтены потребности клиентов, пользующихся услугами железнодорожных вокзалов. Определены типы личностей, которые более всего подходят для трудоустройства и дальнейшего развития в дирекции железнодорожных вокзалов.

ЦИФРОВИЗАЦИЯ, ИННОВАЦИИ И МОДЕЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ

50-56 316
Аннотация

Рассмотрены технологии Индустрии 4.0 как драйвер цифровизации транспортно-логистических экосистем и их и практическая значимость для повышения эффективности отрасли, интеграции с интеллектуальными приоритетами развития цифровой экономики на национальном и межгосударственном уровне.

Использовались материалы открытых источников сети интернет, а также Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года, стратегии цифровой трансформации ключевых отраслей экономики. Применялись методология теоретического исследования, сравнительный и системный анализ.

Результаты исследования показывают, что уровень внедрения цифровых сервисов и цифровая связанность участников транспортно-логистического рынка станут определяющими факторами в процессе повышения конкурентоспособности и эффективности транспортной отрасли. Охарактеризованы результаты современного этапа цифровой трансформации отрасли, представлена концепция развития логистической сферы с учетом актуальной геополитической повестки.

Дальнейшее масштабирование цифровых сервисов в транспортно-логистических экосистемах позволит решить задачу обеспечения транспортного и цифрового суверенитета Российской Федерации и сформирует точки роста конкурентоспособности транспортной системы России для Индустрии 4.0.

В условиях четвертой промышленной революции для повышения конкурентоспособности как российской экономики в целом, так и транспортно-логистической отрасли, России придется более активно участвовать в формировании ландшафта высокотехнологического производства, создавая и внедряя основные цифровые технологии, обеспечивающие ее функционирование.

ИНФРАСТРУКТУРА ТРАНСПОРТА: СОЗДАНИЕ, ЭКСПЛУАТАЦИЯ И РАЗВИТИЕ

57-61 624
Аннотация

В настоящее время на железных дорогах Российской Федерации используются высокоскоростные электропоезда «Сапсан» и «Аллегро», а также скоростные поезда «Ласточка» и «Иволга».

Рассмотрена возможность замены комплектующих преобразователя иностранного производства на комплектующие отечественного производства.

Проведено сравнение характеристик и удельных показателей отечественного тягового преобразователя BORDLINE CC1500 DC 3kV U 2000 037 A02 и зарубежного преобразователя частоты с 3-уровневым инвертором MV9FT-31-781WAD-466+Z. Сравнительный анализ характеристик преобразователей показывает, что КПД преобразователя отечественного производства выше на 6,6 % при существенном снижении удельных показателей по массе и габаритам.

В целях увеличения эффективности тягового преобразователя на электропоезде «Иволга» предлагается его замена на преобразователь частоты с 3-уровневым инвертором на базе IGBT транзисторов MV9FT-31-781WAD-466+Z. Приведена схема преобразователя частоты с 3-уровневым инвертором на базе IGBT транзисторов.

Массогабаритные показатели данных преобразователей одинаковые, что дает возможность выпускать данное оборудование из комплектующих отечественного производства. Показана возможность создания современного тягового преобразователя на базе отечественных комплектующих.

Модернизация тягового преобразователя на электропоезде «Иволга» с применением отечественной элементной базы позволит привести его в соответствие с современными техническими требованиями, повысить экономичность электропоезда.

ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕВОЗОК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ НА ТРАНСПОРТЕ

62-72 194
Аннотация

Цель работы — сформировать подходы к прогнозированию мер обеспечения экологической безопасности транспортных и коммунальных комплексов техносферных территорий посредством оптимизации системы региональных операторов по обращению с отходами. Для реализации поставленной цели решены следующие научно-прикладные задачи: систематизированы разработки ученых и специалистов в изучаемой предметной области; проведен системный анализ действующей модели регионального оператора обращения с твердыми коммунальными отходами с обоснованием ее низкой эффективности; на основе теории динамического анализа стохастических систем с неопределенными параметрами разработана модель многофункционального оператора по обращению с ресурсной составляющей образующихся отходов жизнеобеспечения техносферных территорий; с применением теорий анализа многоконтурных технологических систем, теории нечетких множеств и нечетких (мягких) вычислений осуществлено моделирование состояний, параметров многоконтурной системы технологического преобразования материально-сырьевых ресурсов, направленной на достижение экологической безопасности транспортных и коммунальных объектов.

Результаты данного исследования используются в процессе формирования новой отходоперерабатывающей инфраструктуры в рамках принятых на федеральном уровне отраслевых документов стратегического планирования промышленно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 года.

ИСТОРИЯ ТРАНСПОРТА

73-80 294
Аннотация

Обращение к истории развития транспорта представляется актуальной и востребованной задачей современной исторической науки. Исследование исторического прошлого системы путей сообщения позволяет более детально осмыслить причинно-следственные связи их развития и вычленить уровень прогресса, оказавшего серьезное влияние на дальнейший ход истории.

Транспортные билеты — важная часть истории транспорта. Становится возможным понять, как модифицируя билеты, старались облегчить и ускорить работу кассиров автобусов и железнодорожных станций и кондукторов городского транспорта. Проездные билеты, плацкарты, квитанции, посадочные талоны позволяют лучше изучить развитие технологий коммерческой деятельности железных дорог.

Описан редкий вид коллекционирования — собирание транспортных билетов. Изучена история появления транспортных документов: дипломов на проезд Древнего Рима и подорожных пайцз Китая. Приведены информация о коллекционерах, собирающих транспортные артефакты, данные о размерах самой крупной из известных коллекций. Прослежена история формирования объединений коллекционеров транспортных билетов. Рассмотрены наименования вида коллекционирования на русском языке, появление терминов «перидромофилия» и «эйситиристика». Показаны способы пополнения коллекций, где и как разыскивают или приобретают билеты.

81-88 213
Аннотация

В 2023 г. филиалу Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I в г. Калуге (Калужский филиал ПГУПС) исполняется 145 лет. Представлены очерк 145-летней истории учебного заведения, современные достижения.

Калужский железнодорожный техникум (ныне — Калужский филиал ПГУПС) является одним из старейших средних специальных учебных заведений России. В настоящее время здание техникума признано объектом культурного наследия.

Переоценить значение этого учреждения и специалистов, которых он готовит, очень сложно. За годы своей деятельности техникум подготовил более 20 тысяч специалистов для железнодорожного транспорта страны (в том числе для республики Куба), предприятий машиностроения и приборостроения, вооруженных сил.

Гордость техникума — его выпускники. Многие выпускники имеют правительственные и отраслевые награды, ученые степени и звания, работают преподавателями в вузах и техникумах железнодорожного транспорта, в дорожных технических школах. За высокие показатели в подготовке молодых специалистов техникум неоднократно награждался грамотами и благодарственными письмами.

В филиале существует свой музей, в котором хранятся документы об истории учебного заведения, его руководителях, работниках, учениках, выдающихся выпускниках и преподавателях. Музейные экспонаты и литература в совокупности представляют собой памятную книгу.

В настоящее время в филиале сохраняется, развивается традиция преемственности поколений.

89-95 213
Аннотация

Рассматриваются история становления и развития железнодорожного образования в Азербайджане с конца XIX в. до начала 1930-х годов; цели, организация и содержание учебного процесса в образовательных учреждениях при железных дорогах, формы образовательных учреждений, проблемы подготовки национальных кадров для железнодорожной отрасли. Отмечается, что вопреки имеющимся проблемам в вопросах обучения национальных кадров, в первую очередь связанным с незнанием русского языка, к концу XIX в. стали появляться первые инженеры-железнодорожники из числа азербайджанцев.

Данный период времени связан с важными этапами истории региона, страны и всего мира. Если открытие первой железнодорожной магистрали в Азербайджане было связано с быстрыми темпами развития нефтяной промышленности, то расширение происходило на фоне пика экономической мощи Российской империи, а впоследствии начавшейся Первой мировой войны. Сложный период для железных дорог Азербайджана наступил после революций 1917 г., в ходе конфронтации революционных сил большевиков и местных властей была выведена из строя часть железнодорожных путей. Попытки заново отстроить разрушенные пути предпринимались национальным Правительством Азербайджана, однако полностью железная дорога была восстановлена лишь после установления в стране советской власти.

Совершенствование образовательных учреждений на железной дороге неразрывно связано с развитием железнодорожной отрасли. Все исторические и политические изменения, оказывавшие влияние на отрасль, отражались и на процессе подготовки профильных кадров.

96-100 147
Аннотация

В 1973 г. Самарский государственный университет путей сообщения (СамГУПС) принял первых студентов. Сегодня, спустя полвека, университетский комплекс СамГУПС стал единственным университетом в Приволжском федеральном округе, где на полигоне пяти железных дорог ОАО «РЖД» готовят специалистов с высшим (ВО) и средним профессиональным образованием (СПО) для транспортно-логистического кластера страны.

За эти годы в вузе появилось много добрых традиций, которые бережно передаются из поколения в поколение. Одна из главных — изучение достижений и практик лучших специалистов отрасли и прославленных железнодорожных династий.  

ОБЗОР НАУЧНОЙ ПРЕССЫ. НОВИНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

101-107 293
Аннотация

Представлено краткое описание истории зарождения инженерного образования в России, создания Александром I Института инженеров путей сообщения. Показан высокий уровень подготовки инженерных кадров, внесших огромный вклад в строительство железных дорог страны, где особое место занимает Транссибирская магистраль. Стратегическое и экономическое значение Транссиба актуально со времени его строительства. Россия вправе гордиться инженерами, построившими Великий Сибирский железнодорожный путь и открывшими по нему движение, связав восток и запад огромной территории страны. Обосновывается необходимость популяризации деятельности инженеров — создателей великой Транссибирской магистрали путем издания очерков, выпусков и книг.

 
108-109 161
Аннотация

В учебнике впервые изложены ключевые сведения о терминалистике, системе классификации, идентификации и оценки работы терминально-складской инфраструктуры железных дорог. Показана роль терминалистики в системе учебных и научных дисциплин. Изложены технические и функциональные характеристики транспортно-складских систем. Охарактеризованы теоретические и концептуальные основы логистики транспортных узлов и терминалов — терминалистики — как нового научного направления. А также отражены методические средства для учебной дисциплины «Логистика транспортных узлов и терминалов». Учебник предназначен для студентов вузов железнодорожного транспорта.

СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: СОБЫТИЯ, МНЕНИЯ, СООБЩЕНИЯ

110-114 193
Аннотация

В Ожерельевском железнодорожном колледже — филиале ПГУПС волонтерское движение СД 3 «Спешите делать добрые дела» существует более 20 лет. Оно насчитывает в своих рядах на данный момент более 500 человек — это студенты, преподаватели, родители обучающихся, выпускники колледжа. Волонтеры работают по многим направлениям: помогают людям пожилого возраста и людям с ограниченными возможностями здоровья; детям, оставшимся без попечения родителей; бездомным животным; участвуют в акциях за здоровый образ жизни и др.

В настоящее время волонтерское движение развивает следующие направления: экологическое волонтерство; пропаганда здорового образа жизни; творчество; интеллектуальное волонтерство (когда человек безвозмездно использует свои профессиональные навыки и знания на благо другим); сохранение истории своего края; духовное волонтерство.

СД 3 отмечено многими благодарственными письмами, дипломами и грамотами. Проекты занимают призовые места в различных конкурсах: в 2021 г. проект по социальному волонтерству «Спешите делать добрые дела» был отмечен дипломом 1-й степени в смотре-конкурсе «Лучший волонтер» волонтерского движения обучающихся образовательных организаций среднего профессионального образования, находящихся в ведении Федерального агентства железнодорожного транспорта.

НОВОСТИ. АНОНСЫ

 
117 124
Аннотация

Объявлено начало проведения Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Молодые профессионалы железных дорог».

 
118 168
Аннотация

Объявлено начало проведения международного молодежного онлайн-лагеря «ИНТЕР ТРАНС КЭМП» (InterTransСamp — ITС).



ISSN 2687-1025 (Print)
ISSN 2687-1033 (Online)