

Командная работа студентов на учебных занятиях профессионального цикла
https://doi.org/10.46684/2687-1033.2025.2.163-169
EDN: UDJHJK
Аннотация
Рассматривается организация командной работы студентов на учебных занятиях в процессе освоения профессиональных модулей по специальности 09.02.01 «Компьютерные системы и комплексы». Актуальность темы обусловлена необходимостью формирования у студентов умений эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде, при этом следует учитывать, что учащиеся старших курсов стремятся соответствовать образу своей будущей профессии и хорошо понимают профессиональную и личностную значимость командного взаимодействия.
Описываются применяемые игровые технологии, способные смоделировать профессиональную задачу, а также основные этапы формирования команды и возникающие при этом проблемы. Приводится формула успеха компании (команды) по методологии Адизеса, которая пытается объяснить трудности командообразования. Анализируются различные способы оценки эффективности командного взаимодействия студентов, отдельные способы могут использоваться и для оценки деятельности специалиста или преподавателя.
С целью решения профессиональных задач на учебных занятиях в большей степени подходят деловые игры (имитационные, операционные, ролевые) и проектная деятельность. Для оценивания лидерских качеств учащихся наиболее применим код Адизеса, он может использоваться преподавателем и для самоанализа. Оценку эффективности командного взаимодействия рекомендуется выполнять по шкале от 0 до 3, где 0 выставляется при отсутствии командной работы, 3 — при отличной командной работе.
Об авторе
Н. В. ВязниковаРоссия
Надежда Владимировна Вязникова — преподаватель,
160009, г. Вологда, Техникумовский переулок, д. 4,
vtgt@pgups.ru
Список литературы
1. Петров С.В. Командообразование как фактор повышения качества // Компетентность. 2022. № 4. С. 26–31. DOI: 10.24412/1993-8780-2022-4-26-31. EDN TUMFRE.
2. Хомкин К.А., Книгницкая З.А. Сплочение команды для высокой эффективности работы коллектива // Вестник Университета Правительства Москвы. 2019. № 3 (45). С. 49–53. EDN SICVXL.
3. Ушатикова И.И. Игропедагогика: учебное пособие. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2019. 144 с.
4. Сериков В.В., Тычинина Е.И. Особенности формирования компетентности внутрикомандного взаимодействия // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т. 1. № 6 (45). С. 104–116. EDN YWZPRT.
5. Тычинина Е.И. Формирование компетентности внутрикомандного взаимодействия у бакалавров экономического профиля: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2021.
6. Красавина Е.В., Забайкин Ю.В., Шихымов М. Особенности управления командной работой в организациях // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2019. Т. 9. № 3–1. С. 355–363. DOI: 10.34670/AR.2019.89.3.038. EDN WWWCLR.
7. Адизес Бизнес Консалтинг. URL: https://adizes.ru/
8. Картавцев А., Колесников С. Основы проектной деятельности. Открытое образование. 2023. URL: https://openedu.ru/course/nsu/Management/?session=spring_2023
9. Тест PAEI на определение стиля менеджера по Адизесу. URL: https://adizes.ru/msa_test#!/tab/162585306-1.
Дополнительные файлы
Рецензия
Для цитирования:
Вязникова Н.В. Командная работа студентов на учебных занятиях профессионального цикла. Техник транспорта: образование и практика. 2025;6(2):163-169. https://doi.org/10.46684/2687-1033.2025.2.163-169. EDN: UDJHJK
For citation:
Vyaznikova N.V. Teamwork of students in professional cycle classes. Transport Technician: Education and Practice. 2025;6(2):163-169. (In Russ.) https://doi.org/10.46684/2687-1033.2025.2.163-169. EDN: UDJHJK