Preview

Техник транспорта: образование и практика

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Подготовка кадров в системе профессионального образования для сферы подъемных сооружений: опыт Ассоциации саморегулируемой организации «Региональные объединения сервиса машин и автоматики»

https://doi.org/10.46684/2687-1033.2025.2.141-153

EDN: SVGJZL

Аннотация

Одной из ключевых проблем в подготовке кадров в системе профессионального образования является выстраивание взаимодействия между работодателями и образовательными организациями высшего (ВО) и среднего профессионального образования (СПО). Значимым инструментом здесь стали профессиональные стандарты (ПС) — формализованное описание квалификационной структуры отрасли и требований к отдельным рабочим местам.

Рассматривается пример исследования данной проблемы под эгидой Ассоциации саморегулируемой организации «Региональные объединения сервиса машин и автоматики» (Ассоциации СРО «РОСМА»). Предлагается алгоритм, который могут использовать отраслевые объединения работодателей и советы по профессиональным квалификациям для проектирования и реализации результативной деятельности по взаимной поддержке и совместной работе с университетами и колледжами, а также трансляции запросов и предложений органам государственной власти в сфере образования.

Как основание для выстраивания отраслевой стратегии по поддержке профессионального образования приводится анализ статистических данных по динамике и объему подготовки в организациях ВО и СПО в сфере подъемных сооружений/подъемно-транспортных механизмов. Также анализируются результаты анкетирования сети профильных кафедр университетов и ряда колледжей, реализующих программы укрупненной группы специальностей 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта».

Создание ясного представления о возможных образовательных траекториях подготовки специалистов на основе ПС предлагается в качестве первого шага. Исследование практики реализации образовательных программ (ОП) и налаживание влияния на их содержание — второго. Выстраивание взаимодействия с колледжами, университетами — это третий шаг на пути осознанной работы отрасли по развитию кадрового потенциала.

Цель исследования — сформулировать для отраслевых объединений порядок выстраивания стратегии поддержки подготовки кадров в системе профессионального образования через определение целевых ОП и создание сети образовательных организаций.

Предмет исследования — формализованные понятия и объекты системы труда и системы профессионального образования, такие как ПС, квалификации, направления подготовки, специальности и профессии, а также статистические данные по объему подготовки и результаты анкетирования образовательных организаций.

Об авторах

Д. Ю. Густов
Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет (НИУ МГСУ)
Россия

Дмитрий Юрьевич Густов — кандидат технических наук, доцент кафедры механизации, автоматизации и роботизации строительства;

129337, г. Москва, Ярославское шоссе, д. 26



О. А. Павлова
Российский университет транспорта (РУТ (МИИТ))

Оксана Анатольевна Павлова — заместитель начальника отдела развития транспортного образования Управления развития профессионального образования;

127994, г. Москва, ул. Образцова, д. 9



Список литературы

1. Новиков П.Н. Подходы к взаимодействию сферы труда и системы профессионального образования на основе профессиональных стандартов: исторический аспект // Актуальные вопросы современной экономики. 2022. № 1. С. 70–80. EDN YBCIZM.

2. Зайцева О.М., Волошановская Ю.Э., Новиков П.Н. Учет профессиональных стандартов как основы формирования образовательных программ высшего образования // Социально-трудовые исследования. 2022. № 4 (49). С. 133–148. DOI: 10.34022/2658-3712-2022-49-4-133-148. EDN OEFVOI.

3. Спиридонов О.В. Разработка образовательных стандартов и программ среднего профессионального образования в соответствии с требованиями профессиональных стандартов // Современные проблемы технического образования: материалы XX Всероссийской научно-методической конференции. 2020. С. 175–178. EDN QJMQZT.

4. Спиридонов О.В. Подготовка инженеров для машиностроения на основе требований профессиональных стандартов // Современные проблемы технического образования: материалы XX Всероссийской научно-методической конференции. 2020. С. 171–174. EDN VTBUXR.

5. Гирфанова Е.Ю. Противоречия и проблемы сопряжения образовательных и профессиональных стандартов в системе высшего образования // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 6–1. С. 44. DOI: 10.17513/spno.32255. EDN AXCYTJ.

6. Буровцева С.Н., Обиденко В.И. Актуализация ФГОС СПО на основе профессиональных стандартов как главное направление адаптации образования к требованиям рынка труда // Актуальные вопросы образования. 2020. Т. 2. С. 3–10. EDN XDBVPY.

7. Гончарова А.А., Смирнова Е.В., Новикова Т.Р. Профессиональные стандарты и квалификации в области сквозных видов деятельности в промышленности // Актуальные вопросы современной экономики. 2023. № 9. С. 20–28. EDN WBTMVB.

8. Балова М.Б., Баскаков С.В., Серых Р.Н. Основные направления взаимодействия работодателей и образовательных организаций высшего образования по обеспечению качества подготовки кадров в области безопасности в чрезвычайных ситуациях // Психология образования в поликультурном пространстве. 2022. № 3 (59). С. 69–80. DOI: 10.24888/2073-8439-2022-59-3-69-80. EDN ERKMES.

9. Будзинская О.В., Мартынов В.Г., Шейнбаум В.С. Системный подход к развитию кадрового обеспечения отраслей экономики // Социально-трудовые исследования. 2022. № 4 (49). С. 101–110. DOI: 10.34022/2658-3712-2022-49-4-101-110. EDN GKZCIK.

10. Налиткина О.В. Сотрудничество с работодателями как ключ к повышению качества профессионального образования // Качество профессионального образования: компетенции современного рынка труда: материалы Межрегиональной научно-практической конференции. 2021. С. 150–155. EDN QXWPHY.

11. Дьяченко Л. Национальная система квалификаций: достижения, задачи и перспективы // Геоинфо. 2023. Т. 5. № 9/10. С. 62–65. EDN DXGLQD.

12. Чернышов Л.Н. Организационно-методические инструменты синхронизации требований рынка труда и образовательных программ для сферы ЖКХ // Недвижимость: экономика, управление. 2022. № S3–1. С. 144–148. EDN CHEJOR.

13. Семенова Л.В., Ушанов Ю.В., Гуринчук А.В., Семенов Н.М. Отраслевая рамка квалификаций: вызовы и перспективы // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. 2022. Т. 8. № 4. С. 124–133. DOI: 10.18413/2408-9346-2022-8-4-0-10. EDN CEZYDX.

14. Мальцев Д.В. Актуализация образовательных программ по результатам независимой оценки уровня подготовки выпускников университета // Перспективы науки и образования. 2021. № 5 (53). С. 530–543. DOI: 10.32744/pse.2021.5.36. EDN SQQBSO.

15. Блинов В.И. Об инструментах развития среднего профессионального образования // Профессиональное образование и рынок труда. 2022. № 2 (49). С. 6–12. DOI: 10.52944/PORT.2022.49.2.001. EDN XUUDGL.

16. Коробко Л.В. Анализ профессиональных стандартов среднего профессионального образования в области пожарной безопасности: особенности внедрения, пути развития и совершенствования // Социально-экономические аспекты принятия управленческих решений: сборник материалов седьмого научного семинара. 2023. С. 431–439. EDN DPKPBW.


Дополнительные файлы

Рецензия

Для цитирования:


Густов Д.Ю., Павлова О.А. Подготовка кадров в системе профессионального образования для сферы подъемных сооружений: опыт Ассоциации саморегулируемой организации «Региональные объединения сервиса машин и автоматики». Техник транспорта: образование и практика. 2025;6(2):141-153. https://doi.org/10.46684/2687-1033.2025.2.141-153. EDN: SVGJZL

For citation:


Gustov D.Yu., Pavlova O.A. Training of personnel in the system of vocational education for the sphere of lifting structures: experience of the Association of self-regulatory organization “Regional associations of machine and automation service”. Transport Technician: Education and Practice. 2025;6(2):141-153. (In Russ.) https://doi.org/10.46684/2687-1033.2025.2.141-153. EDN: SVGJZL

Просмотров: 53


ISSN 2687-1025 (Print)
ISSN 2687-1033 (Online)