НОВОСТИ. АНОНСЫ
Рассматриваются вопросы проведения рейтинговой оценки структурных подразделений СПО государственных университетов путей сообщения Росжелдора. Составление рейтингов позволяет развивать конкуренцию между образовательными организациями, что способствует улучшению качества образования.
Приведены изменения в критериях рейтинговой оценки 2025 г. по сравнению с позициями 2024 г. путем графической презентации информации. Наглядное представление информации может быть более эффективным по сравнению с обычной таблично-текстовой формой, поскольку дает возможность выделить наиболее существенные информационные установки. Прагматическое назначение такого способа подачи информации состоит в получении «вау-эффекта», быстрее вызывающего нужный отклик у слушателя/читателя.
Указаны основные меры для обеспечения показателей рейтинговой оценки, предпринимаемые в Сибирском колледже транспорта и строительства Иркутского государственного университета путей сообщения.
Представлен отчет о проведенном ФГБУ ДПО «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте» мероприятии — церемонии награждения победителей смотра-конкурса «О подвигах, о доблести, о славе», посвященного 80-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. Приведены история конкурса, информация о номинациях и участниках, результатах мероприятия. Итоги смотра-конкурса показывают, что он способствует росту патриотизма, влияет на заинтересованность обучающихся среднего профессионального образования в будущей профессии и ее истории.
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Одной из ключевых проблем в подготовке кадров в системе профессионального образования является выстраивание взаимодействия между работодателями и образовательными организациями высшего (ВО) и среднего профессионального образования (СПО). Значимым инструментом здесь стали профессиональные стандарты (ПС) — формализованное описание квалификационной структуры отрасли и требований к отдельным рабочим местам.
Рассматривается пример исследования данной проблемы под эгидой Ассоциации саморегулируемой организации «Региональные объединения сервиса машин и автоматики» (Ассоциации СРО «РОСМА»). Предлагается алгоритм, который могут использовать отраслевые объединения работодателей и советы по профессиональным квалификациям для проектирования и реализации результативной деятельности по взаимной поддержке и совместной работе с университетами и колледжами, а также трансляции запросов и предложений органам государственной власти в сфере образования.
Как основание для выстраивания отраслевой стратегии по поддержке профессионального образования приводится анализ статистических данных по динамике и объему подготовки в организациях ВО и СПО в сфере подъемных сооружений/подъемно-транспортных механизмов. Также анализируются результаты анкетирования сети профильных кафедр университетов и ряда колледжей, реализующих программы укрупненной группы специальностей 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта».
Создание ясного представления о возможных образовательных траекториях подготовки специалистов на основе ПС предлагается в качестве первого шага. Исследование практики реализации образовательных программ (ОП) и налаживание влияния на их содержание — второго. Выстраивание взаимодействия с колледжами, университетами — это третий шаг на пути осознанной работы отрасли по развитию кадрового потенциала.
Цель исследования — сформулировать для отраслевых объединений порядок выстраивания стратегии поддержки подготовки кадров в системе профессионального образования через определение целевых ОП и создание сети образовательных организаций.
Предмет исследования — формализованные понятия и объекты системы труда и системы профессионального образования, такие как ПС, квалификации, направления подготовки, специальности и профессии, а также статистические данные по объему подготовки и результаты анкетирования образовательных организаций.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ТРАНСПОРТА
Быстрое развитие медицинской науки и практики здравоохранения, цифровая трансформация медицины, необходимость совершенствования качества медицинской помощи, проводимая модернизация образования явились основанием для научного обо снования и внедрения с 2016 г. процедуры аккредитации специалистов здравоохранения.
Рассматриваются этапы, особенности подготовки выпускников медицинских образовательных организаций к первичной аккредитации с целью кадрового обеспечения отрасли здравоохранения, проблемы и роль аккредитации в формировании профессиональных компетенций специалистов среднего звена.
Затронуты вопросы симуляционных технологий — обучения на основе имитации, с применением современных систем моделирования (медицинские фантомы, тренажеры и манекены), основная задача которых создание клинических ситуаций, максимально приближенных к реальным. Симуляционное обучение анализируется как разновидность современной технологии подготовки высококвалифицированных специалистов, направленной на развитие профессиональной компетентности у специалистов медицинской сферы. Определены основные преимущества симуляционного подхода обучения в колледже: развитие и совершенствование практических навыков, формирование коммуникативных навыков, принципов и навыков командной работы.
За последние три года подготовка аккредитационных площадок в Оренбургском медицинском колледже — структурном подразделении Оренбургского института путей сообщения — филиала Приволжского государственного университета путей сообщения (ОМК ОрИПС — филиала ПривГУПС) претерпела значительные изменения. Представлены особенности подготовки аккредитационных площадок к проведению аккредитации, а также результаты первичной аккредитации выпускников за 3 года в ОМК ОрИПС — филиале ПривГУПС. Обозначены причины, по которым обучающиеся 4 курсов активно отказываются от прохождения аккредитации. Причины данного явления многообразны и требуют внимательного анализа.
Рассматривается организация командной работы студентов на учебных занятиях в процессе освоения профессиональных модулей по специальности 09.02.01 «Компьютерные системы и комплексы». Актуальность темы обусловлена необходимостью формирования у студентов умений эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде, при этом следует учитывать, что учащиеся старших курсов стремятся соответствовать образу своей будущей профессии и хорошо понимают профессиональную и личностную значимость командного взаимодействия.
Описываются применяемые игровые технологии, способные смоделировать профессиональную задачу, а также основные этапы формирования команды и возникающие при этом проблемы. Приводится формула успеха компании (команды) по методологии Адизеса, которая пытается объяснить трудности командообразования. Анализируются различные способы оценки эффективности командного взаимодействия студентов, отдельные способы могут использоваться и для оценки деятельности специалиста или преподавателя.
С целью решения профессиональных задач на учебных занятиях в большей степени подходят деловые игры (имитационные, операционные, ролевые) и проектная деятельность. Для оценивания лидерских качеств учащихся наиболее применим код Адизеса, он может использоваться преподавателем и для самоанализа. Оценку эффективности командного взаимодействия рекомендуется выполнять по шкале от 0 до 3, где 0 выставляется при отсутствии командной работы, 3 — при отличной командной работе.
ОБРАЗОВАНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ: ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
Актуальность исследования определяется теми радикальными изменениями, которые происходят в настоящее время во всей системе среднего профессионального образования (СПО). Усиление акцента на практическую подготовку студентов, увеличение объема учебных и производственных практик с обязательным выполнением предусмотренных работ на реальных производственных объектах, перенос начала формирования профессиональных компетенций обучающихся на период изучения общеобразовательных учебных дисциплин путем проведения бинарных занятий, совместная разработка материалов к занятиям преподавателями общеобразовательных учебных дисциплин и преподавателями профессиональных модулей образовательной программы СПО, максимальное приближение содержания промежуточной аттестации студентов к их будущей профессии и, наконец, проведение государственной итоговой аттестации в форме демонстрационного экзамена (ДЭ) — все эти нововведения требуют от педагогических работников новых подходов к образовательному процессу, внесения изменений в сложившийся порядок, применения новых форм и методов проведения занятий и тесного взаимодействия с предприятиями отрасли.
Представлен и проанализирован опыт осуществления ДЭ в Омском техникуме железнодорожного транспорта — структурном подразделении среднего профессионального образования ОмГУПС. Рассмотрены особенности организации ДЭ, результаты, достигнутые обучающимися трех специальностей, по которым он выполнялся, отмечена важная роль практической подготовки обучающихся и роль ОАО «РЖД» в организации и проведении демонстрационного экзамена.
ЛОГИСТИКА. ЭКОНОМИКА ТРАНСПОРТА. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССАМИ ПЕРЕВОЗОК
Разрабатывается модель прогнозирования состояния сложной транспортной системы, основанная на использовании информационного критерия для оценки эффективности действий по ее реструктуризации. В качестве параметра информационного критерия взята мера количества информации, вводимой в логистическую транспортную сложную систему для устранения неопределенности поведения как самой системы, так и отдельных событий. При этом разработанная модель обеспечивает единство измерителей эффективности в логистических транспортных системах, так как основана на методах прогнозирования значения влияния факторного пространства на исследуемый процесс в целях повышения эффективности системы в целом.
Сформулированы концептуальные положения оценки заполняемости контейнерного поезда (КП). Учитывая ожидаемый рост объемов контейнеризации до 16–20 % в 2035 г., прогнозируется дополнительный спрос на контейнерные перевозки, что объективно потребует ответа на вызов: обеспечить правильность оценки загрузки вагонов, размещения груза и распределения груза между вагонами с учетом рациональной заполняемости КП, а также автоматизацию бизнес-процессов для снижения ошибки человека при расчете и оформлении сопроводительной и коммерческой документации. Описан параметрический аппарат и новый показатель оценки эффективности формирования КП — показатель идеальности. Цель исследования — разработать параметрическую модель КП с учетом оптимальной заполняемости.
Методы, используемые в исследовании: аналитический, логистический, общей теории систем, параметризации. Предлагаемый показатель идеальности отражает уровень заполняемости КП во взаимосвязи с рядом важных при организации перевозки параметров, что позволяет эффективно организовать и планировать логистические цепи контейнеропотоков. Результаты исследования могут применяться при оптимизации системы планирования и формирования контейнерных поездов. По итогам проведенного исследования надо полагать, что мониторинг классности КП может значительно повысить эффективность логистических операций, сократить время доставки и обеспечить высокий уровень сервиса для грузоотправителей. В будущем необходимо развитие и дифференциация классов КП в ответ на растущие требования рынка к скорости и качеству перевозок.
ЦИФРОВИЗАЦИЯ, ИННОВАЦИИ И МОДЕЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ
Рассматривается применение искусственного интеллекта (ИИ) в управлении складскими процессами и его влияние на экономическую эффективность логистических компаний. Анализируются основные направления использования ИИ, включая прогнозирование спроса, управление запасами, роботизацию и технологии компьютерного зрения. Особое внимание уделяется опыту таких логистических компаний, как DHL, Walmart, X5 Group, успешно интегрировавших ИИ в свои операции. Также исследуются примеры использования ИИ в морских портах, таких как порт Лос-Анджелеса, где технологии помогли улучшить управление грузопотоками.
Приводятся результаты проведенного опроса среди представителей логистической отрасли, который выявил уровень внедрения ИИ, ключевые области применения и ожидаемые выгоды. Обсуждаются как преимущества, например, повышение точности и сокращение времени выполнения операций, так и барьеры, включая затраты на внедрение и нехватку квалифицированных специалистов. Подчеркивается роль ИИ в снижении операционных затрат и ускорении обработки данных в масштабных логистических цепочках. Как результат, несмотря на необходимость значительных инвестиций, применение ИИ в логистике преобразовывает традиционные методы управления, что ведет к повышению эффективности и устойчивости операций.
Рассмотрели вопрос, определения и оценки эффективности управления инновациями в транспортно-логистической деятельности на примере авиационной компании. Применили методы системного анализа управления безопасностью в авиационной деятельности. Провели исследование по проблемам осуществления управления инновациями в деятельности авиапредприятий. Предложили методику оценки управления рисками в авиационной деятельности.
Практическая значимость заключается в представленной методике оценки и определении эффективности управления инновационной деятельностью на основе блокчейн-технологий в авиационной промышленности. Понимание крупнейших проблем в мире и авиационной отрасли, а также управление инновационной деятельностью с помощью блокчейн-технологий в будущем позволит авиакомпаниям получить конкурентное преимущество.
ИНФРАСТРУКТУРА ТРАНСПОРТА: СОЗДАНИЕ, ЭКСПЛУАТАЦИЯ И РАЗВИТИЕ
На 50-м Всемирном тоннельном конгрессе нашел отражение современный уровень исследований в области подземного строительства, в том числе в сфере искусственного интеллекта на основе цифровизации.
В основу обзора положены опубликованные материалы конгресса. Тематика искусственного интеллекта отражена в отдельном разделе.
Представленную на конгрессе совокупность докладов можно подразделить на следующие несколько направлений: работа тоннелепроходческих машин; изучение деформаций грунтов и сооружений, мониторинг; обучающие методы; цифровые методы проектирования, строительства и управления эксплуатацией.
Предложена интеллектуальная система поддержки принятия решений по обслуживанию конструктивных дефектов тоннелей с использованием графа знаний и глубокого обучения, представлено экспериментальное исследование применения гиперспектральных изображений для оценки прочности бетона на сжатие. Описано прогнозирование качества окружающих пород на основе неполного набора данных из нескольких источников и применения деревьев простейшей байесовской сети. Рассмотрены проектирование, выбор модели и количественная оценка неопределенности при кондиционировании грунта для механизированной щитовой проходки с применением машинного обучения. Предложен энергоэффективный алгоритм управления вентиляцией тоннеля, сочетающий использование динамической нейронной сети и нечеткого управления. Особое внимание уделено оценке производительности тоннелепроходческих машин и выявлению дефектов эксплуатируемых подземных объектов. В целом сфера представленных исследований в области искусственного интеллекта (машинного обучения) применительно к освоению подземного пространства сравнительно узкая и оставляет много аспектов неохваченными.
Отмечаются перспективы развития и возможные изменения в технологиях тягового подвижного состава в ближайшие годы, а также проблемы, которые могут возникнуть в результате продвижений в этой области.
Железнодорожный транспорт является ключевым аспектом в экономике государства. Трудно представить современную экономическую систему без железнодорожной отрасли. Наличие собственных производств подвижного состава создает прочный фундамент для экономики любой страны.
В России железнодорожный транспорт стал основой для промышленного подъема страны в конце XIX в. Именно развитие железнодорожных сетей способствовало прорыву в экономике, а также обеспечивало геополитические интересы страны. Этот вид транспорта и сегодня играет немаловажную роль в отечественной экономике. От его функционирования во многом зависит современное национальное хозяйство и перспективы его развития, место государства в системе международных отношений.
В связи с заметным ростом цен на энергетические ресурсы мировые производители тягового подвижного состава вынуждены искать способы оптимизации эксплуатационных затрат.
Цель исследования — рассмотреть необходимость не только оптимально организовать уже существующие технологии, но и принять инновационные решения, которые улучшат положение железнодорожного транспорта.
ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕВОЗОК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ НА ТРАНСПОРТЕ
В мире активно идут испытания высокоавтоматизированных транспортных средств (ТС) с разными уровнями автономности и сферой применения. В том числе в городском общественном транспорте стали тестироваться беспилотные ТС. Сейчас разработчики активно анализируют ошибки и проблемы, возникающие в процессе тестирования автоматизированных ТС, отлаживают программные модули управления автотранспортом, усовершенствуют камеры, лидары и другие устройства, отвечающие за безопасность движения. Помимо развития автономности и безопасности транспорта стоит также обращать внимание на развитие средств организации движения.
На данный момент в России работают обычные центры управления движением, в которых руководят процессом организации перевозок диспетчеры. Из городского общественного транспорта тестируется пока что трамвай, городская электричка и такси в беспилотных режимах, но в ближайшем будущем в автоматизированной эксплуатации будут и другие виды транспорта.
Рассмотрены проблемы эксплуатации автоматизированных ТС, текущие системы помощи в организации движения городского транспорта, предложена автоматизированная система организации движения общественного транспорта, которая будет автономно без вмешательства человека организовывать движение, нивелируя трудности процесса эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств.
ИСТОРИЯ ТРАНСПОРТА
Представлен обзор уникальных документов и выставочных проектов, отражающих научно-исследовательскую деятельность старейшего научно-технического музея страны.
Цель исследования — через личные истории героев самой кровопролитной войны XX в. рассказать о неизвестных фактах в военной летописи и героизме представителей советской транспортной отрасли. Кропотливая работа научных сотрудников музея, сосредоточенная на человеческих судьбах, позволила выявить неординарные события, выпавшие на долю инженера Павла Алексеевича Тюменева, оказавшегося в немецком плену в первый день войны, переосмыслить документы, переписать биографию легендарной личности — Ивана Георгиевича Зубкова, чей вклад в ходе битвы за Ленинград стал судьбоносным, а самое главное — восстановить цепочку событий и сохранить память о летчике Владимире Дмитриевиче Никитове. Все, о ком идет речь, не думали о почестях, не рассказывали о громких победах, не гнались за званиями и наградами. Таковы, наверное, подлинные герои. Важно, что их истории приближают нас к общей истории Великой Отечественной, к миллионам таких же судеб советских людей, переживших войну, которую нельзя забывать.
ОБЗОР НАУЧНОЙ ПРЕССЫ. НОВИНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: СОБЫТИЯ, МНЕНИЯ, СООБЩЕНИЯ
В Саратовском техникуме железнодорожного транспорта — филиале Приволжского государственного университета путей сообщения (СТЖТ ПривГУПС) торжественно отметили 125-летие прославленного отраслевого учебного заведения Поволжья. Ректор университета Максим Гаранин поздравил коллектив филиала с юбилеем и вручил награды преподавателям и студентам.
В 2025 г. Филиал Сибирского государственного университета путей сообщения (СГУПС) в г. Новоалтайске отмечает 65 лет с начала образовательной деятельности.
Филиал СГУПС в г. Новоалтайске ведет подготовку специалистов среднего звена для предприятий железнодорожного транспорта, располагает собственной учебно-материальной базой, которая позволяет получить практические навыки в условиях, максимально приближенных к реальным.
Студенты филиала СГУПС в г. Новоалтайске активно принимают участие в конкурсах и чемпионатах профессионального мастерства, что увеличивает престиж и значимость выбранных специальностей и готовит конкурентоспособного специалиста для предприятий железнодорожного транспорта.
В настоящее время в филиале СГУПС в г. Новоалтайске очно и заочно обучаются 600 студентов, достигнуты высокие показатели трудоустройства выпускников филиала по профилю их специальностей.
Раскрыты этапы развития каждой из четырех специальностей Новосибирского техникума железнодорожного транспорта (НТЖТ), представлена информация о строительстве мастерских, учебного полигона и спортивного комплекса. Отмечена работа студентов под руководством преподавателей в творческом и спортивном направлениях, выделена патриотическая составляющая — поисковые отряды. Отмечена важность сотрудничества техникума с предприятиями Западно-Сибирской железной дороги: производственная практика; 100%-ное распределение выпускников. Высококвалифицированный педагогический состав обеспечивает возможность для обучающихся показывать высокие результаты и в учебной деятельности, и в научно-практических конференциях, конкурсах, фестивалях. С гордостью говорится о выпускниках НТЖТ, занимающих руководящие посты. С особым трепетом и уважением рассказано об основателе и первом директоре техникума — Юрии Константиновиче Ткачуке, почетном работнике транспорта Российской Федерации, почетном железнодорожнике, почетном работнике среднего профессионального образования.
ISSN 2687-1033 (Online)