Preview

Техник транспорта: образование и практика

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Адаптивная модель подготовки кадров

https://doi.org/10.46684/2687-1033.2024.4.374-384

Аннотация

Оборотная сторона рекордно низкого уровня безработицы в современной России — нарастающий дефицит квалифицированных кадров, остро ощущающийся во всех отраслях. В таких условиях предприятия готовы брать на работу не только молодых специалистов, но и студентов. Приоритетом становится обеспечение опережающей подготовки кадров в соответствии с требованиями предприятия, создание условий для совмещения студентами обучения и трудовой деятельности. Для решения этой задачи требуются не отдельные мероприятия, а комплексный подход к организации партнерства работодателей и системы профессионального образования, затрагивающий все звенья образовательного процесса, интегрирующий государственное и корпоративное обучение. Одним из вариантов такого подхода является представленная адаптивная модель подготовки кадров.
Модель разработана в рамках проекта «Кадры для высокотехнологичного предприятия», реализуемого Базовым центром подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров Национального агентства развития квалификаций, и апробирована в ряде регионов. Она интегрирует несколько сценариев взаимодействия работодателей и профессиональных образовательных организаций, обеспечивающих совместную работу на разных этапах цикла подготовки кадров — от мотивации абитуриентов до выпуска и трудоустройства молодых специалистов и рабочих. Для каждого направления предусмотрены аутентичные методы сотрудничества. Известные варианты партнерства бизнеса и образования представлены в фокусе современных вызовов, в контексте возможностей федерального проекта «Профессионалитет» и инструментов национальной системы квалификаций. Наряду с основными характеристиками модели приведена система показателей, позволяющих оценить эффективность ее внедрения.
Использовались методы сравнительного анализа и систематизации академических и экспертных публикаций, интерпретации результатов мониторинговых исследований, изучения нормативных правовых актов, целевых программ, целеполагания и концептуализации. Обобщение материалов и опыт проектной деятельности позволили аргументировать вывод о том, что условие работоспособности предложенной модели — превращение процесса подготовки кадров с востребованными квалификациями в общий проект работодателей и профессиональных образовательных организаций. 

Об авторах

О. Ф. Клинк
Национальное агентство развития квалификаций
Россия

Ольга Фридриховна Клинк — кандидат педагогических наук, руководитель Базового центра профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров

109240, г. Москва, Котельническая наб., д. 17

РИНЦ ID: 539640



А. А. Факторович
Национальное агентство развития квалификаций

Алла Аркадьевна Факторович — доктор педагогических наук, профессор, заместитель генерального директора

109240, г. Москва, Котельническая наб., д. 17

РИНЦ ID: 459389



Список литературы

1. Алашеев С.Ю., Кутейницына Т.Г., Посталюк Н.Ю., Прудникова В.А. Технология и результаты исследования систем среднего профессионального образования в контексте социально-экономического развития регионов // Перспективы науки и образования. 2020. № 6 (48). С. 474–490.

2. Блинов В.И., Куртеева Л.Н. Профессионалитет — новая сущность и старые смыслы // Техник транспорта: образование и практика. 2021. Т. 2. № 3. С. 248–255.

3. Блинов В.И., Куртеева Л.Н. Среднее профессиональное образование: сценарии возможного будущего и перспективы развития // Техник транспорта: образование и практика. 2020. Т. 1. № 1–2. С. 21–27.

4. Блинов В.И., Сергеев И.С. Веер возможностей: профессиональное образование 2020–2035 // Образовательная политика. 2020. № 1 (81). C. 76–87.

5. Выпускники среднего профессионального образования на российском рынке труда / Науч. ред.: С. Ю. Рощин. - М.: ИД НИУ ВШЭ, 2023.

6. Гиль, С.С. К вопросу о синхронизации образовательной деятельности современного колледжа с запросами бизнеса // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). – 2022. – № 2 (10).

7. Дубицкий В.В., Кислов А.Г., Неумывакин В.С., Феоктистов А.В. На пути к agile-профессионалитету // Профессиональное образование и рынок труда. 2022. № 1 (48). С. 6–29.

8. Дубицкий, В.В., Коновалов, А.А., Лыжин, А.И., Феоктистов, А.В., Неумывакин, В.С. Мастер производственного обучения 2.0: кадровый потенциал проекта «Профессионалитет» // Образование и наука. – 2022. – Т. 24, № 1. – С. 67–100

9. Дудырев Ф.Ф., Романова О.А., Шабалин А.И., Абанкина И.В. Молодые профессионалы для новой экономики: среднее профессиональное образование в России: монография / под ред. Ф.Ф. Дудырева, И.Д. Фрумина. М.: Высшая школа экономики, 2019. 272 с.

10. Клинк О.Ф., Факторович А.А. Образование и бизнес: практики взаимодействия // Национальная система квалификаций России. 2021. № 1 (1). С. 60–72.

11. Клячко Т.Л. Образование в России и мире. Основные тенденции // Образовательная политика. 2020. № 1 (81).

12. Коновалов, А.А., Лыжин, А.И. Компетентностный портрет мастера 2.0 как основа развития кадрового потенциала профессионалитета // Вестник Мининского университета. – 2022. – Т. 10, № 2.

13. Лейбович А.Н. Национальное агентство развития квалификаций: вчера, сегодня, завтра // Техник транспорта: образование и практика. 2020. Т. 1. № 3. С. 173–178. DOI: 10.46684/2687-1033.2020.3.173-178

14. Лейбович А.Н. Стратегия // Национальная система квалификаций России. 2021. № 1 (1). С. 3–14.

15. Методические рекомендации по реализации новой образовательной технологии «Профессионалитет», предусматривающей интенсификацию образовательной деятельности с учётом совершенствования практической подготовки на современном оборудовании с применением интегративных подходов / А.С. Бахтов, М.С. Емельяненко, Е.Ю. Миньяр-Белоручева, Т.А. Юзефавичус. – Москва: ФГБОУ ДПО ИРПО, 2022. – 250 с.

16. Новая образовательная технология «Профессионалитет»: сборник методических материалов / Центр содержания и оценки качества среднего профессионального образования; Центр оценки качества среднего профессионального образования ФГБОУ ДПО «Институт развития профессионального образования. – Москва: ФГБОУ ДПО ИРПО, 2023. - 312 с.

17. Олейникова О.Н., Муравьева А.А., Аксенова Н.М. Национальная система квалификаций: концептуальные и методические основы в контексте нерешенных проблем // Образование и наука. 2018. Т. 20. № 6. С. 70–89.

18. Ситникова, Е.В. Федеральная программа «Профессионалитет» как способ снижения кадрового дефицита в регионах // Вестник науки и практики. – 2022. – Т. 8, № 7. С. 500–506.

19. Скворцова М.А., Неумывакин В.С. Формирование образовательно-производственных кластеров в системе среднего профессионального образования как инструмент реализации региональной экономической политики // Journal of Economic Regulation. 2021. Т. 12. № 3. С. 86–104.

20. Среднее профессиональное образование в России: ресурс для развития экономики и формирования человеческого капитала: аналитический доклад / Ф.Ф. Дудырев, К.В. Анисимова, И.А. Артемьев и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: НИУ ВШЭ, 2022. – 100 с.

21. Факторович А.А. Инструменты национальной системы квалификаций для повышения качества подготовки кадров // Стандарты и качество. 2020. № 8. С. 100–103.

22. Факторович А.А. Профессиональное образование в России: реальность и перспективы // Стандарты и качество. 2021. № 1. С. 100–105.

23. Факторович А.А. Национальная система квалификаций: время ставит амбициозные задачи // Стандарты и качество. 2022. № 6. С. 68–71.


Дополнительные файлы

Рецензия

Для цитирования:


Клинк О.Ф., Факторович А.А. Адаптивная модель подготовки кадров. Техник транспорта: образование и практика. 2024;5(4):374-384. https://doi.org/10.46684/2687-1033.2024.4.374-384

For citation:


Klink O.F., Faktorovich A.A. Adaptive model of personnel training. Transport Technician: Education and Practice. 2024;5(4):374-384. (In Russ.) https://doi.org/10.46684/2687-1033.2024.4.374-384

Просмотров: 170


ISSN 2687-1025 (Print)
ISSN 2687-1033 (Online)