Национальное агентство развития квалификаций: вчера, сегодня, завтра
https://doi.org/10.46684/2687-1033.2020.3.173-178
Аннотация
Рассматриваются предпосылки, процесс становления и структура Национальной системы квалификаций современной России, ее значение для устранения дисбаланса спроса и предложения на рынке труда, формирования качественного кадрового заказа и опережающей подготовки кадров. Приведено понимание квалификации как определенного трудового потенциала человека, который работодатель использует, а работник предлагает для того, чтобы поддерживать необходимый бизнес-процесс. Показана роль, основные этапы деятельности и перспективные задачи Национального агентства развития квалификаций как оператора и методического хаба новой системы квалификаций, координатора взаимодействия бизнеса и образования. Представлены ключевые проекты, которые реализует Национальное агентство: мониторинг рынка труда в разрезе квалификаций, поддержка советов по профессиональным квалификациям в формировании отраслевых квалификационных структур, построении системы независимой оценки квалификации. С 2017 г. в соответствии с Распоряжением Правительства РФ Национальное агентство выполняет функции базового центра подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров. Эта функция сегодня особенно востребована, поскольку продвижение новых профессиональных стандартов, новых квалификационных требований, новой системы признания квалификаций в сферу профессионального обучения, среднего профессионального и высшего образования — это гарантия качества подготовки кадров.
Об авторе
А. Н. ЛейбовичРоссия
Александр Наумович Лейбович — доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, генеральный директор
109240, г. Москва, Котельническая набережная, д. 17
Список литературы
1. Есенина Е.Ю., Клинк О.Ф., Перевертайло А.С., Факторович А.А. Инструменты независимой оценки квалификации в международной практике: опыт Германии // Стандарты и качество. 2018. № 10. С. 74–79.
2. Клинк О.Ф., Факторович А.А. Профессиональное образование и рынок труда: новые инструменты взаимодействия // Стандарты и качество. 2017. № 10. С. 86–90.
3. Лейбович А.Н. Национальная система квалификаций в России создается с нуля // Профессиональное образование. Столица. 2017. № 8. С. 8–11.
4. Лейбович А.Н. Профессиональные стандарты: внедрение и реализация на практике // Охрана труда и социальное страхование. 2017. № 10. С. 10–21.
5. Лейбович А.Н. Анализ состояния деятельности основных стейкхолдеров в области профессионального образования и обучения (зарубежные практики) // Профессиональное образование. Столица. 2016. № 9. С. 35–40.
6. Лейбович А.Н. Механизмы развития профессионального образования и обучения в зеркале международных сравнительных исследований // Образовательная политика. 2016. № 2 (72). С. 113–124.
7. Лейбович А.Н. Вопросы эффективности национальной системы квалификаций // Образовательная политика. 2015. № 1 (67). С. 37–43. Лейбович А.Н. Национальная система квалификаций: требуется перезагрузка? // Образовательная политика. 2014. № 1 (63). С. 41–48.
8. Прокопов Ф.Т. Национальная система квалификаций: что мы строим // Образовательная политика. 2015. № 1 (67). С. 47–51.
9. Смирнова Ю.В. Национальная система квалификаций: инструменты внешней оценки качества профессионального образования // Современные проблемы и перспективы интернационализации интеллектуальных ресурсов России (вызовы, стратегии, модели, интересы национального, регионального и отраслевого развития): коллективная монография. М.: РИОР, 2019. 260 с.
10. Факторович А.А. Инструменты национальной системы квалификаций для бизнеса и системы подготовки кадров. Инновационные подходы к подготовке специалистов высшего и среднего профессионального образования в современных условиях. СПб.: Издательство СПбГТИ (ТУ), 2020. С. 284–291.
11. Факторович А.А. Инструменты национальной системы квалификаций для повышения качества подготовки кадров // Стандарты и качество. 2020. № 8. С. 100–103.
Рецензия
Для цитирования:
Лейбович А.Н. Национальное агентство развития квалификаций: вчера, сегодня, завтра. Техник транспорта: образование и практика. 2020;1(3):173-178. https://doi.org/10.46684/2687-1033.2020.3.173-178
For citation:
Leibovich A.N. National agency for qualifications development: yesterday, today, tomorrow. Transport Technician: Education and Practice. 2020;1(3):173-178. (In Russ.) https://doi.org/10.46684/2687-1033.2020.3.173-178