Перспективы использования чат-ботов как инструмента подготовки специалистов среднего звена
https://doi.org/10.46684/2687-1033.2024.2.161-166
Аннотация
Предмет исследования — использование искусственного интеллекта (ИИ) в образовательном процессе. Актуальность обусловлена необходимостью внедрения новых технологий в образование с целью повышения качества подготовки специалистов среднего звена. Новизна и практическая значимость — внедрение ИИ способствует оптимизации практической подготовки обучающихся.
Цель исследования — выявление отношения преподавателей и студентов Медицинского колледжа железнодорожного транспорта (МК ЖТ) к применению ИИ в сфере образования.
Современные реалии предусматривают использование электронного обучения и дистанционных технологий в образовании. С переходом образования в онлайн-формат возросла необходимость в инструментах и сервисах для донесения знаний через интернет. Учитывая, сколько времени обучающиеся проводят в мессенджерах, образовательный чат-бот может стать мощным инструментом для онлайн-обучения. Такой формат позволяет сделать обучение более эффективным. Одно из главных достоинств внедрения и использования чат-ботов в образовании — это автоматизация процессов, в которых участвуют как студенты и преподаватели, так и администраторы, работодатели.
Практическое значение — в МК ЖТ с целью апробации использования ИИ в организации практического обучения в социальной сети «ВКонтакте» в сообществе МК ЖТ, подтвержденном госуслугами, создан чат-бот, который отвечает на наиболее частые вопросы обучающихся, обеспечивая круглосуточную информационную поддержку.
Об авторах
И. Б. ПриваловаРоссия
Ирина Борисовна Привалова — преподаватель
664040, г. Иркутск, ул. Ярославского, д. 228
Г. А. Лоншакова
Россия
Галина Анатольевна Лоншакова — преподаватель
664040, г. Иркутск, ул. Ярославского, д. 228
Список литературы
1. Масланов Е.В. Цифровизация и развитие информационно-коммуникационных технологий: новые вызовы или обострение старых проблем? // Цифровой ученый: лаборатория философа. 2019. Т. 2. № 1. С. 6–21. DOI: 10.5840/dspl2019211. EDN ZAXWHR.
2. Строков А.А. Цифровизация образования: проблемы и перспективы // Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8. № 2 (31). С. 15. DOI: 10.26795/2307-1281-2020-8-2-15. EDN QOVVGC.
3. Окулов С.А. Формирование системы управления образовательным процессом средствами информационных технологий // Успехи современной науки. 2017. № 5. С. 170–174.
4. Семина А.П., Федотова М.А., Тихонов А.И. Цифровые технологии социальных и бизнес-коммуникаций // Шаг в будущее: искусственный интеллект и цифровая экономика. Революция в управлении: новая цифровая экономика или новый мир машин: материалы II Международного научного форума. 2018. С. 84–89. EDN YYLTBJ.
5. Гринфилд А. Радикальные технологии: устройство повседневной жизни / пер. с англ. И.В. Кушнаревой. М.: Дело, 2018.
6. Аристова А.С., Безносюк Ю.С., Ведикер П.К., Воронович Н.Е. Использование чат-ботов в образовательном процессе // II Международная конференция «Цифровая трансформация общества, экономики, менеджмента и образования»: материалы конференции. 2020. С. 95–99. EDN KNVROA.
7. Быков А.А., Киселева О.М. Применение мессенджеров в образовательном процессе // Современные наукоемкие технологии. 2022. № 5–1. С. 127–131. DOI: 10.17513/snt.39159. EDN NNVWGI.
8. Кузнецов В.В. Перспективы развития чат-ботов // Успехи современной науки. 2016. Т. 8. № 12. С. 16–19. EDN XILGLF.
9. Строев В.В., Тихонов А.И. Анализ использования чат-бота как инструмента онлайн-обучения персонала // Московский экономический журнал. 2022. Т. 7. № 6. DOI: 10.55186/2413046X_2022_7_6_376. EDN JCVPRB.
10. Евсеев Р.Ю. Возможности использования чат-бота в организации практического обучения // Среднее профессиональное образование. 2022. № 5 (321). С. 33–36. EDN IAEHVP.
11. Максимова Н.А. Формирование адаптивной образовательной среды учебного заведения: анализ проблемы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2018. № 10. С. 74–84. DOI: 10.24422/MCITO.2018.10.18188. EDN YLWYNV.
12. Кадеева О.Е., Сырицына В.Н. Чат-боты и особенности их использования в образовании // Информатика в школе. 2020. № 10 (163). С. 45–53. DOI: 10.32517/2221-1993-2020-19-10-45-53. EDN UQLYTR.
13. Козлов С.В., Резванцева А.А. Чат-боты как одна из тенденций развития современного образования // Международный журнал экспериментального образования. 2022. № 5. С. 44–49. EDN AAWKNY.
14. Провотар А.И., Клочко К.А. Особенности и проблемы виртуального общения с помощью чат-ботов // Прикладная и компьютерная лингвистика. 2018. № 3. С. 2–7.
15. Малекова В.А., Романова Е.В. Перспективы использования чат-ботов в HR-секторе // Сервис в России и за рубежом. 2023. Т. 17. № 1 (103). С. 180–191. DOI: 10.5281/zenodo.7810955. EDN RDGZNW.
16. Семина А.П., Коновалова В.Г. Развитие практического обучения в профильном вузе // Идеи К.Э. Циолковского в контексте современного развития науки и техники: материалы 53 научных чтений памяти К.Э. Циолковского. 2018. С. 487–489. EDN VWHRYM.
Дополнительные файлы
Рецензия
Для цитирования:
Привалова И.Б., Лоншакова Г.А. Перспективы использования чат-ботов как инструмента подготовки специалистов среднего звена. Техник транспорта: образование и практика. 2024;5(2):161-166. https://doi.org/10.46684/2687-1033.2024.2.161-166
For citation:
Privalova I.B., Lonshakova G.A. Prospects using chat bots as a tool for training middle-level specialists. Transport Technician: Education and Practice. 2024;5(2):161-166. (In Russ.) https://doi.org/10.46684/2687-1033.2024.2.161-166