Обсуждается деятельность Сибирского территориального управления Росжелдора и его роль в управлении железнодорожным транспортом. Основное внимание уделено вопросам открытия и закрытия железнодорожных переездов.
В 2009 г. был издан приказ, определяющий порядок открытия и закрытия железнодорожных переездов. Росжелдор участвует в этом процессе, давая заключение о возможности открытия или закрытия переезда.
В сентябре 2018 г. в порядок были внесены изменения, и к функциям Росжелдора добавилась обязанность по учету сведений о железнодорожных переездах. Владельцы инфраструктуры обязаны предоставлять в Росжелдор карточки железнодорожных переездов в течение 30 дней после открытия, закрытия или изменения сведений о переезде.
С 2023 г. территориальные управления Росжелдора проводят работу по актуализации и наполнению информационного ресурса о железнодорожных переездах. Однако специалисты сталкиваются с отсутствием поступления необходимых сведений от организаций — владельцев железнодорожных переездов. В настоящее время направляются запросы этим организациям для получения информации.
НОВОСТИ. АНОНСЫ
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Актуализирована проблема вовлечения работодателя, в частности, предприятий здравоохранения ОАО «Российские железные дороги», в улучшение подготовки медицинских работников путем участия профильных специалистов в образовательном процессе медицинского колледжа. Обобщение результатов научных исследований и анализ регламентирующих требований со стороны транспортного холдинга «РЖД» позволили выдвинуть аргументы в отношении исследуемой темы.
Сформулированы особенности образования в медицинских колледжах, подведомственных Росжелдору, как составляющей транспортной образовательной системы при оказании влияния на подготовку кадров со стороны предприятий медицины ОАО «РЖД» — ключевого работодателя. Эти особенности: экстерриториальность подготовки, заинтересованность работодателя в качестве обучения специалистов, что определяется нормативными документами ОАО «РЖД» в отношении подготовки кадров, осуществляемая ресурсная поддержка. Названы способы оценивания качества образования специалистов-медиков с участием работодателя. Представлен пример анкеты-опроса для работодателя.
Обоснованы аспекты повышения качества образования отраслевых специалистов-медиков через определение формы взаимодействия работодателя и медицинских колледжей: предоставление мест практики и подбор в резерв наиболее успешных студентов, участие практикующих работников в реализации образовательных программ и адаптация содержания программ к формированию у обучающихся востребованных профессиональных компетенций. Обозначены области вовлечения работодателя в улучшение качества содержания и организации образовательного процесса.
Рассмотрена суть внедрения акмеологического подхода в профессиональное образование, проанализированы компоненты акмеологической направленности личности обучающихся, изучены показатели оценки ее сформированности.
На примере Волгоградского техникума железнодорожного транспорта — филиала Ростовского государственного университета путей сообщения представлена система принципов, приемов и методов, позволяющих решать акмеологические проблемы и задачи профессиональной подготовки специалистов железнодорожной отрасли.
Определено, что предложенная система может быть применена другими профессиональными образовательными организациями для повышения у обучающихся профессиональной мотивации.
В рамках проведенных в 2022–2024 гг. опросов обучающихся 2–4 курсов было выявлено, что мотивационные характеристики студентов из курса в курс увеличиваются в процессе обучения под воздействием специфики учебно-профессиональной деятельности, что свидетельствует о позитивном формировании у них акмеологической позиции.
Используемый акмеологический подход к профессиональной подготовке специалистов позволяет создать условия в образовательной организации, способствующие получению по окончании обучения выпускника, знающего свои профессиональные цели и ценности; нацеленного на профессиональное саморазвитие и обладающего сформированной профессиональной мотивацией, творческим подходом к дальнейшей трудовой деятельности.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ТРАНСПОРТА
Исследуются факторы, оказывающие влияние на повышение престижа преподавателя в среднем профессиональном образовании (СПО). Отмечены изменения, происходящие в образовательной сфере, и их влияние на восприятие обществом роли преподавателя. Рассмотрены различные аспекты повышения престижа преподавателя, такие как профессиональное развитие, социальные навыки, персональные качества. Раскрыто значение повышения престижа рабочих профессий как необходимого условия роста престижа преподавателя СПО. Затронуты аспекты актуальности педагогической работы, представлены способы адаптации образовательного процесса в условиях цифровизации образования, предложены различные варианты вовлечения обучающихся в процесс образования и способы мотивации к учебной, мыслительной, научной деятельности. Выделена ценность классической модели преподавания и роли педагога.
ОБРАЗОВАНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ: ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
Освещается вопрос обеспечения профессиональной направленности общеобразовательной дисциплины (ОД) «Химия» при обучении по программе среднего профессионального образования (СПО) на основе синхронизации предметных, метапредметных и личностных результатов освоения дисциплины с общими и профессиональными компетенциями специальности 23.02.06 «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог».
Представленная методика преподавания ОД «Химия» с учетом профессиональной направленности основной образовательной программы СПО включает структурирование и отбор профессионально-ориентированного содержания курса и использование современных, эффективных способов его реализации. Предложено целенаправленное использование методов активного обучения (кейс-технологии, игровые технологии, решение задач с практико-ориентированным содержанием, разработка междисциплинарных индивидуальных проектов).
Анализ результатов исследования, проведенного в Волгоградском техникуме железнодорожного транспорта — филиале Ростовского государственного университета путей сообщения в 2023–2024 учебном году, показал, что в процессе преподавания ОД «Химия» с учетом профессиональной направленности основной образовательной программы СПО уровень мотивации обучающихся к изучению курса общеобразовательной дисциплины значительно возрастает.
Можно сделать вывод, что описываемый подход к преподаванию способствует повышению качества освоения содержания ОД и становится условием формирования базы профессиональных компетенций.
ЛОГИСТИКА. ЭКОНОМИКА ТРАНСПОРТА. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССАМИ ПЕРЕВОЗОК
Приведены основные данные о создании и внедрении новых систем управления и обеспечения безопасности движения поездов на зарубежных железных дорогах по состоянию на 2024 г. Особое внимание уделено европейской системе управления поездом (ETCS) и ее поэтапному внедрению. Большое значение имеет цифровая централизация стрелок и сигналов (DSTW). Отмечены трудности внедрения систем ETCS и DSTW. Для управления движением поездов на железных дорогах в Европе создана европейская система управления железнодорожным движением ERTMS, указаны медленные темпы ее внедрения. Представлены данные о цифровизации на примере железнодорожного транспорта Германии, а также Австрии, Швейцарии и других стран. Продемонстрирован ряд проектов и систем, связанных с цифровизацией, развитием инфраструктуры, оборудованием локомотивов бортовыми устройствами, обеспечением кибербезопасности и автоматическим управлением движения поезда. Взамен действующей системы мобильной связи стандарта GSM-R создается система FRMCS нового поколения 5G. В работах по цифровизации и автоматизации широко используются моделирование, искусственный интеллект и другие современные инструменты и технологии.
Охарактеризован подход к сущности и особенностям функционирования интегрированной транспортно-логистической системы (ИТЛС) мегаполиса. На основе краткого литературного обзора сформулированы логистические принципы, предполагающие применение пассажирских контактных графиков для планирования и организации логистических цепей пассажиропотоков. Предлагаемая в данном исследовании концепция развития пассажирских перевозок в ИТЛС мегаполиса дополняет область исследования логистических транспортных систем научно-методическим аппаратом для рационального планирования, организации, контроля и анализа скоординированной работы видов транспорта в мегаполисе по обеспечению мобильности населения. Концепция базируется на основных положениях теории транспортных систем и транспортной (пассажирской) логистики и включает несколько основных направлений (подходов), а также совокупность логистических принципов и предполагает применение пассажирских контактных графиков для планирования и организации логистических цепей пассажиропотоков в ИТЛС мегаполиса. Описаны критериальный аппарат и особенности пассажирского контактного графика. Цель — предложить концепцию функционирования интегрированной транспортно-логистической системы мегаполиса. Методы, используемые в исследовании: системный, синергетический, логистический, аналитический. Предложено использование контактного графика для пассажирского движения, что позволит эффективно организовать и планировать логистические цепи пассажиропотоков в мегаполисах. Результаты исследования могут применяться при оптимизации систем транспортно-логистического обслуживания населения в крупных городах страны, при интеграции различных видов транспорта в транспортно-пересадочных узлах, а также при разработке стратегии развития пассажирских транспортных систем мегаполисов.
ЦИФРОВИЗАЦИЯ, ИННОВАЦИИ И МОДЕЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ
Предложены оригинальные алгоритмы для оцифровки процессов распределения ресурсов в сложных пассажирских транспортных системах (ПТС). Цель исследования — создание универсальной цифровой модели, способной адаптироваться к условиям, где ключевые параметры системы определяются из соотношений, известных в обобщенной форме, а ее параметризация остается незавершенной. Разработанная структура РР-системы (распределения ресурсов) учитывает динамику ПТС, включая неопределенности, связанные с изменением спроса, ограничениями инфраструктуры и вариативностью сценариев эксплуатации. Модель РР-системы трансформируется для трех типовых исследовательских случаев, характерных для ПТС. Каждый случай реализуется через единый методологический подход: формирование морфологических матриц выбора сценариев на основе оценочных функционалов. Эти матрицы интегрируют критерии эффективности, такие как минимизация временных и ресурсных затрат, что позволяет адаптировать управление к конкретным условиям. Алгоритмы используют актуальные данные о текущих показателях системы — пассажиропотоке, загрузке транспорта, доступности ресурсов, — обеспечивая точность и релевантность расчетов. Обязательное условие функционирования РР-системы — ее трехуровневая иерархическая организация. На первом уровне выделены три подсистемы показателей, каждая из которых разделена на три страты (базовые, производные и интегральные метрики). Например, подсистема «Операционная эффективность» включает страты данных о времени движения транспорта, частоте маршрутов и уровне удовлетворенности пассажиров. Такая структура позволяет декомпозировать задачи управления, синхронизировать разнородные данные и формировать комплексные решения. Разработанные алгоритмы и структура РР-системы могут быть внедрены в интеллектуальные платформы управления транспортом, повышая гибкость и устойчивость ПТС в условиях неопределенности. Результаты исследования актуальны для городов с высокой динамикой пассажиропотока и ограниченными ресурсами.
ИНФРАСТРУКТУРА ТРАНСПОРТА: СОЗДАНИЕ, ЭКСПЛУАТАЦИЯ И РАЗВИТИЕ
Рассмотрена роль светодиодного освещения в повышении энергоэффективности объектов железнодорожной инфраструктуры. Затронуты вопросы внедрения светодиодных технологий, способствующих не только снижению энергозатрат, но и совершенствованию условий работы и безопасности пребывания на железной дороге.
Частично рассмотрено состояние освещения на железнодорожных объектах, подчеркнуты более высокие эксплуатационные расходы традиционных систем освещения, таких как лампы накаливания и флуоресцентные источники света.
Проанализированы преимущества светодиодного освещения, включая более длительный срок службы, более низкие энергозатраты и высокую надежность. На примере станции с традиционным освещением рассчитана экономическая выгода, полученная от перехода на современные светотехнические технологии.
Изучены экологические аспекты светодиодного освещения и его воздействие на окружающую среду в сравнении с традиционными источниками света. В результате выявлено, что светодиоды являются предпочтительным выбором с точки зрения не только экономики, но и устойчивого развития и защиты окружающей среды.
Таким образом, определено, что светодиодное освещение представляет собой неотъемлемую часть стратегии повышения энергоэффективности на железнодорожной инфраструктуре, позволяя не только сократить затраты, но и улучшить общие условия эксплуатации.
ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕВОЗОК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ НА ТРАНСПОРТЕ
Некачественно выполненные процессы разработки и согласования способов размещения и крепления грузов приводят к коммерческим неисправностям, отцепкам вагонов в пути следования, отказам технических средств, транспортным происшествиям. Поэтому актуальной остается задача исключения рисков при разработке и согласовании способов погрузки. Сегодня в данных процессах практически не используется система управления рисками на основе имеющихся в информационных системах данных.
В настоящее время разработкой способов размещения и крепления груза могут заниматься любые лица без каких-либо ограничений. В силу разного опыта и знаний у различных разработчиков существенно отличается качество разработанных и предоставленных на согласование схем погрузки. Для категорирования разработчиков схем погрузки по отношению к создаваемым рискам представлена методика определения риск-профиля разработчиков способов размещения и крепления грузов.
В качестве основных показателей оценки риск-профиля предлагается использовать количество возвратов схем погрузки при согласовании на доработку и характер таких возвратов. Определена технология расчета интегрального показателя качества разработки способа размещения и крепления груза. Формализованы расчетные значения риск-профилей и показателей, определяющих качество согласования способов размещения и крепления грузов.
Предложен механизм риск-категорирования разработчиков схем погрузки для эффективного и адресного принятия мер по минимизации рисков от некачественных способов размещения и крепления грузов.
В данной статье исследуется устройство и назначение системы экологического менеджмента, а также ее способность к обеспечению соответствия требованиям концепции Environmental, Social, Governance. В условиях глобального перехода к устойчивому развитию, ESG становится основным ориентиром для социально-ответственных инвесторов. Компании осознали, что приверженность ESG-критериям позволяет снижать риски, связанные с экологией, а демонстрация компанией своей социальной ответственности положительно сказывается на лояльности клиентов и усиливает ее рыночную позицию. В связи с увеличивающейся популярностью концепции ESG, а также с малой просвещённостью общественности в вопросах назначения и функций системы экологического менеджмента, цель данной работы заключается в том, чтобы разъяснить что такое система экологического менеджмента на примере обрабатывающих производств, и почему данная система – самый эффективный инструмент для обеспечения соответствия требованиям экологического аспекта концепции ESG.
ИСТОРИЯ ТРАНСПОРТА
Рассказано о жизни и деятельности известного советского железнодорожника, руководителя крупнейшей Северной железной дороги И.М. Маслюка (1904–1986). Он посвятил железнодорожному транспорту более 60 лет жизни. Прошел длительный путь от телеграфиста до начальника дороги. В годы Великой Отечественной войны руководил станцией Всполье, через которую прошли сотни воинских эшелонов на фронт, а также эвакуированных ленинградцев.
Северная железная дорога под руководством И.М. Маслюка была инициатором внедрения многих современных методов эксплуатации железнодорожного транспорта. И.М. Маслюку было присвоено звание Героя Социалистического Труда, он награжден четырьмя орденами Ленина и другими наградами. Последние годы жизни посвятил транспортному образованию, передавая свои знания молодым железнодорожникам.
ОБЗОР НАУЧНОЙ ПРЕССЫ. НОВИНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: СОБЫТИЯ, МНЕНИЯ, СООБЩЕНИЯ
Публикация посвящена празднованию 95-летнего юбилея Омского техникума железнодорожного транспорта — структурного подразделения среднего профессионального образования ФГБОУ ВО ОмГУПС. Его история отражена в делах коллектива и воспитанников техникума. Техникум начал работу в тяжелые годы становления Советской власти, в годы первой пятилетки.
В настоящее время ведется подготовка по шести основным железнодорожным специальностям. Ежегодно из стен техникума выходит около 350 молодых специалистов. Выпускники работают на железных дорогах по всей протяженности Транссибирской магистрали.
Омский техникум железнодорожного транспорта традиционно является образовательной основой отрасли, формируя производственную базу предприятий, состоящую из настоящих профессионалов.
Понимая важность задачи кадрового обеспечения для эффективной работы транспорта, коллектив техникума стремится соответствовать духу и требованиям времени, творчески решать задачи, возникающие в ходе реформирования отрасли.
В 2025 г. Тихорецкий техникум железнодорожного транспорта — филиал Ростовского государственного университета путей сообщения (ТТЖТ — филиал РГУПС) — отмечает 95-летие. Основанный в 1930 г. в условиях бурной индустриализации, техникум стал важным звеном в системе подготовки кадров для железнодорожной отрасли. Его история включает эвакуацию в годы Великой Отечественной войны, восстановление в послевоенные годы и активное развитие в последующие десятилетия.
Рассмотрены ключевые этапы становления и модернизации учебного заведения. Показано, как техникум трансформировал свои образовательные программы: от обучения специалистов в области паровозного и вагонного хозяйства до реализации 11 современных, востребованных специальностей. Отмечено развитие инфраструктуры: построены четыре учебных корпуса, учебный полигон, лаборатории, общежития, спортивный комплекс, включая бассейн и тренажерные залы.
Особое внимание уделено тесному взаимодействию с предприятиями Северо-Кавказской железной дороги. Более 90 % выпускников профильных направлений трудоустраиваются по специальности. Техникум активно участвует в федеральных образовательных проектах, конкурсах и научно-практических конференциях. Преподаватели и студенты регулярно становятся победителями и лауреатами престижных профессиональных соревнований.
Свыше 26 тыс. человек окончили техникум по программам среднего профессионального образования, более 30 тыс. — по программам дополнительного профессионального образования. Сегодня ТТЖТ остается лидером железнодорожного образования в России, сохраняя традиции и уверенно двигаясь в будущее.
В 2025 г. Медицинский колледж железнодорожного транспорта Иркутского государственного университета путей сообщения отмечает свое 90-летие. Рассмотрена история создания и становления учебного заведения: от открытия фельдшерско-акушерской школы в 1935 г. до одного из ведущих средних профессиональных учебных заведений Иркутской области. За 90 лет колледж выпустил свыше 9000 специалистов медицинского профиля: медицинских братьев и сестер, фельдшеров, зубных техников и гигиенистов профилактических. Многие из них добились больших успехов в профессиональной деятельности.
На протяжении нескольких лет колледж занимал лидирующие позиции в рейтинге медицинских колледжей, подведомственных Федеральному агентству железнодорожного транспорта.
Главная цель колледжа — подготовить конкурентоспособных, квалифицированных специалистов со средним медицинским образованием, которые смогут работать в больницах и в практическом здравоохранении. Учеба ведется с учетом запросов работодателей. Используются современные технологии и методы обучения, чтобы студенты могли легко учиться и получать нужные знания.
В колледже созданы условия не только для получения профессиональных знаний и умений, но и для формирования личностных качеств обучающихся, их гражданской позиции и правильного понимания профессиональной этики. Воспитательная работа играет ключевую роль в подготовке будущих медицинских работников.
ISSN 2687-1033 (Online)