В железнодорожной отрасли традиционно особое внимание уделяется развитию кадрового потенциала и обеспечению технологического процесса высококвалифицированными кадрами.
В настоящее время одним из ключевых инструментов, способствующих эффективному взаимодействию железнодорожной сферы и системы образования, становится внешняя оценка качества обучения. 28 марта 2020 г. по итогам совместного расширенного заседания президиума Госсовета и Совета по науке и образованию Президент РФ В.В. Путин поручил обеспечить реализацию проекта по проведению на федеральном уровне внешней оценки качества подготовки обучающихся.
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ 
Внимание к вопросам организации воспитательной работы с обучающимися активизировалось после признания Президентом Российской Федерации В.В. Путиным воспитания «федеральной функцией». Рассматриваются законодательные акты, регулирующие воспитательную функцию, вопросы документирования воспитания в образовательных организациях (ОО), реализующих программы среднего профессионального образования (СПО). В соответствии с поручением Министерства просвещения РФ были разработаны макеты примерной рабочей программы воспитания (далее — РПВ) и примерного календарного плана воспитательной работы. Согласно требованиям Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» руководящие и педагогические работники ОО должны создать такие условия студенту, чтобы в рамках освоения выбранной квалификации у него появилась возможность проявить лучшие стороны характера, приобщиться к корпоративной культуре будущего места работы, зафиксировать успехи и достижения. Закон предусматривает, что в ходе реализации учебных дисциплин в деятельностной форме (включая все виды практической подготовки) каждому студенту будет предложена возможность построить личную траекторию по достижению позитивных чувств и отношений к российским гражданским (базовым) нормам и традиционным духовно-нравственным ценностям, т.е. сформировать личностные результаты (идти по пути их достижения). Подробно анализируется алгоритм реализации рабочей программы воспитания.
Одним из важнейших направлений развития системы среднего профессионального образования (СПО) на современном этапе является необходимость постоянного обновления содержания и технологий профессионального образования в соответствии с актуальными и перспективными требованиями к квалификации работников. Значительное содействие в вопросах совершенствования качества подготовки специалистов может оказать международное сотрудничество в сфере реализации программ СПО. Налаживание такого сотрудничества позволит учесть передовой зарубежный опыт, повысить привлекательность образовательных учреждений СПО среди потенциальных абитуриентов, вывести программы СПО на международный рынок образовательных услуг.
На сегодняшний день наибольшее развитие получило международное сотрудничество в области реализации программ высшего образования, магистратуры и аспирантуры.
Рассматривается опыт международного сотрудничества Челябинского института путей сообщения — филиала Уральского государственного университета путей сообщения (ЧИПС УрГУПС). Приводятся сведения об основных направлениях международного сотрудничества, включающих работу по поиску потенциальных партнеров среди иностранных образовательных организаций, с последующей формализацией взаимоотношений в рамках договоров о международном сотрудничестве, а также опыт реализации в рамках подписанных договоров совместных международных мероприятий образовательной, научной и спортивной направленности, работу по совершенствованию профессиональных компетенций кадрового потенциала ЧИПС УрГУПС за счет стажировок преподавателей в образовательных организациях Республики Казахстан.
Подготовка молодежи к будущей трудовой деятельности — одна из задач первостепенной важности. Исходя из направленности современного обучения на сформированность, в частности, общих компетенций (ОК), указывается на особенности учебного взаимодействия преподавателя с обучающимися по освоению ими учебного материала. Решение проблемы формирования ОК обучающихся с позиции эффективности этого процесса возможно при использовании преподавателем приемов организации деятельности обучающихся, соответствующих определенным требованиям (критериям обогащения субъектного опыта). Осуществлен теоретический анализ научно-педагогической и методической литературы, сделано обобщение и проведена систематизация изученного материала, позволившие выявить условия успешной организации деятельности обучающихся и показатели сформированности ОК будущих специалистов. В связи с необходимостью разработки методического сопровождения организации деятельности обучающихся с позиции формирования ОК представлена процедура совершенствования выбранного для конкретной учебной ситуации приема организации деятельности обучающихся, которая позволяет преподавателю моделировать новые приемы, исходя из конкретной цели. На примере изучения учебных математических текстов показано, как осуществляется процедура совершенствования выбранного преподавателем приема. Полученные результаты могут быть полезны не только преподавателям математики, но и других учебных дисциплин, а также для создания лекционного курса по программе повышения квалификации работников образования.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ТРАНСПОРТА 
Интеллектуальное и духовное развитие личности ученика является приоритетной задачей современного образовательного процесса. Цель обучения сегодня — создание на занятиях для обучающихся с разными способностями обстановки, ориентированной на реализацию творческого потенциала. При этом ценность личности студента служит определяющим фактором. В настоящее время особое внимание уделяется педагогическим технологиям, реализуя которые, педагог не предлагает учащимся готовую информацию, а организует и координирует учебный процесс, направляя учебную деятельность в нужное русло, в полной мере учитывая индивидуальные способности учеников. Именно поэтому личностно ориентированные педагогические технологии имеют большое значение в образовательном процессе. Анализируется понятие педагогической технологии, даются ее различные определения. Рассматриваются особенности личностно ориентированных педагогических технологий, изучаются такие технологии, как обучение в сотрудничестве и разноуровневое обучение. Приводятся методы обучения, используемые педагогами в рамках реализации данных педагогических технологий. Исследуется применение личностно ориентированных технологий при изучении общепрофессиональных дисциплин среднего профессионального образования, в частности, бинарные игровые уроки, технологии разноуровневого обучения. Особое внимание уделяется методам оценивания образовательных достижений учащихся.
ОБРАЗОВАНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ: ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ 
Рассматриваются актуальность и практическая значимость трансформации научно-образовательной экосистемы отраслевого университета от традиционных к принципиальной новым форматам, в которых цифровая экосистема вуза интегрирована с интеллектуальными приоритетами развития цифровой экономики и отрасли. Показано, что миссией создания Школы инженерного предпринимательства (ШИП) в отраслевом вузе является подготовка обучающихся всех уровней образования к оптимальному решению инженерно-технических задач для устойчивого научно-технологического развития транспортной отрасли за счет создания новой наукоемкой продукции во взаимосвязи «школа–техникум–университет–бизнес–послевузовское образование».
Применялись материалы открытых источников сети Интернет, программа развития Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I (ПГУПС) до 2030 г.; экосистемный, модульный и проектный подходы к организации работы ШИП; методология инновационного менеджмента, инженерного предпринимательства и системного анализа.
Представлен первый опыт создания и развития в отраслевом транспортном вузе инновационной образовательной модели ШИП, созданной коллективом ПГУПС. Охарактеризованы результаты опыта реализации этапов деятельности, включая концепт облика и архитектуры ШИП.
Дальнейшее масштабирование уникального опыта ПГУПС, как отраслевого вуза, позволит реализовать опережающее воспроизводство человеческого капитала с расширенными компетенциями и сформирует точки роста конкурентоспособности транспортного образования для Индустрии 4.0.
Рассматриваются актуальные вопросы дистанционного обучения (ДО) при проведении в техникумах и колледжах дипломного проектирования и последующей защиты диплома. Даются определения терминам «дистанционное образование» и «дистанционные образовательные технологии». Изучаются принципы структурирования материала при ДО, психологические особенности контактов преподавателя и обучающихся в условиях ДО, применение технологий дистанционного образования и моделей ДО. Приводится пример стратегии при дистанционной подготовке дипломного проекта обучающимся. Для того чтобы правильно рассчитать стратегию при дистанционной подготовке дипломного проекта обучающимся преподаватель сперва должен представить на бумаге поэтапно весь алгоритм работы с обучающимся, если бы подготовка дипломного проекта и защита проходили в стандартном штатном режиме с посещением консультаций в техникуме. Показываются модели ДО, используемые обучающимися в процессе подготовки дипломного проекта: консультационная модель, модель «кейс-технологии», модель регулируемого самообучения. Эффективность моделей раскрывается в аспекте их использования при ДО на стадии дипломного проектирования и защиты диплома. Технологии дистанционного обучения служат хорошим подспорьем в работе преподавательского состава любого учебного заведения, так как позволяют быстро и с высокой долей качества предоставить обучающимся всю необходимую информацию в удобном для них виде, а также осуществить эффективный контроль за ее усвоением со стороны обучающегося.
ЛОГИСТИКА. ЭКОНОМИКА ТРАНСПОРТА. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССАМИ ПЕРЕВОЗОК 
Рассматриваются изменения в интенсивности товарооборота и ИТ-решения, направленные на оперативное реагирование в логистике. С учетом изученных форс-мажорных обстоятельств, возникших в мировой экономике в 2020 г., определены закономерности функционирования складской и транспортной логистики и их перспективы в ближайшем будущем. Установлено, что внедрение роботизации и автоматизации является ключевым инструментом борьбы в сложной конкурентной среде. На основе исследованных главных достоинств и недостатков некоторых автоматизированных складских систем выявлены преимущества от реализации средств роботизации и автоматизации в работе диспетчера железнодорожной станции и в других сферах транспортной логистики. Анализируются этапы цифровизации в ОАО «РЖД» и планы по использованию цифровых платформ как внутри структуры, так во внешней среде в интересах других участников рынка транспортных и логистических услуг. Приводятся результаты проведенного исследования при реализации в ОАО «РЖД» пилотного проекта «Интертран» по применению программных роботов, а также основные направления, по которым они работают. Показывается влияние процессов цифровизации на формирование тарифной политики в складской и транспортной логистике.
ЦИФРОВИЗАЦИЯ, ИННОВАЦИИ И МОДЕЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ 
Предложен алгоритм пространственно-векторной широтно-импульсной модуляции (ШИМ) (Space vector pulse width modulation — SVPWM) на основе искусственной нейронной сети.
В расчетах времени действия векторов напряжения по традиционному алгоритму SVPWM в качестве переменных используют значения относительного фазового угла на секторах, это вызывает сложности в их вычислении.
Для преодоления данных недостатков составлены математические модели, определяющие время открытия силового элемента по абсолютному фазовому углу на инверторном преобразователе. Поскольку математические модели имеют различные виды расчетных формул по секторам и невозможно выразить их в однозначной формуле, для устранения этих трудностей построена функция с помощью искусственной нейронной сети, с помощью которой можно обобщенно определять время открытия силового элемента по фазам A, B и C.
Независимо от секторов, алгоритм SVPWM устанавливает время открытия силового элемента по фазовому углу θ на инверторном преобразователе.
Проведена проверка обобщенной способности искусственной нейронной сети и ее точности, а также времени операции моделирования в среде MATLAB.
Предложенный способ позволяет достигнуть высокой точности регулирования скорости и значительно сократить время операции.
При управлении тяговым приводом электроподвижного состава с асинхронным тяговым двигателем можно уменьшить период регулирования, в итоге повышается тяговая способность электровозов и электропоездов метрополитена с векторным управлением или с прямым управлением моментом примерно в 1,1–1,2 раза.
ИНФРАСТРУКТУРА ТРАНСПОРТА: СОЗДАНИЕ, ЭКСПЛУАТАЦИЯ И РАЗВИТИЕ 
Разработка приемного блока ультразвукового (УЗ) дефектоскопа для контроля рельсов включает теоретические и практические исследования. Особое внимание уделяется экспериментальному определению характеристик УЗ пьезодатчика и описанию приемно-усилительного тракта. Макетный образец УЗ дефектоскопа позволяет производить проверку рельс на наличие дефектов и дает ощутимый выигрыш в габаритах по сравнению с громоздкими аналогами.
Используемые теоретические методы основывались на принципах электротехники, электронной техники, графического анализа и теории автоматического управления.
Экспериментальные исследования пьезодатчика дали возможность определить его главную резонансную частоту. Правильный выбор параметров усилительного блока обеспечил точную и надежную работу прибора. Практические испытания дефектоскопа с помощью специального буферного образца рельса позволили осуществить настройку его чувствительности.
За основу приемно-усилительного тракта дефектоскопа взят входной усилитель микровольтметра В3-40. Прибор включает возможность его использования совместно с преобразователем. Представлена структурная схема дефектоскопа. Описана электрическая схема входного делителя с выбором необходимых сопротивлений и электрическая схема измерителя эффективного значения с описанием всех его элементов.
Режимы работы и радиоэлектронные схемы выбраны по справочным данным с учетом их высокой надежности. Применение в схемном решении аналоговых интегральных микросхем позволило увеличить надежность и точность устройства дефектоскопа, упростить его наладку, уменьшить дрейф нуля и улучшить качество выходного сигнала.
ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕВОЗОК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ НА ТРАНСПОРТЕ 
На протяжении последних двух лет из-за распространения эпидемии и введенных ограничений произошло закрытие государственных границ, были установлены ограничения на передвижения людей и грузов, произошел разрыв производственно-сбытовых цепочек и, как следствие, снижение покупательского спроса и покупательной способности. Данные события негативно повлияли на доходы операторских компаний. Перевозка грузов осуществляется разными видами транспорта. Выбор транспорта зависит от множества факторов: объема перевозимого груза, местоположения предприятий производителей и потребителей, степени развития транспортной инфраструктуры.
В настоящее время актуальной становится задача по снижению транспортной составляющей в цене товара и, соответственно, расходов компаний-операторов железнодорожного подвижного состава при транспортировке грузов. Это может быть достигнуто путем передачи на аутсорсинг части работ, выполняемых компаниями-операторами подвижного состава.
Рассмотрены условия для прекращения выполнения работ силами компании-оператора подвижного состава. Представлен инструмент для анализа, произведена оценка эффективности использования аутсорсинга. Применение аутсорсинга позволит компаниям-операторам железнодорожного подвижного состава сократить расходы на неосновные виды деятельности, сконцентрировать внимание на тех процессах, которые непосредственно приносят прибыль.
ИСТОРИЯ ТРАНСПОРТА 
Рассматривается первое в русской литературе сочинение, в котором появляется образ железной дороги. Речь идет о комедии-водевиле П.С. Федорова «Поездка в Царское Село по железной дороге» (1838). В дальнейшем этот образ стал одним из ключевых в русской культуре рубежа XIX–XX вв., к нему обращались многие писатели, наделяя его разными смыслами — от положительных до резко негативных, тем интереснее узнать об истоках его возникновения.
В комедии П.С. Федорова железная дорога является локусом, который определяет сюжет пьесы и счастливое разрешение конфликта. В целом железная дорога определяется автором водевиля как чудо и великое достижение прогресса, и едва ли не каждый персонаж в пьесе произносит хвалебные слова в ее адрес.
Особое внимание уделяется фигуре создателя комедии П.С. Федорову, одного из крупнейших драматургов и переводчиков, 26 лет руководившего репертуарной частью Санкт-Петербургских театров, творчество которого оказалось забыто в ХХI в. Приведенные факты могут пригодиться для междисциплинарных связей на уроках истории и литературы, а также специальных дисциплин для будущих железнодорожников.
ОБЗОР НАУЧНОЙ ПРЕССЫ. НОВИНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: СОБЫТИЯ, МНЕНИЯ, СООБЩЕНИЯ 
Подготовка востребованных, конкурентоспособных кадров — основная задача образовательной организации. Обучение будущих специалистов должно быть ориентировано на длительные трудовые отношения и развитие профессиональной карьеры на железнодорожном транспорте. Для достижения этих целей в структурном подразделении среднего профессионального образования Великолукского филиала ПГУПС разработана необходимая правовая база, связанная с высококачественной подготовкой железнодорожников. Результатом функционирования представленной системы служит возможность выбора работодателем наиболее подготовленного персонала на этапе получения обучающимися профессионального образования, которые изучают современные технологии, участвуют в чемпионатах и олимпиадах, получают от работодателей предложения о трудоустройстве.
Рассматриваются ключевые принципы организации профориентационных мероприятий, проводимых не только в школах города, района, области, но и близлежащих регионов, стран СНГ; практического обучения, направленного на формирование у обучающихся профессиональных умений и навыков на различных этапах профессиональной подготовки; системы трудоустройства выпускников, построенной на взаимовыгодном партнерстве с предприятиями; воспитательных мероприятий, ориентированных на создание условий к активной адаптации в выбранной сфере деятельности; участия в конкурсах профессионального мастерства, повышающих престиж специальности и обеспечивающих функционирование системы трудоустройства и партнерства с предприятиями, и как результат — гарантированное трудоустройство, квалифицированное выполнение обязанностей и быстрый карьерный рост.
В 2022 г. Московский колледж транспорта (МКТ) Российского университета транспорта (РУТ (МИИТ) отметил 150-летие со дня основания. История учебного заведения неразрывно связана с историей государства.
Рассматриваются этапы создания и становления одного из старейших учебных заведений, осуществляющего подготовку кадров для транспортной отрасли. За годы существования колледжа менялись его названия, структура, одно поколение сменялось другим, было много побед и достижений. И всегда у руля стояли сильные, грамотные, болеющие душой за вверенное им дело руководители. Качество подготовки студентов не раз подтверждалось профессионально-общественной аккредитацией. Богатая полуторавековая история учебного заведения свидетельствует об устоявшихся традициях и колоссальном опыте подготовки кадров для транспортной отрасли.
Студенты колледжа — победители национальных и региональных чемпионатов WorldSkills, преподаватели — сертифицированные эксперты, разработчики компетенций WorldSkills. С 2017 г. на базе колледжа ежегодно проводятся вузовские чемпионаты РУТ (МИИТ) по стандартам WorldSkills, которые собирают на одной площадке профессионалов из различных регионов РФ.
Учебный процесс колледжа организован на современной лабораторной базе, сформированной, в том числе, в рамках программы взаимодействия ОАО «РЖД» с университетскими комплексами железнодорожного транспорта.
В этом году Кыргызский государственный университет строительства, транспорта и архи тектуры имени Н. Исанова (КГУСТА) отмечает 30-летний юбилей. Университет входит в пятерку лучших вузов республики.
В этом году Томский техникум железнодорожного транспорта (ТТЖТ) отмечает юбилей — 120 лет.
21–22 февраля 2022 г. состоялось очередное заседание РСПО на базе Омского техникума железнодорожного транспорта — структурного подразделения Омского государственного университета путей сообщения (ОмГУПС).
С 1947 г. в мире проводятся соревнования WorldSkills с целью повышения уровня профессиональной подготовки и квалификации, популяризации рабочих профессий.
НОВОСТИ. АНОНСЫ 
28 февраля 2022 г. прошла заочная III Международная научно-практическая конференция студентов, молодых ученых и специалистов «Железнодорожный транспорт: проблемы и пути развития, его прошлое, настоящее и будущее».
ISSN 2687-1033 (Online)