Повышение эффективности обучения студентов с помощью электронных учебников
https://doi.org/10.46684/2687-1033.2021.2.163-170
Аннотация
Изменения, происходящие в образовании, способствуют его модернизации и обновлению. Первоочередными становятся задачи повышения качества профессиональной подготовки студентов, развитие их компетенций и компетентностей. Наряду с новыми формами, методами и средствами обогащения образовательного процесса, положительную динамику показывают хорошо знакомые методики обучения с помощью электронных учебников (ЭУ).
В Томском техникуме железнодорожного транспорта – филиале СГУПС авторские разработки ЭУ получили широкое распространение. Тенденция их применения в учебной деятельности как при очном, так и при дистанционном форматах обучения, дает хорошие результаты. Это связано с использованием готового ЭУ, отвечающего всем требованиям. Плюсом является и то, что ЭУ разработан на основе авторского материала преподавателя-предметника с учетом внутрипредметных и межпредметных связей. Такая разработка имеет ряд преимуществ перед традиционным печатным изданием и позволяет достигнуть более высоких показателей в обучении по сравнению с традиционными формами обучения.
Для студентов всех специальностей ЭУ — незаменимый помощник в освоении дисциплин, а для выпускников специальности «Информационные системы» такой учебник — хорошая проверка знаний, умений и компетенций. Именно студенты данной специальности разрабатывают ЭУ для техникума под руководством научных руководителей и преподавателей-предметников, от которых поступила просьба представить учебный курс в мультимедийном виде.
В качестве примера рассматриваются особенности создания и внедрения в учебный процесс ЭУ по общеобразовательной учебной дисциплине «Астрономия» для студентов среднего профессионального образования.
Об авторах
Д. Н. ШеховцоваРоссия
Дарья Николаевна Шеховцова — преподаватель высшей категории
РИНЦ ID: 697749, SPIN-код: 7504-5610
634006, г. Томск, пер. Переездный, д. 1
Э. О. Извекова
Россия
Эльвира Орозбековна Извекова — преподаватель первой категории
634006, г. Томск, пер. Переездный, д. 1
Список литературы
1. Глазачев С.Н., Коробейников А.А., Кузнецов А.А. Креативная педагогика. Методология, теория, практика. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. 323 c.
2. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. 400 с.
3. Роберт И.В. От электронного учебника до информационной системы образовательного назначения с элементами искусственного интеллекта // Ученые записки ИИО РАО. 2014. № 53. С. 5–20.
4. Томюк О.Н., Дьячкова М.А., Кириллова Н.Б., Дудчик А.Ю. Цифровизация образовательной среды как фактор личностного и профессионального самоопределения обучающихся // Перспективы науки и образования. 2019. № 6 (42). С. 422–434. DOI: 10.32744/pse.2019.6.35
5. Сердитова Н.Е., Белоцерковский А.В. Образование, качество и цифровая трансформация // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 4. С. 9–15. DOI: 10.31992/0869-3617-2020-29-4-9-15
6. Масленникова О.Е., Назарова О.Б., Гаврицков С.А. Роль и место технологий автоматизированного проектирования и разработки информационных систем в подготовке бакалавра прикладной информатики // Перспективы науки и образования. 2020. № 1 (43). С. 413–429. DOI: 10.32744/pse.2020.1.30
7. Батенова Ю.В., Долгова В.И., Емельянова И.Е., Иванова И.Ю., Пикулева Л.К., Филиппова О.Г. Готовность к информационному взаимодействию субъектов образовательного процесса // Перспективы науки и образования. 2019. № 5 (41). С. 34–46. DOI: 10.32744/pse.2019.5.3
8. Мальцев Д.В., Генсон Е.М., Репецкий Д.С. Электронные учебные пособия для прикладного бакалавриата // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 4. С. 134–141. DOI: 10.31992/0869-3617-2019-28-4-134-141
9. Серегина Е.А. Технология дистанционного обучения как способ получения высшего образования в России // Перспективы науки и образования. 2018. № 2 (32). С. 25–29.
10. Бутко Е.Я. Информационная поддержка образовательных технологий // Перспективы науки и образования. 2017. № 4 (28). С. 53–57.
11. Атяскина Т.В. Электронные ресурсы как средство формирования умений самообразования будущих техников-программистов: дис. … канд. пед. наук. Оренбург, 2018. 24 с.
12. Рягин С.Н. Преемственность общего и профессионального образования в условиях их системных изменений: монография. М.: Наука, 2009. 245 с.
13. Бакленева С.А. Организация самостоятельной деятельности курсантов военных вузов на основе электронного учебника: дис. … канд. пед. наук. Воронеж, 2018. 210 с.
14. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А. Деятельностный и системно-деятельностный подходы: методология и практика реализации // Пермский педагогический журнал. 2016. № 8. С. 11–20.
15. Харламов И.Ф. Педагогика. М.: Гардарики, 2007. 520 с.
16. Чурекова Т.М. Организация самостоятельной работы студентов в контексте реализации компетентностного подхода // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2014. № 3 (15). С. 69–73.
Дополнительные файлы
Рецензия
Для цитирования:
Шеховцова Д.Н., Извекова Э.О. Повышение эффективности обучения студентов с помощью электронных учебников. Техник транспорта: образование и практика. 2021;2(2):163-170. https://doi.org/10.46684/2687-1033.2021.2.163-170
For citation:
Shekhovtsova D.N., Izvekova E.O. Improving the effectiveness of student learning with the help of electronic textbooks. Transport Technician: Education and Practice. 2021;2(2):163-170. (In Russ.) https://doi.org/10.46684/2687-1033.2021.2.163-170