Preview

Техник транспорта: образование и практика

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков
Том 5, № 3 (2024)
Скачать выпуск PDF

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

248-252 188
Аннотация

   Инновационная экономика предполагает потребность в высококвалифицированных кадрах, обладающих новыми компетенциями будущего. Представлены наиболее востребованные компетенции молодых специалистов. Показано, что основными из ключевых навыков считаются лидерство и вовлеченность. Лидерство является фактором повышения эффективности и развития организаций любой сферы экономики. Перечислены действующие государственные программы для развития надпрофессиональных навыков. На железнодорожном транспорте широко поддерживается развитие лидерских компетенций специалистов. Приведены акценты и основные положения системы менеджмента качества ОАО «РЖД». Рассмотрены предпосылки развития лидерства, а также сделано предположение, что универсальные лидерские качества могут быть приобретены в процессе обучения. Представлено мнение работодателей о том, что учреждения профессионального и высшего образования позиционируются не только как источники знаний, но и формирования лидерского потенциала и таких качеств обучающихся, как целеустремленность, адекватность, гибкость мышления, ответственность. Сделаны выводы о том, что востребована модель педагогики, дополненная новым механизмом формирования лидерского потенциала студентов. Научно-техническое развитие железнодорожного транспорта невозможно без создания тесного взаимодействия между образовательными учреждениями и реальным сектором. Определена необходимость усиления образовательными учреждениями вектора лидерства в процессе обучения. Высказано предположение, что качественная профессиональная подготовка с направленностью на формирование лидерских качеств и компетенций будущего создаст высокую мотивацию у выпускников. Совокупность качественного образования и наличие надпрофессиональных навыков будет способствовать развитию новых лидеров, что даст возможность усиления инновационного потенциала страны.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ТРАНСПОРТА

ОБРАЗОВАНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ: ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

256-261 224
Аннотация

   Тема культуры безопасности движения в последнее время часто звучит на селекторных совещаниях руководителей служб. Что подразумевает это понятие, как оно взаимосвязано с менеджментом безопасности и почему данные направления работы относятся к основным задачам холдинга «РЖД» в области обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта? Проанализированы причины нарушения безопасности движения, которые связаны с влиянием человеческого фактора, нарушением трудовой дисциплины, ненадлежащим выполнением должностных обязанностей.

   Главная задача исследования — найти подходы к повышению уровня культуры безопасности среди работников железнодорожного транспорта.

   Чаще всего при решении какой-то определенной задачи необходимо выходить за ее рамки и рассматривать вопросы, которые на первый взгляд не относятся к сути проблемы, но чем больше углубляешься в изучение, приходишь к выводам, показывающим связь между собой иногда самым неожиданным и непредсказуемым образом. Как повысить культуру безопасности движения среди работников компании? Возможно ли изменить мышление работника, чей профессиональный опыт оценивается не одним годом, а десятилетиями? По мнению автора, сотрудник, который нарушает безопасность на протяжении долгих лет, уже не сможет выполнять свои должностные обязанности как следует. Это «профессиональный» порок, который невозможно исправить, потому что чаще всего его так научили на этапе стажировки на производстве. Многих случаев можно было бы избежать, потому что мелкие нарушения в совокупности с определенными факторами являются фатальными.

262-272 176
Аннотация

   Цель исследования — изучение устойчивости системы управления персоналом в ОАО «РЖД» путем анализа его кадровой политики, определение влияния коммуникации в коллективе и профессиональных навыков на качество управленческих решений.

   Основываясь на методе статистического наблюдения за количественными показателями кадровой структуры персонала, установлены следующие показатели: изменение процентного соотношения возрастных групп, изменение процентного соотношения возрастных групп и уровня образования сотрудников. На основе этих показателей можно отследить динамику уровня качества управления персоналом и ее влияние на внутренние кадровые процессы компании, а также возможно выявление взаимосвязи между профессиональными компетенциями и коммуникациями на принятые сотрудниками решения. Исследованы ориентиры поколений, коммуникаций в коллективе, в частности между непосредственным руководителем и специалистом, влияние инновационных подходов к обучению на повышение профессиональных навыков сотрудников, улучшение качества работы и взаимоотношений в коллективе. Рассмотрены различные инновационные методики обучения: курсы повышения квалификации, переобучение, система дистанционного обучения и их воздействие на профессиональное развитие сотрудников. Проанализировано, как инновационные подходы к обучению способствуют формированию позитивного рабочего окружения и улучшению коммуникаций в коллективе. Показано, какие инновационные методики могут быть наиболее эффективными для достижения поставленных целей организации. Предложен оптимальный способ развития профессиональных навыков и компетенций сотрудников, которые позволяют улучшить качество работы. Выбор темы обусловлен неотъемлемой значимостью человеческого капитала в контексте достижения стратегических целей компании. В современном бизнес-мире, где конкуренция становится все более острой, ключевым фактором успеха является качество персонала и его профессиональный уровень. Внедрение инновационных подходов в управлении персоналом и построении корпоративной культуры — необходимый шаг для обеспечения конкурентоспособности и успешного преодоления вызовов современного рынка.

ЛОГИСТИКА. ЭКОНОМИКА ТРАНСПОРТА. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССАМИ ПЕРЕВОЗОК

273-281 179
Аннотация

   Цель исследования — установление критериев классификации экспедиторов.

   Применили методы SWOT-анализа и ABC-анализа. Выделены проблемные области рынка транспортных услуг России и разработан вариант классификации экспедиторов. Сдерживающим фактором развития любой операторской компании в условиях российского рынка является низкое доверие со стороны клиентов. Часто фирмы для привлечения большого числа клиентов берут на себя обязательства, для выполнения которых не обладают необходимым ресурсом. Создание нормативного классификатора экспедиторов позволит решить данную проблему. Таким образом, клиенты получат лучшее информирование об услугах, а операторы будут вынуждены улучшать качество оказываемых услуг путем повышения уровня клиентоориентированности и интеграции инновационных технологий. По результатам исследования проведен анализ рынка транспортных услуг и предложен вариант классификации экспедиторов по уровням, что позволит государству собирать статистическую информацию о текущем положении дел и формировать на ее основе дальнейшую стратегию развития. Данная работа может быть использована для развития транспортной стратегии Российской Федерации.

   Практическая значимость исследования — вариант внесения изменений в действующее законодательство с целью повышения уровня взаимодействия клиентов с экспедиторскими компаниями.

282-290 255
Аннотация

   Исследование посвящено экономической оценке проекта железной дороги стандартной колеи Найроби – Момбаса в Кении.

   Для оценки данного проекта использован метод анализа затрат и выгод, целью которого является нахождение чистой социальной выгоды путем вычитания всех затрат по проектам из общей суммы социальных выгод.

   Среди различных методов стоимостного анализа применен метод коридорного анализа, а также эмпирический метод, который включал математический расчет, анализ и сравнение информации различных видов транспорта, работающих между двумя городами Найроби и Момбаса, полученной из разных вторичных источников с целью получения социальной текущей стоимости. Существует социальная выгода в размере 75 млн долл. и, таким образом, проект стоил вложенных средств. Анализ проекта железной дороги стандартной колеи Найроби – Момбаса поможет уменьшить негативную реакцию, с которой столкнулось правительство Кении со стороны местных жителей за огромные инвестиции в этот проект, доказав, что проект экономически выгоден и окажет положительное влияние на социальное благосостояние жителей.

291-296 163
Аннотация

   Анализ статистических данных грузовых перевозок за последние 10 лет показывает чувствительность к политическим воздействиям со стороны практически всех видов транспорта, в том числе железнодорожного. При этом участие железнодорожного транспорта в общем объеме грузовых перевозок за последние годы можно оценить на уровне 17–18 %. Намечается тенденция к увеличению сектора железнодорожных перевозок в общем объеме грузовых перевозок. Для обеспечения технологического суверенитета Российской Федерации необходимо принимать ряд технических, организационных и управленческих решений для нивелирования негативных последствий. Совершенствование отечественного логистического потенциала предполагает развитие международных транспортных коридоров, которые будут связывать макроэкономические регионы севера, юга, востока и запада. Это окажет влияние на мировую экономику в целом. Поэтому основной задачей выступает развитие эффективного взаимодействия участников транспортных процессов как на смежных видах транспорта, так и крупнейших представителей операторского и логистического бизнеса, грузообразующих предприятий. В этой связи текущая ситуация проанализирована с помощью инструмента выявления конкурентных преимуществ на внутреннем рынке и в условиях мировой конкуренции.

ЦИФРОВИЗАЦИЯ, ИННОВАЦИИ И МОДЕЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ

297-303 283
Аннотация

   Проанализировано влияние четвертой промышленной революции, известной как Индустрия 4.0, на современное промышленное производство и жизнь общества. Представлены основные преимущества Индустрии 4.0, такие как повышение производительности и безопасности труда, разработка новых продуктов и материалов, а также увеличение конкурентоспособности продукции. Особое внимание уделяется аддитивным технологиям (АТ) и их роли в современном инжиниринге в рамках концепции Индустрии 4.0. Изложены методы АТ, их классификация по материалам и методам производства, а также применение в различных отраслях промышленности. Представлен пример успешного использования аддитивных технологий АО «Научно-производственная корпорации «Уралвагонзавод», где с помощью 3D-принтеров создаются формы и стержни для отливки деталей с высокой скоростью и качеством. Рассмотрен проект внедрения 3D-принтеров в сервисные депо дирекции моторвагонного подвижного состава компании ОАО «РЖД» с акцентом на экономические и временные выгоды от использования АТ. Концепция внедрения АТ в обслуживание и ремонт подвижного состава предполагает создание опорных депо по сети железных дорог компании ОАО «РЖД». Показаны значимость подготовки высококвалифицированных специалистов в области АТ и необходимость разработки образовательных программ для подготовки будущих работников, способных решать сложные задачи по созданию и применению новых промышленных технологий. Особое внимание уделяется синергетическим подходам в образовании для сочетания обучения с научной деятельностью и создания инновационных технологических решений.

ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕВОЗОК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ НА ТРАНСПОРТЕ

304-311 168
Аннотация

   Цель исследования — анализ и разработка природных и природно-антропогенных мер адаптации транспортной инфраструктуры к климатическим изменениям.

   Основой проведенного анализа послужили национальные и международные нормативно-правовые акты, передовые практики в области разработки и реализации технических, организационных, природных и природно-антропогенных мер адаптации объектов транспортной инфраструктуры к меняющемуся климату. Несмотря на то, что технические меры адаптации могут рассматриваться как основа обеспечения безопасности по отношению к факторам климатического риска, принятие дополнительных или альтернативных природных мер позволит осуществить эффективную адаптацию более экономично на основе устойчивых и долгосрочных решений. В ряде случаев технические меры адаптации являются четко детерминированными, что в значительной мере лишает лиц, принимающих решение, гибкости при выборе комплекса мероприятий для конкретной территории. Таким образом, гибридные решения, сочетающие природные и технические мероприятия, могут обеспечить оптимальный уровень безопасности с учетом воздействия на окружающую среду, территории, необходимые для размещения средств адаптации, и величины затрат. Выявлены текущие инженерные меры по адаптации, используемые на объектах транспортной инфраструктуры. За исключением ряда процедурных изменений в текущей практике, большинство действующих мер — это технические решения. Установлено, что дополнение технических и организационных мер природными и природно-антропогенными мерами адаптации обладает потенциалом не только предоставления экосистемных услуг, которые могли бы повысить биоразнообразие и экологическую связность, но и обеспечить устойчивость транспортной инфраструктуры к изменению климата. Широкое использование данных мер адаптации позволит позиционировать железнодорожный транспорт как надежный, устойчивый и экологически безопасный вид транспорта.

ОБЗОР НАУЧНОЙ ПРЕССЫ. НОВИНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ИСТОРИЯ ТРАНСПОРТА

314-319 172
Аннотация

   Освещена история строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМ) с 1930-х гг. и заканчивая современностью. Раскрыты детали организации и условий работы на строительстве, включая труд заключенных, нехватку рабочих рук и продовольственные проблемы. Особое внимание уделено формированию нового социума на основе коммунистической идеологии в процессе строительства БАМа, а также влиянию проекта на развитие экономики и социальной сферы региона. Строительство БАМа — актуальный экономический проект, также оно имело социокультурный и политический контекст, оказало значительное влияние на формирование новой социальной среды и ценностей в обществе. Строительство БАМа представлено как интернациональная народная стройка, объединившая более 70 национальностей, исключительно важная в истории России. Затрагивается перспективное развитие проекта с упоминанием модернизации и будущего третьего этапа строительства БАМа.

320-323 229
Аннотация

   Описано строительство восточного участка Байкало-Амурской магистрали (БАМ) силами железнодорожных войск СССР. Заметка дает краткое, но информативное представление о строительстве восточного участка БАМа. Подчеркнуты масштабность проекта, сложность условий, героизм и самоотверженность строителей.

СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: СОБЫТИЯ, МНЕНИЯ, СООБЩЕНИЯ

327-333 313
Аннотация

   В 2024 г. Красноярскому институту железнодорожного транспорта — филиалу Иркутского государственного университета путей сообщения исполняется 130 лет. История его создания связана с бурным развитием железнодорожного транспорта в России и строительством новой железной дороги в Сибири. Представлен очерк 130-летней истории становления и развития старейшего учебного заведения, основанного в 1894 г. как Первое Сибирское техническое железнодорожное училище. Определены основные этапы становления вуза, рассмотрены достижения в профессиональной подготовке специалистов железнодорожной отрасли, вклад в социально-экономическое развитие страны.

334-340 347
Аннотация

   В 2024 г. свое 80-летие отмечает Челябинский институт путей сообщения — филиал Уральского государственного университета путей сообщения (ЧИПС УрГУПС). Рассматриваются основные этапы истории развития образовательной организации, начиная с создания в 1944 г. Челябинского железнодорожного техникума до настоящих дней. Восьмидесятилетняя история охватывает несколько поколений преподавателей и сотрудников, 76 выпусков студентов, насыщена множеством событий и ярких моментов. Приводятся главные исторические вехи и наиболее важные события в развитии образовательной организации, неразрывно связанные с развитием железных дорог нашей страны. История создания Челябинского института путей сообщения объединяет истории нескольких образовательных организаций, традиции и достижения которых являются неразрывной частью общей истории. Показаны перспективные направления развития вуза, связанные с внедрением цифровых технологий как в работу железнодорожного транспорта, так и в организацию работы по подготовке высококвалифицированных кадров для транспортной отрасли.

341-344 171
Аннотация

   Свободненское медицинское училище — подразделение СПО Амурского института железнодорожного транспорта – имеет богатую историю, в этом году отмечает 80 лет со дня основания. Анализ и изучение прошлого, подведение итогов, выявление достижений способствуют выстраиванию курса на будущее. В настоящее время в училище по очной форме обучения учатся 270 студентов и 47 по очно-заочной. Достигнуты стабильно высокие показатели качества образования: ежегодно более 90 % защищают дипломную работу на «хорошо» и «отлично», трудоустройство в медицинские организации — 90 %. Обучение проводится по перспективным и востребованным направлениям подготовки: сестринское дело, акушерское дело, лечебное дело, стоматология профилактическая и стоматология ортопедическая. Училище прошло процедуру независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности.

345-350 319
Аннотация

   В 2024 г. Ухтинскому техникуму железнодорожного транспорта — филиалу Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I (УТЖТ — филиал ПГУПС) – исполняется 80 лет. Представлены информация о 80-летней истории техникума, современные достижения. В Ухтинском филиале ПГУПС действует музей истории создания, становления и развития техникума, в филиале сохраняются и развиваются традиции преемственности поколений. За годы своей деятельности УТЖТ — филиал ПГУПС стал «кузницей» кадров среднего звена для ОАО «РЖД» и Республики Коми, выпустив более 14 тысяч специалистов. В настоящее время в техникуме очно и заочно обучаются более 600 студентов, достигнуты стабильно высокие показатели трудоустройства выпускников.

351-353 121
Аннотация

   В соответствии с указанием Министерства путей сообщения от 11. 06. 1969 и приказом начальника Приволжской железной дороги от 16. 06. 1969 на станции Ртищево был организован Ртищевский техникум железнодорожного транспорта с дневной формой обучения.

354-355 172
Аннотация

   Лиховской техникум железнодорожного транспорта (ЛиТЖТ) был открыт 1 сентября 1994 г. За более чем четвертьвековую историю учебное заведение пережило немало, но ни разу не изменило своему предназначению: в учебном заведении всегда готовили и продолжают готовить квалифицированные рабочие кадры и специалистов среднего звена для железной дороги. В 2024 г. ЛиТЖТ — филиал РГУПС отмечает юбилей, техникуму исполняется 30 лет. За эти годы учебное заведение подготовило 4259 специалистов среднего звена, сумевших найти себя в жизни, которые успешно трудятся на предприятиях ОАО «РЖД». Во многом от преподавателей зависит, состоится ли как личность выпускник ЛиТЖТ и как в дальнейшем сложится его судьба. Законы рыночных отношений обуславливают необходимость подготовки таких специалистов, которые способны умело применять приобретенные знания для решения возникающих проблем и быстро адаптироваться в жизненных условиях, критически мыслить, делать необходимые обобщения и выводы, уметь работать в команде и самостоятельно.

НОВОСТИ. АНОНСЫ

356-357 75
Аннотация

   По приглашению АО «ЗАРУБЕЖ-ЭКСПО» Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте 19–21 июня 2024 г. принял участие в работе юбилейной десятой Международной промышленной выставки «EXPO-EURASIA KAZAKHSTAN 2024» и Алматинском бизнес-форуме.

357-358 113
Аннотация

   В первом полугодии 2024 г. проведены заседания пяти региональных советов профессионального образования и профессионального обучения на железнодорожном транспорте (РСПО) в соответствии с утвержденным графиком проведения заседаний.



ISSN 2687-1025 (Print)
ISSN 2687-1033 (Online)