

Формирование математической компетентности студентов — будущих специалистов железнодорожного транспорта
https://doi.org/10.46684/2687-1033.2024.4.391-396
Аннотация
Динамичный темп социально-экономического развития страны, совершенствование новых наукоемких технологий, цифровизация всех сфер общественной жизни и внедрение инноваций, в том числе и на железнодорожном транспорте (ЖДТ), определили потребность в конкурентоспособных, высококвалифицированных специалистах, способных к профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Ожидаемая модель потенциального работника железнодорожной отрасли с точки зрения работодателя находит выражение в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования — в структуре модели выделены общие и профессиональные компетенции, позволяющие выпускникам успешно решать на объектах ЖДТ соответствующие задачи. Трудовые функции инженера железнодорожного транспорта зачастую сопряжены с математическими действиями, что повышает требования и к уровню математической подготовки выпускников.
Проблема исследования обусловлена противоречием между запросами государства, железнодорожной отрасли и общества в специалистах ЖДТ, способных решать высокотехнологические задачи с использованием современных программных средств, и недостаточной сформированностью соответствующих математических компетенций у выпускников — будущих специалистов ЖДТ.
Раскрыта сущность математической компетентности как одной из составляющих общей профессиональной компетентности выпускника СПО, представлена методическая модель формирования математической компетентности студентов — будущих специалистов ЖДТ. Описан опыт внедрения разработанной методики формирования математической компетентности обучающихся в реальный образовательный процесс в Красноярском техникуме железнодорожного транспорта.
Полученные автором теоретические положения и методические рекомендации могут быть использованы в теории и практике решения вопросов повышения уровня сформированности математической компетентности студентов — будущих специалистов железнодорожного транспорта.
Об авторе
И. В. ПутинцеваРоссия
Ирина Викторовна Путинцева — преподаватель
660028, г. Красноярск, ул. Новая Заря, д. 2
Список литературы
1. Шкерина Л.В. Формирование математической компетентности студентов. Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. 2018. 253 с.
2. Ходырева Н.Г. Методическая система становления готовности будущих учителей к формированию математической компетентности школьников: дис. … канд. пед. наук: 13.00.02 / Ходырева Наталья Геннадиевна. Волгоград, 2004.
3. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. 2003. № 2. С. 58–64.
4. Казачек Н.А. Математическая компетентность будущего учителя математики // Известия РГПУ. им. А.И. Герцена. 2010. № 121. С. 106 – 110.
5. Шершнёва В.А. Формирование математической компетентности студентов инженерного вуза на основе полипарадигмального подхода: дис. … докт. пед. наук: 13.00.02 / Шершнева Виктория Анатольевна. Красноярск, 2011.
6. Бова Т.И. Задачи как средство формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе обучения математике // ОНВ. 2007. №3 (60). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zadachi-kak-sredstvo-formirovaniya-professionalnoy-kompetentnosti-buduschih-inzhenerov-v-protsesse-obucheniya-matematike
7. Носков М., Шершнева В. Компетентностный подход к обучению математике // Высшее образование в России. 2005. № 4. C. 36-40.
8. Путинцева И.В. Формирование математической компетентности студентов – будущих специалистов железнодорожного транспорта в условиях дистанционного обучения: магистерская диссертация. Красноярск, 2022. 106 с.
9. Путинцева И.В. Структурно-содержательная модель математической компетентности будущих специалистов железнодорожного транспорта// Актуальные проблемы качества математической подготовки школьников и студентов: методологический, теоретический и технологический аспекты: материалы VIII Всероссийской с международным участием научно-методической конференции. 2021. C.38-42.
10. Путинцева И.В. Моделирование математической компетентности студентов – будущих специалистов железнодорожного транспорта // Современная математика и математическое образование в контексте развития края: проблемы и перспективы: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и школьников. 2021. С.144-147.
11. Путинцева И.В. Прикладные задачи по математике с региональным контекстом как средство обучения математике будущих специалистов железнодорожного транспорта//Современная математика и математическое образование в контексте формирования функциональной грамотности: материалы VII Всероссийской c международным участием научно-практической конференции студентов, аспирантов и школьников. 2022. С.106-108.
12. Полякова Т. А. Задачи с практическим содержанием в курсе математики в техническом вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. №7. С. 75–80.
13. Путинцева И.В. Специфика обучения математике поколения Z на уровне среднего профессионального образования// Карбышевские чтения: сборник научных трудов международной научно-практической конференции / под общ. ред. Грошевой Л.И. в 8 т., Т.6. 2021. C. 253-255.
14. Путинцева И.В. Комплексное использование интерактивных заданий как способ формирования математической компетентности будущих специалистов железнодорожного транспорта в среде Moodle //ХIX Всероссийская научно-практическая конференция молодых исследователей образования. Доказательный подход в сфере образования. Тезисы конференции. 2020. С.473-476.
Дополнительные файлы
Рецензия
Для цитирования:
Путинцева И.В. Формирование математической компетентности студентов — будущих специалистов железнодорожного транспорта. Техник транспорта: образование и практика. 2024;5(4):391-396. https://doi.org/10.46684/2687-1033.2024.4.391-396
For citation:
Putintseva I.V. Formation of the mathematical competence of the future railway transport specialists. Transport Technician: Education and Practice. 2024;5(4):391-396. (In Russ.) https://doi.org/10.46684/2687-1033.2024.4.391-396