

Реализация профессиональной направленности общеобразовательной дисциплины «Химия» в профессиональной образовательной организации
https://doi.org/10.46684/2687-1033.2025.3.280-288
EDN: DKVVYL
Аннотация
Освещается вопрос обеспечения профессиональной направленности общеобразовательной дисциплины (ОД) «Химия» при обучении по программе среднего профессионального образования (СПО) на основе синхронизации предметных, метапредметных и личностных результатов освоения дисциплины с общими и профессиональными компетенциями специальности 23.02.06 «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог».
Представленная методика преподавания ОД «Химия» с учетом профессиональной направленности основной образовательной программы СПО включает структурирование и отбор профессионально-ориентированного содержания курса и использование современных, эффективных способов его реализации. Предложено целенаправленное использование методов активного обучения (кейс-технологии, игровые технологии, решение задач с практико-ориентированным содержанием, разработка междисциплинарных индивидуальных проектов).
Анализ результатов исследования, проведенного в Волгоградском техникуме железнодорожного транспорта — филиале Ростовского государственного университета путей сообщения в 2023–2024 учебном году, показал, что в процессе преподавания ОД «Химия» с учетом профессиональной направленности основной образовательной программы СПО уровень мотивации обучающихся к изучению курса общеобразовательной дисциплины значительно возрастает.
Можно сделать вывод, что описываемый подход к преподаванию способствует повышению качества освоения содержания ОД и становится условием формирования базы профессиональных компетенций.
Ключевые слова
Об авторе
Н. А. ФедороваРоссия
Наталья Александровна Федорова — преподаватель
400120, г. Волгоград, ул. Комитетская, д. 11
Список литературы
1. Травкина Н.Н. Повышение качества общеобразовательной подготовки студентов колледжа — вектор развития СПО // Педагогический поиск. 2022. № 8. С. 6–11. EDN FGIRBE.
2. Валахов Е.Б., Годлевская Е.В. Обеспечение профессиональной направленности дисциплин общеобразовательного цикла в образовательных программах профессиональных образовательных организаций: опыт Челябинской области // Инновационное развитие профессионального образования. 2024. № 3 (43). С. 36–43. EDN OKRMWO.
3. Котова И.А. Особенности формирования общих компетенций обучающихся посредством использования приемов организации их деятельности // Техник транспорта: образование и практика. 2022. Т. 3. № 2. С. 142–147. DOI: 10.46684/2687- 1033.2022.2.142-147. EDN SVFPAU.
4. Демченко И.В. Педагогические условия формирования профессиональной направленности студентов // Педагогическое образование в России. 2011. № 12. С. 95–100.
5. Егоров В.Н., Низамов И.Д. Практико-ориентированные задания при обучении химии // Актуальные проблемы химического образования в средней и высшей школе: сборник научных статей. 2018. С. 55–56. EDN XVGMTB.
6. Соколова М.Г., Гуськова Н.А. Профессиональная направленность занятий по химии при подготовке будущих специалистов лесного хозяйства // Инновационное развитие профессионального образования. 2018. Т. 19. № 3. С. 50–53. EDN YLKMCL.
7. Хуторской А.В. Ключевые компетенции: технология конструирования // Народное образование. 2003. № 5 (1328). С. 55–61. EDN SGUKWN.
8. Княжева В.В. Профессиональная направленность дисциплин социально-гуманитарного профиля в системе СПО: практика и технологии // Молодой ученый. 2017. № 2 (136). С. 590–595. EDN XIFOTF.
9. Ливинская С.Н., Филимонюк Л.А. Педагогическое проектирование технологии формирования профессиональной компетентности обучающегося средствами профессионального образования // Современная техника и технологии: исследования, разработки и их использование в комплексной подготовке специалистов: сборник материалов XIII Международной научно-практической конференции. 2024. С. 316–322. EDN JPRDYW.
10. Федорова Н.А. Преподавание общеобразовательной дисциплины «Химия» с учетом профессиональной направленности основной образовательной программы среднего профессионального образования // Преподаватель высшей школы в ХХI веке: труды Международной научно-практической конференции. 2022. С. 98–105. EDN OHATAG.
11. Кадохова А.Г. Практико-ориентированные задания по химии: учебно-методический материал. Задачи практического характера по некоторым разделам химии // Nsportal.ru. 2014. URL: https://nsportal.ru/shkola/khimiya/library/2014/02/21/praktiko-orientirovannye-zadaniya-po-khimii
12. Кендиван О.Д.С. Практико-ориентированные задания в обучении химии // Химия в школе. 2009. № 8. С. 43–47. EDN KWORAB.
13. Санникова Е.Ю., Сибагатуллина О.К. Реализация преподавания общеобразовательной дисциплины «Математика» с учетом профессиональной направленности для студентов технологических специальностей (СПО) // Академия педагогических идей Новация. 2022. № 1. С. 10–18. EDN PXHWAX.
14. Резинкина Л.В. Формирование профессиональной направленности студентов СПО при реализации общеобразо- вательных дисциплин // Сохранение приоритетов профессионального образования как инструмент кадрового обеспечения региональной экономики: Международная научно-практическая конференция. 2023. С. 32–38. EDN ZYXDOC.
15. Резинкина Л.В. Актуализация потенциала общеобразовательных дисциплин в процессе формирования профессиональной направленности студентов СПО // Непрерывное педагогическое образование как фактор развития региональной экосистемы: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. 2023. С. 66–72. DOI: 10.34680/978-5-89896-840-3/2023.education.11. EDN XDXKOQ.
Дополнительные файлы
Рецензия
Для цитирования:
Федорова Н.А. Реализация профессиональной направленности общеобразовательной дисциплины «Химия» в профессиональной образовательной организации. Техник транспорта: образование и практика. 2025;6(3):280-288. https://doi.org/10.46684/2687-1033.2025.3.280-288. EDN: DKVVYL
For citation:
Fedorova N.A. Realization of professional orientation of general education discipline “Chemistry” in a professional educational organization. Transport Technician: Education and Practice. 2025;6(3):280-288. (In Russ.) https://doi.org/10.46684/2687-1033.2025.3.280-288. EDN: DKVVYL