Preview

Техник транспорта: образование и практика

Расширенный поиск
Том 5, № 2 (2024)
Скачать выпуск PDF

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

130-136 203
Аннотация

Рассматриваются вопросы организации и проведения наставничества при прохождении производственных и преддипломных практик на реальных рабочий местах предприятий железнодорожного транспорта обучающимися среднего профессионального образования (СПО) железнодорожной отрасли. Изучаются задачи внедрения целевой модели наставничества в образовательном учреждении.

Проведено исследование формирования общих и профессиональных компетенций, знаний, умений, практического опыта, безопасных, эффективных и современных методов и приемов осуществления работ у обучающихся СПО железнодорожной отрасли при прохождении производственных и преддипломных практик, в том числе в студенческих стройотрядах, при внедрении качественной системы наставничества, с официальным трудоустройством обучающихся на производственных объектах железнодорожной отрасли.

Описываются обязанности наставника как от образовательного учреждения, так и наставника от предприятий железнодорожной отрасли. Представлен порядок прохождения производственных и преддипломных практик, начиная с проведения профотбора, оформления документации, сопровождения наставничества и заканчивая итоговой оценкой результатов наставничества. Перечислены положительные стороны наставничества как для обучающихся, так и для наставников от предприятий.

Особое внимание уделено развитию системы наставничества на железнодорожном транспорте и укреплению связи между образовательными учреждениями СПО и реальными предприятиями железнодорожной отрасли, чтобы гарантировать эффективную подготовку высококвалифицированных кадров.

137-141 190
Аннотация

Проанализированы результаты деятельности, перспективы и возможности развития образовательно-производственных центров (кластеров) железнодорожного транспорта при реализации федерального проекта «Профессионалитет».

Цель исследования — оценка возможностей развития образовательных организаций, участвующих в реализации федерального проекта «Профессионалитет», а также трансляция опыта участия в проекте Ярославского филиала ПГУПС.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ТРАНСПОРТА

142-146 174
Аннотация

В связи с десятилетием в 2024 г. Национальной системы квалификаций раскрываются основные направления и результаты работы по ее развитию, обозначаются основные направления дальнейших перспектив, а также описывается участие совета по профессиональным квалификациям на железнодорожном транспорте.

147-151 196
Аннотация

Рассмотрены актуальные вопросы преподавания английского языка в среднем профессиональном образовании. Проанализировано использование в учебном процессе игропедагогических и игровых технологий, которые помогают улучшить качество проведения занятий по иностранному языку, способствуют созданию благоприятной, комфортной обстановки на уроках. Применение игропедагогических и игровых технологий обеспечивает хорошую обратную связь, на уроке значительно повышается уровень активности студентов, развиваются способности сильных студентов, учитывается разный уровень подготовки учащихся.

Игропедагогика — метод развития, обучения и воспитания детей, подростков и взрослых в игровой форме, возможность безопасно практиковаться в новых эмоциях, ролях и поступках. Она создает развивающую среду, оттачивает личностные качества. Студенты приобретают новые навыки, получают возможность преодолеть свои препятствия и страхи. Игропедагогические технологии объединяют коллектив с помощью занятий, представленных в форме игры, «жаркой» дискуссии, импровизаций.

Основные описываемые технологии: технология благодарности, приветствия и прощания, целеполагание, технология эмоций и рефлексии, инвестиции. С помощью таких технологий преподаватель может успешно выполнить одну из поставленных задач — повысить мотивацию к изучению иностранного языка.

152-160 209
Аннотация

Отражены основные этапы исторического развития научно-педагогической школы цикла «Технология конструкционных металлов. Материаловедение», который является одним из направлений кафедры «Наземные транспортно-технологические комплексы». Сотрудники кафедры внесли значительный вклад в решение практических задач по оценке эффективности существующих технологических процессов восстановления профиля поверхности катания обода колесных пар, предложенных процессов торцевого фрезерования и точения при восстановлении профиля обода колес, в том числе с применением предварительного индукционного отжига для улучшения обрабатываемости, оптимизации режимов резания колес на базе методов линейного и нелинейного программирования. Выполнен большой объем исследовательских и внедренческих работ по совершенствованию технологии ремонта и повышению надежности колесно-моторного блока рельсовых экипажей подвижного состава железных дорог. Рассматривались вопросы, связанные с наплавочными работами при ремонте и повышением износостойкости наплавленных поверхностей.

Преподаватели кафедры на высоком методическом уровне проводят учебные занятия по дисциплинам, без которых невозможно представить современного инженера.

За годы работы цикла «Технология конструкционных металлов. Материаловедение» было издано большое количество учебников, учебных пособий, методических указаний и пособий по лабораторным работам и курсовому проектированию, а также сборников научных трудов, статей и монографий по основным направлениям научно-исследовательской работы.

Приведенный исторический экскурс дает представление о накопленном за многие годы научном потенциале кафедры, который может служить надежной основой для дальнейшего развития, освоения новых научных направлений.

ОБРАЗОВАНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ: ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

161-166 289
Аннотация

Предмет исследования — использование искусственного интеллекта (ИИ) в образовательном процессе. Актуальность обусловлена необходимостью внедрения новых технологий в образование с целью повышения качества подготовки специалистов среднего звена. Новизна и практическая значимость — внедрение ИИ способствует оптимизации практической подготовки обучающихся.

Цель исследования — выявление отношения преподавателей и студентов Медицинского колледжа железнодорожного транспорта (МК ЖТ) к применению ИИ в сфере образования.

Современные реалии предусматривают использование электронного обучения и дистанционных технологий в образовании. С переходом образования в онлайн-формат возросла необходимость в инструментах и сервисах для донесения знаний через интернет. Учитывая, сколько времени обучающиеся проводят в мессенджерах, образовательный чат-бот может стать мощным инструментом для онлайн-обучения. Такой формат позволяет сделать обучение более эффективным. Одно из главных достоинств внедрения и использования чат-ботов в образовании — это автоматизация процессов, в которых участвуют как студенты и преподаватели, так и администраторы, работодатели.

Практическое значение — в МК ЖТ с целью апробации использования ИИ в организации практического обучения в социальной сети «ВКонтакте» в сообществе МК ЖТ, подтвержденном госуслугами, создан чат-бот, который отвечает на наиболее частые вопросы обучающихся, обеспечивая круглосуточную информационную поддержку.

ЛОГИСТИКА. ЭКОНОМИКА ТРАНСПОРТА. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССАМИ ПЕРЕВОЗОК

167-172 205
Аннотация

Предметом исследования является процесс применения полувагонов (ПВ) для перевозки контейнеров. Цель исследования заключается в изучении использования данного неспециализированного для контейнерных перевозок подвижного состава (ПС) — полувагонов.

Рассмотрены предпосылки возвращения к данной, не используемой с 2014 по 2021 г., технологии перевозки контейнеров, организация контейнерных перевозок в ПВ, экономическая составляющая. Актуальность темы обусловлена большой долей контейнерных перевозок и сложившейся ситуацией с вагонным парком — дефицитом фитинговых платформ и сложностью их порожнего подвода к местам погрузки. Применяется метод аналитических сопоставлений.

Сформулированы выводы, подтверждающие действенность и рациональность контейнерных перевозок с помощью ПВ, которые некоторым участникам перевозочного процесса кажутся спорными и неустойчивыми. Привлечение ПВ для контейнерных перевозок — эффективное решение в условиях длительного подвода специализированного ПС и его недостаточного количества на сети железных дорог. Однако контейнерные перевозки в ПВ требуют совершенствования некоторых технологических документов для повышения уровня безопасности движения поездов и сохранности перевозимых грузов.

ЦИФРОВИЗАЦИЯ, ИННОВАЦИИ И МОДЕЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ

173-178 279
Аннотация

Дана характеристика технологии цифрового двойника (ЦД), описано ее использование в сфере логистических операций. Рассмотрены цифровизация бизнес-процессов и актуальные концепции Индустрии 4.0 и Логистики 4.0, возможности применения имитационных моделей в условиях улучшения технологической базы информационных систем.

Указана необходимость цифровизации в современной Индустрии 4.0 и Логистике 4.0, поскольку в настоящее время наиболее эффективным способом добиться улучшения производства, скорости перевозок, отзывчивости бизнес-процессов организации является внедрения цифровых технологий, одну из которых представляет ЦД. С его помощью становится возможным создавать виртуальные копии складов, конвейеров и даже городов. Внедрение этой технологии предоставляет новые возможности для анализа данных и безрискового прогноза сценариев поведения цифровой модели, проведения всевозможных стресс-тестов. Данные при интеграции с технологией интернета вещей можно анализировать в реальном времени и сравнивать с другими оцифрованными объектами. Такой подход способствует повышению эффективности работы как конкретного проблемного элемента цепочки поставок, так и всей системы в целом. Можно повысить и безопасность труда рабочих, модель самостоятельно с применением машинного обучения учится на своих ошибках и выдает результаты своей деятельности людям.

Цифровые двойники не только показывают копию требуемого элемента, но и понимают его динамику, прогнозируют поведение, а также способны к анализу собственной деятельности.

ИНФРАСТРУКТУРА ТРАНСПОРТА: СОЗДАНИЕ, ЭКСПЛУАТАЦИЯ И РАЗВИТИЕ

179-184 193
Аннотация

Применение системы эксплуатационных показателей, сложившейся в годы плановой экономики, в современных реалиях требует оценки для изменившихся условий работы железнодорожного транспорта (ЖДТ). Однако любые изменения в управлении железнодорожными перевозками окажут влияние на все логистические цепи с включением ЖДТ.

Появление операторов вагонного парка и передача им практически всех вагонов сети отразились на увеличении порожнего пробега, потери универсальности вагонного парка, росте профицита вагонов на инфраструктуре и, как следствие, риске увеличения количества «брошенных» поездов. Анализ проблем профицита вагонного парка и увеличения количества «брошенных» поездов позволяет структурировать причины и дифференцировать сферы управленческих решений для их нивелирования ОАО «РЖД», операторами вагонного парка и крупными грузовладельцами. Применение ограничений со стороны ОАО «РЖД» к выводу вагонов на пути общего пользования при очевидных преимуществах в условиях возрастающей стратегической значимости ЖДТ может привести к обратному эффекту увеличения оборота вагона и росту вагонного парка. Возможность самостоятельного управления вагонным парком для крупнейших операторов с анализом системы эксплуатационных показателей с последующим ее совершенствованием позволила бы решить ряд проблем эксплуатации подвижного состава.

185-195 307
Аннотация

Цель исследования — изучение и оценка эффективности как существующей технологии закрепления подвижного состава (ПС), так и разработок перспективных механизированных устройств закрепления. Рассматривается возможность оптимизации времени обработки ПС в парках железнодорожных станций при помощи автоматизированных устройств закрепления ПС.

Проанализирован важный параметр перевозки — оборот грузовых вагонов, выполнено разложение оборота вагона по элементам. Учтено, что на железнодорожных станциях ПС находится большая часть цикла, затрачиваемого времени на процесс перевозки.

Проведен анализ существующей и предлагаемой технологий закрепления и снятия закрепления ПС на станциях. Показаны преимущества и недостатки каждой технологии, а также время, затрачиваемое на выполнение операций по закреплению и снятию закрепления ПС. Выбрана наиболее эффективная технология закрепления и его снятия. Основным критерием выбора технологии стало сокращение времени обработки ПС на станциях.

Приведены рекомендации по внедрению выбранной технологии на железнодорожных станциях.

Актуальность выбранной темы обусловлена стремлением к снижению операционных издержек за счет сокращения времени обработки составов в контексте увеличивающегося объема перевозок и высокой конкуренции на транспортном рынке. Это может привести к экономическим выгодам, оптимальному использованию ресурсов, повышению эффективности и конкурентоспособности компании. Технически это также улучшит надежность механизмов закрепления, снизит риск возникновения технических неисправностей и увеличит общую производительность станций.

196-202 196
Аннотация

В последнее время в странах Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива большое внимание уделяется совершенствованию железнодорожного транспорта с использованием новейших технологий и достижений науки и техники. По экономическим, социальным и экологическим соображениям развитие этого вида транспорта становится одной из главных задач правительств этих стран.

Современная железнодорожная сеть соединит все страны Персидского залива и станет еще одним вариантом мобильности, помимо автомобильных, воздушных и морских перевозок, как для пассажиров, так и для грузов в регионе. Ожидается, что новый национальный проект внесет значительный вклад в экономику и процветание стран региона.

Развитие транспортной системы в этом регионе с учетом экономических и климатических особенностей обосновано государственно-транспортной стратегией по достижению мировых показателей не только традиционных по безопасности, доступности и качеству перевозок, но и по экологичности, мультимодальности и скорости.

В рамках перспективного развития транспортной системы среди приоритетных задач правительств Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов и Катара использование вакуумной магнитолевитационной транспортной системы по запуску сверхвысокоскоростного движения поездов путем введения в эксплуатацию самого быстрого поезда в мире со скоростью до 1100 км/ч, исполнителем проекта является американская компания Hyperloop. Путешествие между Дубаем и Эр-Риядом продлится всего 48 минут, проект становится главным конкурентом высокоразвитому воздушному виду транспорта, а поезд будущего будет первым средством передвижения между странами Персидского залива.

Актуальность проекта заключается в интеграции экономики и жизни людей стран региона, повышении мобильности граждан и резидентов, создании привлекательной платформы для компаний, производителей, ресурсов и человеческого капитала, поддержки совместных инвестиций между странами, а также развитии туристической индустрии и защиты окружающей среды.

ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕВОЗОК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ НА ТРАНСПОРТЕ

203-210 249
Аннотация

Ежегодно растут объемы промышленных и бытовых отходов, для складирования которых изымаются сельскохозяйственные угодья. Отходы производства ОАО «РЖД» могут стать причиной разрушения природных экосистем и привести к исчезновению видов.

Для снижения степени воздействия на природные экосистемы ОАО «РЖД» финансировало строительство крупнейшего мусороперерабатывающего завода в России. Уникальность завода заключается в его замкнутой системе переработки без доступа кислорода. В процессе сжигания в атмосферу не выбрасываются вредные вещества. Такой способ переработки отходов можно использовать для утилизации шин, резиносодержащих, полимерсодержащих отходов, нефтешламов и отработанных масел.

Внедрение современных технологий по переработке отходов (пиролизная установка «Барс») всеми подразделениями ОАО «РЖД» поможет снизить негативное воздействие на окружающую природную среду, быстро и качественно выполнить утилизацию опасных отходов, а также быть экономически эффективным за счет получения вторичного сырья, которое даст предприятию прибыль и окупит затраты на установку оборудования.

211-216 230
Аннотация

Обозначена ключевая роль железнодорожного транспорта в экономическом развитии Российской Федерации, которая обеспечивает эффективную транспортную связь как внутри страны, так и на международном уровне. Делается акцент на то, что одним из важнейших аспектов работы железнодорожной системы является обеспечение безопасности пассажиров, грузов и персонала.

Обеспечение безопасности в железнодорожной сфере от угроз различного характера имеет стратегическое значение для нормального функционирования российского общества и государства. Данные угрозы приобретают особую остроту с учетом введения в отношении нашей страны беспрецедентных экономических санкций и политического давления. В этих условиях возрастает значимость транспортно-логистических интересов России, а предотвращение угроз ее нормальному функционированию становится жизненно важной потребностью.

Приведен анализ Транспортной стратегии Российской Федерации на предмет выявления соответствия задач в сфере обеспечения транспортной безопасности задачам в области обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте.

Обеспечение железнодорожной безопасности является одним из целевых ориентиров Транспортной стратегии, а также деятельности субъектов ее обеспечения и направлено на предотвращение аварий и инцидентов на железнодорожном транспорте, защиту пассажиров, грузов и инфраструктуры.

Важнейшим фактором, способствующим достижению надлежащего уровня железнодорожной безопасности, служит управленческая деятельность субъектов ее обеспечения. Механизм обеспечения железнодорожной безопасности представляет собой комплексную систему, включающую как внутреннюю подсистему (собственно организации железнодорожной отрасли), так и внешние подсистемы (неподведомственные железнодорожной отрасли организации и ведомства, на которые нормативными и правовыми актами, либо договорными обязательствами возложены функции по обеспечению железнодорожной безопасности), а деятельность по ее обеспечению представляет собой непрерывный процесс.

Решение данных задач в контексте реализации Транспортной стратегии видится в совершенствовании деятельности субъектов обеспечения безопасности в железнодорожной отрасли. Этому процессу будет способствовать определение железнодорожной безопасности, как самостоятельного вида транспортной безопасности, что позволит, в свою очередь, унифицировать терминологию видов безопасности в железнодорожной сфере и конкретизировать практические задачи по их обеспечению.

217-222 209
Аннотация

Рассмотрены вопросы безопасности движения поездов. Особое внимание уделяется такому критерию, как качество предоставляемых услуг. Ключевой из характеристик качества услуг железнодорожного транспорта является безопасность движения поездов.

Проведен анкетный опрос для выявления причин нарушения безопасности движения, определены основные причины нестандартных ситуаций. Одна из причин нарушения безопасности движения — человеческий фактор. Предлагается сократить случаи нестандартных и аварийных ситуаций при помощи внедрения цифровой технологии автоматизации, такой как система маневровой автоматической локомотивной сигнализации (МАЛС). Технология относится к области железнодорожной автоматики, которую можно внедрить для использования на локомотивах с целью повышения безопасности движения путем грамотного регулирования движения поездов, а также маневровой работой по железнодорожной станции. Своевременный контроль позволяет исключить передачу ошибочной (неправильной) информации на МАЛС, что исключает формирование ложных команд в локомотивах и тем самым снижает количество нестандартных и аварийных ситуаций на транспорте. Данная система даст возможность осуществить комплексную модернизацию существующих устройств сигнализации, автоматизировать маневровую работу и рациональнее использовать локомотивы на станции, усовершенствовав логистический процесс.

ИСТОРИЯ ТРАНСПОРТА

223-228 274
Аннотация

Пассажирские перевозки в вагонах подвижных составов на железных дорогах России последней трети XIX – начала XXI вв. освещаются с точки зрения комфорта для пассажиров, создаваемого обустройством кузова вагона. Рассмотрены отличительные особенности интерьера пассажирских вагонов I, II, III и IV классов дореволюционной России (1872–1916 гг.). Сопоставление интерьера вагонов разных классов на железных дорогах конца XIX – начала XX вв. с интерьером купейных и плацкартных вагонов, использовавшихся для перевозок в Советской России, и вагонов современной России позволяет проследить эволюцию технологических решений во внутреннем обустройстве вагонов.

Приведена характеристика основной детали интерьера — мест для сидения и лежания пассажиров, которая принята за основной показатель комфорта для пассажиров. Обзор справочных и исторических данных подкрепляется приведением отрывков из произведений русской классической литературы последней трети XIX в., дополнительных сведений о местах для сидения пассажиров.

Сделан акцент на использовании в качестве иллюстративного материала сведений об интерьере пассажирских вагонов I, II, III и IV классов, почерпнутых из произведений русской литературы последней трети XIX в., в ходе освоения студентами темы «Дороги дореволюционной России» при изучении дисциплины «Общий курс железнодорожного транспорта» по программам высшего и среднего профессионального образования.

ОБЗОР НАУЧНОЙ ПРЕССЫ. НОВИНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

НОВОСТИ. АНОНСЫ

СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: СОБЫТИЯ, МНЕНИЯ, СООБЩЕНИЯ



ISSN 2687-1025 (Print)
ISSN 2687-1033 (Online)