

Особенности преподавания дисциплины «Сопротивление материалов»
https://doi.org/10.46684/2687-1033.2025.1.47-54
EDN: FCLLSJ
Аннотация
Рассмотрены варианты организации учебного процесса с помощью практических задач на функциональную грамотность по дисциплине «Сопротивление материалов» с учетом специфики высшего учебного заведения железнодорожного направления. Проанализированы существующие способы преподавания, приведенные в различных учебных пособиях по данной дисциплине.
Выявлено отсутствие в учебном процессе тематических направленностей, соответствующих выбранной специальности 23.05.06 «Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей» или 23.05.03 «Подвижной состав железных дорог». Предлагается изменение подачи материала в части применения принципов функциональной грамотности с обязательным обеспечением выполнения рабочей программы дисциплины.
Представлены официальные нормативные документы, определяющие работу по развитию функциональной грамотности у учащихся и студентов. Приведены примеры практических заданий по дисциплине исходя из стандартных тем, указанных в типовой рабочей программе. Установлено перспективное развитие рассматриваемого направления применения нестандартных приемов в подаче практических заданий по различным дисциплинам, в том числе по дисциплине «Строительная механика» с указанием положительных результатов использования оригинальных заданий по дисциплинам «Нетяговый подвижной состав» и «Автоматизированные технологии проектирования узлов и деталей вагонов».
Об авторах
В. А. НеумоинРоссия
Неумоин Владимир Александрович — старший преподаватель, Филиал ПривГУПС.
603011, Нижний Новгород, пл. Комсомольская, д. 3
Е. Г. Неумоина
Россия
Неумоина Елена Геннадьевна — кандидат педагогических наук НГПУ им. К. Минина.
603000, Нижний Новгород, ул. Ульянова, д. 1
Список литературы
1. Функциональная грамотность современного школьника: сборник лучших практик / отв. ред. В.И. Громова. Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2022. 136 с.
2. Сизякина В.М., Лопатухина Т.А. Феномен функциональной грамотности в современной высшей школе // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019. Т. 38. № 3. С. 463–472. DOI: 10.18413/2075-4574-2019-38-3-463-472. EDN CBHNJO.
3. Горобец Л.Н., Бирюков И.В., Попова Т.П. Функциональная грамотность как основной тренд современного обучения // Мир науки, культуры, образования. 2022. № 3 (94). С. 84–86. DOI: 10.24412/1991-5497-2022-394-84-86. EDN OQHWLJ.
4. Королькова Н.Н. Методика преподавания дисциплины «Сопротивление материалов» студентам вуза // Вестник Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова. 2017. № 20. С. 115–116. EDN YLSCRA.
5. Каратаев А. Некоторые аспекты методики преподавания сопротивления материалов для студентов бакалавров // Известия Ошского технологического университета. 2017. № 1. С. 69–71. EDN NSGZJD.
6. Феодосьев В.И. Сопротивление материалов: учебник. 9-е изд., перераб. М.: Наука, 1986. 512 с.
7. Биргер И.А., Мавлютов Р.Р. Сопротивление материалов: учебное пособие. М.: Наука, 1986. 560 с.
8. Ицкович Г.М. Сопротивление материалов: учебник. 7-е изд., испр. М.: Высш. шк., 1987. 352 с.
9. Агуленко В.Н., Кутовой В.П., Маслов Е.Б., Тихомиров В.М., Шабанов А.П. Сопротивление материалов: сборник задач и примеры решения. Новосибирск: СГУПС, 2013. Т. 1. 84 с. EDN XAQBUT.
10. Агуленко В.Н., Маслов Е.Б., Тихомиров В.М., Шабанов А.П. Сопротивление материалов: сборник задач. Новосибирск: СГУПС, 2019. Т. 2. 84 с.
11. Старцева Л.В., Архипов В.Г., Семенов А.А. Строительная механика в примерах и задачах: учебное пособие. М.: Изд-во АСВ, 2014. 224 с. EDN TMDBAT.
12. Неумоин В.А., Сироткин А.А., Неумоина Е.Г. Возможность применения Visual Basic for Applications для формирования заданий как элемента системы обучения в вузе // Вестник СамГУПС. 2023. № 1 (59). С. 126–130. EDN MUOSDZ.
Рецензия
Для цитирования:
Неумоин В.А., Неумоина Е.Г. Особенности преподавания дисциплины «Сопротивление материалов». Техник транспорта: образование и практика. 2025;6(1):47-54. https://doi.org/10.46684/2687-1033.2025.1.47-54. EDN: FCLLSJ
For citation:
Neumoin V.A., Neumoina E.G. Features of teaching the discipline “Strength of Materials”. Transport Technician: Education and Practice. 2025;6(1):47-54. (In Russ.) https://doi.org/10.46684/2687-1033.2025.1.47-54. EDN: FCLLSJ