Preview

Техник транспорта: образование и практика

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков
Том 2, № 4 (2021)
Скачать выпуск PDF
 
368 25
Аннотация

С 13 по 19 ноября 2021 года в Москве пройдет традиционная XV Международная выставка «Транспорт России». 

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

 
369-374 42
Аннотация

Стремительно растет популярность среднего профессионального образования (СПО). Сегодня это открытая система, которая развивается в союзе с работодателями, обучающимися и педагогами. Открытость системы, постоянное обновление содержания, оперативное гибкое реагирование на социально-экономические перемены и проблемы, гармонизация результатов обучения с требованиями в сфере труда определяют возможности адаптации СПО к внешним изменениям.

Вопросы подготовки кадров среднего звена для транспортной отрасли — в центре внимания Минобрнауки, Министерства транспорта и университетов, находящихся в ведении Росжелдора. Так, представители Общественного совета при Росжелдоре высказались о необходимости полноценного финансирования СПО, которое позволит качественно реализовывать учебные программы СПО для железнодорожной отрасли лучшего качества и обеспечивать поток высококвалифицированных молодых специалистов.

Редакция пригласила высказаться на страницах журнала ведущих ученых и руководителей первого уровня университетов путей сообщения об основных тенденциях развития профессионального образования на железнодорожном транспорте, поделиться накопленным опытом, выделить особо актуальные вопросы.

375-378 34
Аннотация

Профессионально-общественная аккредитация (ПОА) все более широко входит в практику взаимодействия работодателей и системы образования. Рассмотрены актуальные вопросы проведения процедуры ПОА основных образовательных программ (ОП), реализуемых для подготовки квалифицированных кадров в сфере железнодорожного транспорта. Обозначены цели и задачи ПОА, освещены практические аспекты, помогающие образовательной организации эффективно пройти соответствующую процедуру.

Представленный опыт — результат практической работы автора по организации ПОА основных ОП от лица работодателей железнодорожного транспорта.

379-382 53
Аннотация

Рассматривается роль Некоммерческой организации «Ассоциация колледжей и техникумов транспорта» (НО «АСКИТТ») в решении задач, связанных с модернизацией транспортного образования. Сегодня Ассоциация является действенным инструментом обратной связи с образовательными организациями в продвижении инновационных проектов в сфере образования.

Особое внимание НО «АСКИТТ» уделяет работе по координации разработки и развития новых отраслевых компетенций Ворлдскиллс. Потребность в создании новых компетенций выявляется, как правило, при подготовке к новому чемпионатному циклу, внедрении технологий демонстрационного экзамена или развитии чемпионатного движения на производстве, в регионе или вузе.

Значимой становится идея объединения усилий с колледжами и техникумами морского и речного транспорта отраслевых университетских комплексов в рамках НО «АСКИТТ», которую активно поддерживает Минтранс России. Это дальнейшая перспектива, следующий шаг в развитии Ассоциации.

Вместе сделать то, что не сможем сделать в одиночку — лейтмотив деятельности НО «АСКИТТ», который открывает возможность всем членам Ассоциации выйти на новые образовательные рубежи.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ТРАНСПОРТА 

383-391 26
Аннотация

Появление новых федеральных образовательных стандартов среднего профессионального образования (СПО) дало развитие двум инструментам: конкурсному движению WorldSkills и независимой оценке квалификаций.

Сегодня государственная итоговая аттестация должна проводиться в форме защиты выпускной квалификационной работы, в виде дипломной работы (дипломного проекта) и демонстрационного экзамена, для проведения которого требуются специализированные площадки (оснащенные современным технологическим оборудованием), позволяющие выполнять задания, которые предусмотрены паспортом компетенций по модели WorldSkills. Это влечет за собой финансовые затраты образовательных организаций (ОО): либо на участие и использование специализированной площадки на базе сторонней организации, либо на создание новых компетенций и развитие материально-технической базы своего образовательного учреждения.

Описан опыт работы преподавателей Тихорецкого техникума железнодорожного транспорта по разработке компетенций по стандартам WorldSkills, обозначены проблемы и пути развития чемпионатных линеек по железнодорожным специальностям.

Роль экспертов в подготовке соревнований очень высока. Появляются экспертные сообщества. Они вырабатывают самый ценный контент — содержание для образовательных программ в колледжах и техникумах.

Создание новых компетенций, развитие экспертного сообщества, взаимодействие ОО и проведение соревнований по стандартам WorldSkills привносит изменения в систему СПО и задает темп в развитии чемпионатных линеек.

392-397 30
Аннотация

Проблема профессиональной подготовки специалистов — одна из актуальных в профессиональном образовании.

Промышленные предприятия (и не только железнодорожного транспорта) в настоящее время вынуждены делать серьезные денежные вливания, тратить время на дополнительное обучение молодых специалистов, которые испытывают серьезные трудности на рабочем месте. Теоретическое обучение молодого специалиста порой не соответствует тому, что надо делать в действительности на производстве. Поэтому перемены в системе профессионального образования — требование времени. Эти изменения связаны с необходимостью улучшить подготовку студентов.

В условиях, когда полным ходом идет реформа системы образования и педагоги находятся в поиске новых образовательных моделей, возникает проблема подготовки квалифицированных кадров, обладающих высоким профессионализмом, востребованных на рынке труда. Современный профессионал — это энергичная, любознательная, конкурентоспособная, творческая личность, готовая показать все свое мастерство и быстро реагирующая на изменения, которые происходят в обществе, особенно в профессиональной и социальной сфере. Главная задача современного образовательного учреждения — готовить именно таких выпускников.

Модернизация, как важный резерв реорганизации и обновления образовательной системы в соответствии с современными требованиями, ставит главную цель: привести систему профессионального образования в соответствие с социальными и экономическими потребностями страны, установить тесную связь образовательных организаций и производства.

Усовершенствование профессионального образования будет иметь большое значение для развития не только железнодорожной отрасли, но и экономики всей страны; позитивных изменений в других отраслях народного хозяйства.

ОБРАЗОВАНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ: ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ 

398-402 23
Аннотация

Рассмотрен опыт проведения Федеральным агентством железнодорожного транспорта (Росжелдор) ежегодных курсов повышения квалификации руководителей образовательных организаций (ОО) среднего профессионального образования (СПО) и руководителей государственных университетов путей сообщения, курирующих их работу, организуемых Учебно-методическим центром по образованию на железнодорожном транспорте. Изложены основные вопросы и проблемы, которые обсуждались с 13 по 16 сентября 2021 г. на курсах «Повышение качества среднего профессионального образования в сфере железнодорожного транспорта: перспективы и пути развития», проведенных на базе Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I.

Перечислены актуальные вопросы, изучению которых посвящено мероприятие: итоги работы учебных заведений СПО Росжелдора; взаимодействие ОО Росжелдора с основным работодателем — ОАО «РЖД»; учебно-методическое обеспечение основных профессиональных образовательных программ СПО; новые организационно-методические механизмы в системе СПО через ФУМО; внедрение технологических инноваций в СПО на железнодорожном транспорте через конкурсы профессионального мастерства; чемпионаты Ворлдскиллс; информационные, организационные, научно-методические ресурсы для решения задач по подготовке специалистов среднего звена для железнодорожного транспорта.

ЛОГИСТИКА. ЭКОНОМИКА ТРАНСПОРТА. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССАМИ ПЕРЕВОЗОК 

403-410 37
Аннотация

Пассажирский транспорт страны оказывает существенное влияние на уровень ее экономического развития, обеспечивая связь населения с объектами промышленного, социального, культурного и бытового назначения.

В России междугородние пассажирские перевозки общественным транспортом в основном представлены автобусным, железнодорожным, авиационным (самолеты) и водным (внутренний). Выполнен анализ динамики по перевозке пассажиров и пассажирообороту транспорта общего пользования за период с 2015 по 2020 гг., представлен расчет количества рейсов, выполняемых автобусным, железнодорожным, авиационным (самолеты) и водным (внутренний) транспортом, выявлены причины недостаточности развития пассажирских перевозок и предложены пути решения.

Установлено, что внутренние водные перевозки в настоящее время претерпевают упадок и для их развития необходимо вмешательство государства. Также за рассматриваемый период наблюдаются снижение популярности автобусов и предпочтение личного транспорта общественному, необходимость повышения качества перевозки. Показатели воздушного и железнодорожного транспорта имеют положительную динамику, однако тоже требуют роста. Развитие воздушного транспорта России может быть осуществлено введением новых услуг, например, авиатакси, железнодорожного — выполняться в сфере городского и пригородного сообщения, строительстве новых высокоскоростных магистралей. В 2020 г. в связи с объявлением ограничений на перемещение и проведением карантинных мероприятий наблюдается резкое снижение показателей по всем видам транспорта.

Материалы могут быть использованы для анализа и совершенствования работы пассажирского комплекса страны.

ЦИФРОВИЗАЦИЯ, ИННОВАЦИИ И МОДЕЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ 

411-417 32
Аннотация

Автоматизация управления грузовыми поездами будет способствовать уменьшению числа сотрудников, занятых в управлении движения; сокращению затрат железнодорожных компаний, связанных с выплатой заработной платы работникам; повышению прибыли и увеличению конкурентных преимуществ по сравнению с другими видами транспорта.

В рамках технического прогресса для развития железнодорожной техники автоматизация систем управления подвижным составом в текущем периоде является одной из существенных задач. В транспортной отрасли народного хозяйства наблюдается развитие технологии беспилотного движения за счет внедрения системы автоматического управления, которая должна обеспечивать безопасность, ведение и управление поездом, контролировать свободность пути, выявлять и обрабатывать внештатные ситуации. Большое значение имеет создание современных цифровых платформ, которые позволяют повысить безопасность и экономичность перевозок.

Проанализированы методом сопоставлений максимальные уровни автоматизации управления грузовыми магистральными поездами и маневровыми локомотивами, которых удалось достичь некоторым странам мира.

Применение полностью автоматизированного движения целесообразно на крупных сортировочных станциях, промышленных предприятиях, там, где технологические операции осуществляются циклами, например при надвиге подвижного состава на вагоноопрокидыватели на металлургических заводах, в морских портах при перевалке угля.

418-426 32
Аннотация

Рассмотрены вопросы взаимодействия персонала железнодорожной станции при устранении неисправностей инфраструктуры на примере устройств пути и оборудования сигнализации, централизации и блокировки. Приведены примеры конкретных решений проблемных ситуаций при обучении дежурного по железнодорожной станции на тренажере, представляющем виртуальные рабочие места дежурного и/ или поездного диспетчера (ДСП/ДНЦ). Изложен опыт и представлены варианты использования тренажера в лаборатории управления движением. Актуальность публикации связана с цифровой трансформацией управления и необходимостью подготовки персонала железнодорожных станций к взаимодействию в условиях виртуального моделирования перевозочного процесса. Показаны изменения в индикации на мониторе тренажера в последовательности действий дежурного по железнодорожной станции. Приведены примеры несоответствия реальных приемов устранения неисправностей на станции и программного обеспечения тренажерного комплекса. Объясняется перспектива развития виртуальных технологий управления с использованием искусственного интеллекта. Действующие инструкции и нормативные документы применены как информационные материалы. Предложен вариант оформления документов как результат взаимодействия работников различной подчиненности в соответствии с требованиями действующих нормативных и технологических документов.

В качестве научных методов применен контент-анализ протоколов работы обучающихся на тренажерах ДСП/ДНЦ, выполнены аналитические сопоставления количественных и качественных показателей работы по организации перевозочного процесса при цифровой трансформации управления. Перечислены дидактические формы использования цифровых тренажеров в учебной работе и других формах образовательной деятельности. Полученные результаты заключаются в повышении качества подготовки обучающихся по профессиональным компетенциям, обеспечении востребованности выпускников учебных заведений среднего звена железнодорожного транспорта на перспективном рынке трудовых ресурсов.

427-434 29
Аннотация

Полноценная трансформация невозможна без применения новых дидактических подходов и создания учебно-методического обеспечения. Это связано с особенностями современного обучающегося. Нынешние студенты родились и выросли в перенасыщенном информацией мире, у них преобладает клиповое мышление, которое ориентировано на обработку информации небольшими порциями. В настоящее время становится актуальной проблема разработки таких обучающих программ, которые были бы направлены на самостоятельную работу, строились на игровых методах подачи информации, учитывали психофизиологические особенности обработки информации.

Проанализированы результаты исследований когнитивной психологии, проведен самоанализ опыта разработки и внедрения в учебный процесс трехмерных интерактивных обучающих программ.

Выявлены проблемы и недостатки традиционных способов представления информации. Показаны примеры реализации интерактивных обучающих приложений. Представлен способ организации распределенной системы дистанционного обучения.

Проведенное исследование позволило наметить пути модернизации учебно-методического обеспечения посредством использования интерактивных приложений, мобильного обучения, распределения ресурсов, внедрения современных цифровых решений и создания комфортной образовательной среды.

ИНФРАСТРУКТУРА ТРАНСПОРТА: СОЗДАНИЕ, ЭКСПЛУАТАЦИЯ И РАЗВИТИЕ 

435-441 26
Аннотация

Развитие человечества невозможно без средств сигнализации. Сигнализация в любых сферах деятельности человека всегда являлась средством обеспечения безопасности. Одна из таких сфер — железнодорожный транспорт, эволюция которого и, соответственно, средств сигнализации началось в XIX в.

По мере технического прогресса в России эволюционировали и средства сигнализации, которые прошли путь от простейших звуковых и оптических сигналов до современных, использующих спутниковые технологии.

В результате этого процесса система сигнализации на железнодорожном транспорте, ее средства претерпели серьезные изменения. Примитивные способы подачи команд — оптических (диск, флажок) и звуковых (свисток) — участниками движения были потеснены более современными средствами сигнализации, в работе которых задействуются микропроцессорная техника и спутниковые технологии. Естественно, в технической эволюции человечества он вызывает интерес у ученых и просто любознательных людей, так как знание этапов зарождения и развития сигнализации позволяет современникам совершенствовать ее и не забывать основы этой области жизнедеятельности человека.

Примером современной сигнализации может служить автоматическая локомотивная сигнализация единого ряда непрерывного типа (АЛС-ЕН). Сигнал данного вида сигнализации более информативен: в нем содержится информация о количестве свободных блок-участков впереди поезда, а также о допустимой скорости его движения.

Сигнализация на железнодорожном транспорте — не догма. Это доказывает история железных дорог мира и, в частности, России. Ее развитие предопределено эволюцией технических средств железнодорожной автоматики и телемеханики, так как именно эта система стоит на первом месте в вопросах обеспечения безопасности движения поездов на железнодорожных магистралях России.

ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕВОЗОК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ НА ТРАНСПОРТЕ 

442-446 24
Аннотация

Для обеспечения бесперебойного железнодорожного сообщения с Республикой Крым в рамках крупнейшего национального инфраструктурного проекта в 2018 г. завершено строительство транспортного перехода через Керченский пролив, включающего и железнодорожную составляющую. Рассматриваются нормативные правовые основания для использования современных стационарных инспекционно-досмотровых комплексов, позволяющих проводить досмотр грузовых поездов, курсирующих по железной дороге транспортного перехода через Керченский пролив.

Уникальность правового режима охраны данного сооружения дополняется применением новейших технических средств обеспечения транспортной безопасности для предупреждения совершения противоправных посягательств на деятельность транспортного комплекса, в том числе стационарных досмотровых железнодорожных комплексов.

Показывается принцип работы досмотровых комплексов, который базируется на физическом методе интроскопии, приводятся их технические характеристики. Применение досмотровых железнодорожных комплексов позволяет силам обеспечения транспортной безопасности выявлять предметы и вещества, запрещенные или ограниченные для перемещения в зону транспортной безопасности, фактически без вмешательства в технологические процессы грузовых перевозок, так как сканирование вагонов осуществляется при движущемся поезде. Современные установки на высоком уровне надежно защищают Крымский мост от противоправных посягательств.

ИСТОРИЯ ТРАНСПОРТА 

447-453 33
Аннотация

Развитие экономики невозможно представить без нефти и нефтепродуктов. Ритмичная и эффективная работа предприятий промышленности и других отраслей народного хозяйства зависит от бесперебойных поставок, поэтому логистические транспортные схемы доставки нефтепродуктов очень важны. Подобные виды перевозок хорошо изучены в современный период, но до сих пор никто не рассматривал их осуществление в военное время. Сделана попытка проанализировать разнообразие схем доставки и их диверсификации во время войны с целью применения опыта в мирное время.

Рассмотрен опыт организации перевозок нефтеналивных грузов в период военных событий, раскрыты исторические аспекты использования уникальных схем их доставки. Исследование схем транспортировки нефтеналивных грузов в транспортно-логистических системах в историческом разрезе дает представление об уникальности отдельных способов доставки. Благодаря подвигу нефтяников и моряков было налажено снабжение фронта через Каспий Баку - Красноводск и Баку - Астрахань. Уже с первых дней Великой Отечественной войны нефтяной Баку бесперебойно снабжал фронт нефтью и нефтепродуктами.

Изучение исторических фактов показывает, что схемы перевозки нефтеналивных грузов всегда были нацелены на максимальное взаимодействие видов транспорта и использование их технических преимуществ. Приведена возможность применения современных транспортно-технологических систем транспортировки нефти, получивших развитие за счет расширения освоения логистического инструментария и принципов логистики.

454-462 22
Аннотация

Строительство железных дорог в России, как и во всем мире, способствовало появлению многочисленных новых направлений общественной жизни, в том числе стимулировало зарождение неизвестных ранее новых отраслей экономики. На основе исторического обзора рассматривается миссия железных дорог в совершенствовании российского социума, перечислены сферы влияния на общественную жизнь, эстетическое воспитание и обогащение облика ландшафта, развитие сферы просвещения и образования, миссионерства, сервиса. Приводятся примеры решения задачи дальнего круглогодичного сообщения, невзирая на климат, магистрального сообщения по просторам России, создания особой традиции перевозок, которая и обусловила доныне живущий повседневный стиль бытия российских железных дорог.

Породив новую традицию сообщений, люди создали иную систему взаимоотношений с миром. Железная дорога сыграла в этом ведущую роль и имеет большую и почетную историю, представляет собой великую хронику героизма, труда, научной мысли и культуры.

Исследование посвящено начальному этапу развития железных дорог и аспектам их влияния на жизнь россиян. Далее будут описаны исторические события, предопределившие современное состояние отечественных железных дорог в разрезе повседневной жизни соотечественников.

ОБЗОР НАУЧНОЙ ПРЕССЫ. НОВИНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: СОБЫТИЯ, МНЕНИЯ, СООБЩЕНИЯ 

465-467 31
Аннотация

Основные задачи олимпиады дипломных проектов Федерального агентства железнодорожного транспорта — повышение качества подготовки специалистов, развитие творческих способностей обучающихся, повышение заинтересованности студентов и преподавателей в развитии и совершенствовании деятельности железнодорожной отрасли, формирование высококвалифицированного кадрового потенциала. Практика участия филиалов (структурных подразделений) СПО Иркутского государственного университета путей сообщения показывает, что не все показатели возможно достичь.

Образовательный процесс в СПО ориентирован на подготовку к практической деятельности на производстве. В соответствии с ФГОС по программам СПО обучающийся должен овладеть общими и профессиональными компетенциями, приобрести определенные знания, умения и практический опыт. Предложено внести ряд изменений в систему оценивания олимпиады дипломных проектов в части критериев. Систему оценивания олимпиады необходимо адаптировать с учетом возможностей СПО для стимулирования участия структурных подразделений в их проведении.

468-471 37
Аннотация

На сегодняшний день актуальной проблемой для абитуриентов и работодателей является получение полной и достоверной информации о качестве подготовки обучающихся образовательными организациями (ОО) различных уровней, включая среднее профессиональное образование (СПО). Один из наиболее востребованных инструментов — проведение независимой оценки качества образования и создание рейтингов ОО. Интерес представляют рейтинги, формируемые работодателями, которые оценивают не формальные признаки соответствия условий реализации образовательного процесса нормативным требованиям, а включают показатели, позволяющие оценить уровень соответствия выпускников требованиям работодателей и востребованности выпускников на предприятиях транспортной отрасли.

Общероссийское отраслевое объединение работодателей железнодорожного транспорта (Желдортранс) в текущем году впервые провело рейтинг ОО, реализующих программы СПО по железнодорожным специальностям. Данный рейтинг включал основные показатели, позволяющие оценить качество подготовки кадров для предприятий железнодорожного транспорта. Приведены сведения о целях и критериях формирования рейтинга, а также его результатах. По итогам работы экспертной комиссии, образованной из представителей Желдортранс и холдинга «РЖД», лучшей образовательной организацией, реализующей программы подготовки специалистов СПО по направлениям работы железнодорожного транспорта, был признан Челябинский институт путей сообщения — филиал Уральского государственного университета путей сообщения.

472-475 36
Аннотация

Одна из важнейших проблем современного образования — применение информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности и учебном процессе для всех видов и на всех уровнях образования. Особые требования предъявляются в настоящее время и к электронной информационно-образовательной среде учебного заведения. В Красноярском институте железнодорожного транспорта создан электронный образовательный ресурс (ЭОР) по программам среднего профессионального образования (СПО), функционирующий на основе LMS Moodle. Данный ЭОР базируется на общих дидактических принципах: научности, доступности, наглядности, систематичности и последовательности обучения, прочности усвоения знаний, интеллектуального потенциала. Было принято, что каждый электронный курс внутри ресурса должен обладать следующими качествами: развитой гипертекстовой структурой в понятийной части, а также в логической структуре изложения, удобной для пользователя системой навигации, возможностью использования мультимедийных технологий, доступностью, ссылками на литературные источники, электронные библиотеки и на источники информации в сети интернет, эффективной обратной связью.

Рассмотрены организационные мероприятия по выстраиванию структуры ЭОР и этапы внедрения его в учебный процесс по программам СПО: последовательное обучение преподавательского состава разработке курсов в системе Moodle, разработка и принятие структуры ЭОР, разработка требований к электронным курсам, размещаемым в ресурсе.

476-480 45
Аннотация

Изложена информация по организации и проведению VI Международного конкурса изданий для образовательных организаций и учреждений высшего образования, осуществляющих подготовку по укрупненным группам специальностей и направлениям подготовки «Транспорт» «Университетская книга - 2021» в рамках Общероссийского конкурса «Университетская книга» Учебно-методическим центром по образованию на железнодорожном транспорте при поддержке Федерального агентства железнодорожного транспорта и редакции журнала «Университетская КНИГА». В Конкурсе приняли участие: 27 издательских коллективов вузов и структурных подразделений, 16 авторских коллективов, два отечественных издательства, две организации.

Экспертный совет конкурса провел серьезную работу по изучению конкурсных материалов по следующим критериям: оценка аппарата издания, редакционно-издательская подготовка, структура, язык и стиль, соответствие анализируемым жанрам, иллюстративный материал, дидактический аппарат, дизайн, технико-полиграфическое исполнение, новизна и актуальность. Всего было рассмотрено 182 конкурсных издания по всем видам транспорта (железнодорожному, автомобильному, авиационному, водному). Звание лауреата конкурса присвоено Ростовскому государственному университету путей сообщения по суммарному количеству заслуженных наград.



ISSN 2687-1025 (Print)
ISSN 2687-1033 (Online)